Новости. Воздушному мосту 85 лет
Газета "Слобода", 28.04.2006.
Сейчас авиарейсы по маршруту "Харьков-Москва" воспринимаются как нечто обыденное. А в двадцатых годах прошлого столетия открытие регулярного авиасообщения между этими городами стало событием огромной важности.
Еще в апреле 1918 года при Коллегии по управлению воздушным флотом РСФСР был создан отдел по применению авиации в народном хозяйстве. Именно он организовал и обеспечил 1 мая 1918 года полет известного пилота и авиаконструктора Максима Германовича Лерхе по трассе Москва-Харьков.
Трудно установить, насколько мирные цели преследовал рейс в оккупированный германскими и украинскими частями город, где Советы провозгласили свое украинское правительство.
Впрочем, обстановка на фронтах гражданской войны осложнилась настолько, что руководство РСФСР было вынуждено прекратить использование самолетов в народном хозяйстве и направить все силы на укрепление Красного воздушного флота.
Ситуация стабилизировалась через три года. 1 мая 1921 года по решению правительства РСФСР была открыта первая в Российской Федерации регулярная воздушная почтово-пассажирская линия между Москвой и Харьковом. Ее обслуживали пять четырехмоторных бомбардировщиков дивизиона воздушных кораблей "Илья Муромец" конструкции киевского инженера И.И. Сикорского.
Эти машины были собраны в 1918-1920 годах из дореволюционного заводского "задела". Для полетов их приспосабливали "на скорую руку". Они были уже изношены и плохо подходили для работы на регулярной воздушной линии. Но выбирать не приходилось.
Два самолета дивизиона базировались в Москве. Ими ведал участник Первой мировой и гражданской войн, известный летчик Алексей Туманский. Позже, в 1931-1932 годах, он работал линейным пилотом в Харьковском аэропорту.
Второй отряд, состоявший из трех "Муромцев", базировался на Харьковском аэродроме "Сокольники". Возглавлял отряд командир эскадры воздушных кораблей В.М. Ремезюк. Для того времени 650 километров авиамаршрута были большим расстоянием. Учитывая изношенность самолетов, установили особый порядок эксплуатации линии. Два "Муромца" вылетали в одно и то же время из Харькова и Москвы, встречались на аэродроме города Орел, обменивались пассажирами и почтой, после чего возвращались на аэродромы вылета.
1 мая 1921 года, 8 часов 7 минут. "Муромец" с бортовым номером пять, под командованием А.К. Туманского стартовал с московского аэродрома Ходынка. На борту самолета находился фельдъегерь В.Л. Плотников, сопровождавший 68 срочных секретных пакетов весом полтора пуда. Почти одновременно из Харькова, под командованием военного летчика А.В. Носанова с аналогичным грузом вылетел "Муромец" № 2. Самолеты благополучно приземлились в Орле, обменялись почтой, пассажирами и вернулись на свои базы.
С этого дня и до 10 октября 1921 года "Муромцы" выполнили 43 рейса, перевезли 60 пассажиров и 6,5 тонны груза и почты. Полеты продолжались и в 1922 году, но изношенность машин вынудила прекратить выполнение рейсовых полетов по этой трассе. Они значительно повлияли на дальнейшее развитие отечественного воздушного транспорта. В будущем воздушная линия Москва-Харьков стала одной из самых оживленных трасс Аэрофлота. Через Харьковский аэропорт "лежала" воздушная дорога в Крым и южные регионы Украины.
Е. БУЦКИЙ, заведующий музеем истории "Международного аэропорта "Харьков"
P.S. Еще не так давно из Харькова на современных турбовинтовых и реактивных многоместных самолетах в московские аэропорты выполнялось до шести рейсов в сутки. Сегодня отправляются один-два рейса. Возможно, принимаемые городскими властями меры по реконструкции "Международного аэропорта "Харьков", возродят традиционную трассу, которой в этом году исполняется 85 лет.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Авиатранспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.