Новости. Трагедии могло бы и не быть...
Газета "Вечірній Харків", 29.04.2006.
Страшная трагедия произошла на днях в одном из поселков Двуречанского района — маленький ребенок погиб под колесами поезда. Расследованием данного дела занимались сотрудники cектора криминальной милиции по делам несовершеннолетних Линейного управления на Южной железной дороге УМВД Украины на транспорте.
Подробностей никто никогда не узнает
Старший оперуполномоченный по делам несовершеннолетних капитан милиции
Александр Емец рассказывает:
— Два трехлетних мальчика, живущие по соседству друг с другом, играли перед частными домовладениями в песочнице. Мать одного из них — а у нее пятеро детей — периодически выглядывала в окно, чтобы проконтролировать, чем занимается ее младшенький. А в какой-то момент выглянула — мальчишек нет. Забеспокоившись, она сразу же и побежала к соседям, родителям второго мальчика. Пацанов не было и там. Около часа продолжались совместные поиски, но результата не дали, и тогда было решено звонить в милицию. Милиционеры Двуречанского райотдела и бойцы МЧС прочесали расположенный неподалеку лес, но малышей не нашли. Как выснилось, за несколько недель до того мальчики уже уходили в лес, но тогда их быстро нашли родители. В этот раз они точно сквозь землю провалились.
Александр Николаевич продолжает:
— Было уже темно, и поиски были затруднены. Никто и не думал искать дальше, за лесом, на железнодорожных путях — все были уверены, что расстояние в 3-4 километра малышам за такой короткий промежуток времени не преодолеть, поэтому искали в окрестностях поселка. А поздно вечером на колее заметили бездыханное тело ребенка, сбитого поездом… Второго малыша сотрудники райотдела милиции нашли относительно недалеко оттуда: он брел по лесу, был страшно напуган, но ответить вразумительно на хоть какие-то вопросы не мог, только твердил в страхе: «Поезд, поезд... « Родители говорят, что после пережитого он целый день ничего не говорил. Скорее всего, он увидел, что произошло с другом, но потрясение оказалось слишком сильным для его возраста. К счастью, детская память так устроена, что отторгает все ужасное, все, что может помешать дальнейшему развитию личности. Скорее всего, малыш никогда не сможет вспомнить, что же все-таки случилось в тот вечер. По одной из версий, дети устали от дальней дороги и решили отдохнуть. Возможно, один из мальчиков прилег на рельсы и уснул...
Спрашиваю у капитана милиции:
— Будет ли кто-то привлечен к ответственности в этом случае?
— В любом случае травматизма или гибели детей, конечно, виновны взрослые. Но в этой трагедии винить кого-то конкретного сложно. Мы допросили машиниста — он просто не мог остановить состав, шедший на большой скорости, когда заметил в темноте светлую точку на путях. Обвинять многодетную мать, которая и без того пребывает в подавленном состоянии, пережила такое горе, нельзя... Хотя, конечно, если бы за детьми присматривали более тщательно, ни этого, ни многих других печальных случаев просто бы не было.
Железная дорога – запретная зона для детей
Увы, случай с малышом-двуречанцем — не единственный в своем роде, хотя гибели детей столь юного возраста милиционеры за последние десять лет не припомнят. Александр Емец рассказывает:
— Случаи травмирования несовершеннолетних железнодорожными составами регистрируются практически каждый год. В этом году данная трагедия — первая, а в прошлом статистика зафиксировала шесть случаев травмирования несовершеннолетних. Чаще всего причиной травм (порой даже смертельных) становится беспечность самих детей и их родителей. В этой связи вспоминается такой случай. Пожилая женщина с внуком переходила железнодорожный переезд. Она торопилась, поэтому не обратила внимания, что к месту перехода подъезжает не один поезд, а два — с разных сторон по разным колеям. А потому женщина подошла вплотную ко второй колее, чтобы перейти быстрее. Когда перед ней уже проезжал один состав — сзади подъехал другой, и бабушка с внуком оказались между двумя движущимися поездами. Передний проехал — и дама повела ребенка дальше, не сразу заметив, что малыш стал очень бледен, а за ним тянется шлейф крови — подножка несущегося со скоростью состава разорвала ему ягодицу, мальчик был в состоянии болевого шока. Бабушку тогда пришлось привлечь к административной ответственности, хотя она и сама была в состоянии шока от случившегося. Но в данной ситуации стопроцентно верен старый-престарый лозунг, который с незапамятных времен размещают вблизи железнодорожных объектов: «Сэкономишь минуту — потеряешь жизнь». Или еще один прошлогодний случай: мальчик ехал на велосипеде, путь его пролегал через переезд. Он видел, что приближается поезд, видел, что ехать запрещено — но решил проскочить. Причем все это наблюдала женщина, которая работает на переезде, — но она никак не могла остановить «героя». Лишь по счастливой случайности парнишка остался жив, правда, его велосипед восстановлению не подлежит: смотреть на него — и то страшно! Родителям этого мальчика пришлось также заплатить штраф — он сам несовершеннолетний, так что они несут ответственность за его поступки.
— Ситуация в Двуречанском районе поражает какой-то нелепостью, необъяснимостью. Бывают ли такие случаи?
— Да, пару лет назад один 16-летний парень со своими друзьями распивал спиртные напитки на станции. Подъезжал локомотив, и он сказал своим приятелям: «Спорим, я сейчас остановлю поезд?!» Те ответили, мол «слабо». И он примерно за 20 метров до состава выскочил на рельсы, расставил руки и ноги... Подростка буквально размазало по платформе, так как мгновенно затормозить состав просто не может. Тормозной путь пассажирского поезда составляет 500 метров, а грузовой, особенно если в нем 60 вагонов и больше, может останавливаться километр-полтора. Видимо, парень этого не знал или просто не задумывался об этом.
— Как необходимо вести себя ребенку, чтобы не случилось трагедии?
— Вообще, объекты железной дороги являются «зоной повышенной опасности», причем не только для несовершеннолетних. Существует соответствующая статья Административного кодекса, запрещающая находиться на железнодорожных путях. Есть специально оборудованные переходы, переезды, мосты на станциях и платформах, где можно безопасно переходить в нужном направлении, желательно — в сопровождении взрослых. Увы, часто и взрослые своим примером показывают детям то, как не надо себя вести. Есть сотни людей, протоптавших тропинки через пути, чтобы сократить себе дорогу. Мы, по возможности, задерживаем детей и подростков во время этих переходов, направляем дела в суды, чтобы их родители были наказаны. Всего за прошлый год было задержано 108 несовершеннолетних, которые находились на железнодорожных объектах, то есть фактически в условиях повышенного риска.
— Какие наказания в основном применялись к родителям?
— Обычно в таких ситуациях оказываются дети из малообеспеченных семей, поэтому на первый раз суд чаще всего ограничивается предупреждением. Затем применяется штраф до 50 гривен. Если железнодорожные «похождения» совершаются постоянно, несмотря на предыдущие наказания, штраф родителям может составить до 200 гривен. Я думаю, что это — весомая причина для семьи уделить внимание своему ребенку и убедить его больше не выходить на рельсы...
Маленькие воришки
Как рассказывает капитан, нередко дети выходят на рельсы вовсе не из-за желания прогуляться. Их привлекает возможность насобирать металлолом, который в дальнейшем можно сдать, а вырученные деньги — просадить в игровых автоматах или потратить на другие свои нужды. А порой малышей посылают для воровства родители, хотя такая деятельность подпадает под действие уже уголовного кодекса.
Список того, что порой откручивают с железнодорожной колеи детские ручки, огромен: накладки и подкладки, костыли, гайки, скобы... Словом, все, что попадается на глаза и поддается разборке. Как рассказывает Александр Николаевич, поначалу собирают лежащие на поверхности бывшие в употреблении детали, оставшиеся после ремонтников. Когда они заканчиваются — снимают с запасных путей и неиспользуемых магистралей, надеясь, что кражу не обнаружат. Магистральные пути разбирают редко, хотя случается и такое. До сих пор милиционерам удавалось вовремя пресекать подобную деятельность, так что аварий по вине детей-воришек не случалось.
Капитан милиции отмечает: «Во время такого сбора металла дети подвергаются смертельной опасности, так как сейчас на железной дороге локомотивы движутся со все возрастающей скоростью, работают маневровые поезда. Так что мы стараемся по максимуму как предупреждать правонарушения данной категории, так и передавать подобные дела в суд, чтобы хоть благодаря наказанию ребята отказались от такого средства заработка». По словам милиционера, законом запрещается принимать металлолом у несовершеннолетних, но некоторые пункты приема этот запрет игнорируют. Так что действовать приходится через подростков и их родителей: минимальный размер штрафа, который платит семья такого воришки государству, — несколько сот гривен. Повторные кражи случаются редко — одного раза чаще всего хватает...
Самый надежный способ — показать фото с места происшествия Александр Николаевич и его коллеги — частые гости в школах, ПТУ, училищах и других учреждениях образования и воспитания. Чтобы уберечь детей от беды, они проводят лекции, рассказывают, чем опасны прогулки по рельсам. Как отмечает капитан, сегодняшние дети прислушиваются к советам правоохранителей не так, как их отцы и деды, а потому самым действенным средством становится демонстрация фотографий с мест железнодорожных происшествий. Ужасные снимки откладываются в памяти ребят на всю жизнь и убеждают лучше, чем многочасовые доводы и увещевания. «Это один из способов дойти до сознания детей и уберечь их жизнь от опасности, которую таит в себе железная дорога» — говорит капитан Емец.
Олег Перегон
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | ЖД транспорт, Происшествия |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.