Новости. "Ласточка": разбор полетов

Газета "Слобода", 12.05.2006.

10 лет назад появление теплохода в центре Харькова вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Впервые на практике была доказана возможность превращения рек города в судоходные. Воспоминаниями о судьбе проекта с читателями "Слободы" поделился "отец" "Ласточки" Александр Сазонов.

- На набережных в центре Харькова есть пристани. Их создавали для лодок или более крупных судов?

- Эти причалы, возможно, сделали для водных трамвайчиков - до 1953 года они ходили в районе кинотеатра "Москва", - начал рассказ Александр Евгеньевич. - Там были пляж и место для швартовки. И, скорее всего, к этим причалам подходили лодки: в районе "стрелки" на изгибе Лопани (в стороне нового цирка) была большая лодочная станция. До сих пор там остались крючки, где лодки причаливали.

- Существовали какие-то проекты по превращению харьковских рек в судоходные?

- В 80-е годы был проект - могу ошибиться, но речь шла о миллионах. За несколько лет до развала СССР горисполкому были выделены деньги на то, чтобы расчистить реки и сделать их судоходными. И с Днепра тянули огромную трубу с "добавочной водой" в реки Харькова. Не довели всего 80 км и бросили.

- А как родился проект с "Ласточкой"?

- В 1995 году в местной газете я прочел мнение о том, что сделать Харьков судоходным невозможно. Был приведен перечень аргументов: реки мелкие, судов на такую глубину нет, пролеты под мостами низкие (по высоте корабль не пройдет) и так далее. Меня это заинтересовало. Я просмотрел литературу: 20-30 лет назад суда подходящего класса выпускались. Идею поддержал тогда еще мэр Кушнарев. Сев на машину, я проехал все портовые города на Днепре. И нашел "Ласточку"! Мы привезли ее из Днепропетровска на 30-метровой специальной платформе. Пригнали четко по графику, нигде ничего не повредили.

- А что это был за тип судна?

- Водометный теплоход для мелких водоемов. За счет мощности двигателя и мелкой осадки он мог и по болоту ходить, лишь бы вода была на поверхности. У нашего корабля (когда мы все полностью разобрали) осадка была 17-20 см. Мы выбросили двигатель на 1 000 лошадиных сил и поставили на 60 - этого хватало.

- Сколько проходила "Ласточка" по реке?

- Две навигации. Пароход доходил до Благовещенского собора, разворачивался и уже по центру реки двигался к месту слияния Лопани и Харькова. Повернув направо, он шел до Гончаровской плотины, там разворачивался и возвращался. Это был обычный маршрут. Иногда мы делали до 30 рейсов в день. Начиналась навигация на реке где-то в апреле, как только теплело, а в мае уже катали людей интенсивно. Мягко говоря, ходили с апреля до Нового года.

- У вас и фонтаны были?

- Сначала был один - 11 метров высотой, гейзер с мотопомпой. Главный санэпидемврач города Кратенко его увидел, одобрил и сказал, что на фонтан тогдашний мэр Пилипчук деньги даст. Я сделал второй фонтан, третий. Из других городов приезжали - восторгались, фотографировались. Но обещанных денег я так и не увидел и помпы убрал. Поставил на фонтаны маленькие моторчики, но они не всегда пробивали ряску и были меньше размером. А самое главное, что мы сделали фонтаны не на жесткой основе, а плавающие. Теплоход на него наезжал - он тонул, проходил - струя опять выскакивала. Многие лодками наезжали, катерами, гидропедами - играли.

- Как еще реку оборудовали?

- В первый год там, где проходило судно, мы сделали подсветку арок фонарями. Одна арка оранжевого цвета, вторая - голубая. За всем этим следили месяца три, потом, когда меня с фонтанами обманули, потихоньку и там погасло - просто маячки оставили. Два бакена светились ночью. Люди подходили, рассказывали: "Идем ночью, уличные фонари уже погашены, а на реке бакены горят!" А там, где теплоход стоял, я планировал сделать легкий навес из стекла. Люди приходят кататься, дождь начинается - куда им деваться? Но с навесом не сложилось.

- Был проект с подвесным мостом, чтобы он пропускал "Ласточку" и она могла ходить до Горбатого моста и дальше. По сути, он позволил бы окупать "Ласточку": и прогулка по исторической части города, и для реки это было бы хорошо...

- Мы постепенно удлиняли маршрут до Дворца спорта, но ночью. Я нашел энтузиастов в институте железнодорожников на кафедре мостов. Там сделали проект буквально за две недели. Стоило это копейки - с печатями, со всем. Одна фирма взялась за реализацию. С учетом двух подъемных кранов, техники, необходимых сварочных работ мне посчитали грубо 10 тысяч. За выходные, чтобы не мешать никому, все работы должны были закончиться. А в горисполкоме мне сказали, что документы должны согласовать, а на это уйдут годы. И проект умер.

- Недавно вы говорили, что на Баварии уже восемь лет стоит еще одно судно...

- Оно меньше "Ласточки", я брал его брал для очистки реки. Это судно буксирного типа, имеет кран-балку. С его помощью мы могли из воды вытащить любой мусор. А кают-компания на 12 человек позволяла использовать его вечерами как прогулочное. Взять пассажира или высадить можно было в любом месте реки. Я уже был готов это судно запустить, но помешали...

- А часто мешали?

- Постоянно.

- В реку выходит много всяких труб, и видно, что из них что-то течет...

- Это левые сбросы.

- А когда эти трубы были установлены?

- При Совдепии еще. Это была система.

- Ее сделали, когда и набережную? Специально-то копать-ломать никто бы не дал.

- Набережная у нас только на определенном участке, а дальше... На каждом предприятии есть официальные сбросы, за которые платят, и есть скрытые. Когда я рано утром к реке приходил, видел масляные пятна с танкового завода. Я отметил все скрытые сбросы. Например, все сливы уборных по берегам направлены в реку. Уже когда реки от Петросова забрали и передали в "Харьковкоммуночиствод", меня пригласили на совещание, где спросили: "Как чистить реки будем?" Давайте, говорю, сейчас установим, у кого и где скрытые сбросы. Пусть эти предприятия ежемесячно платят за ухудшение экологии, даже до прокуратуры не надо доводить. Так и получим средства на очистку реки. Реакция была потрясающей: "Какие скрытые сбросы?!" Они, оказывается, не знали.

- Выходит, спускать воду рек выгодно?

- Конечно. Допустим, дают 165 тысяч на очистку реки, а попробуйте проверить! Ну, спустили реку на две недели, все видели, 25 колес убрали, потом все скрыли водой - проверяйте!

- А какие еще есть варианты очистки рек? В Харькове, сколько ни считали, выходило, что все остальное, кроме слива воды, нереально.

- Есть один факт, о котором вы не знаете. В 1980-х годах возле Благовещенского моста утром запустили специальную установку - земснаряд. За всем наблюдала комиссия. Проработала эта система минут сорок. Пошла такая грязь и вонь, а берег так запачкало, что санитарный врач города сказал: "Выключайте, и чтобы никогда в Харькове этого безобразия больше не было!"

Что можно было придумать? Например, оставить земснаряд, но трубу-сброс проложить за плотину. Поставить там подвижные сетки и улавливатели мусора, а потом брикетировать его и на машинах вывозить. По-другому чистить реку земснарядом бесполезно. Этого хватит на полгода максимум.

Когда еще мы стояли у Горбатого моста, при ходовых испытаниях "Ласточки" пошла такая грязь, что мы испугались - не дадут ходить по реке. А потом стало вымывать. Я понял принцип: надо ходить, тогда вода постепенно очистится, а русло углубится. То есть река начала очищаться буквально с первого рейса.

Все ливневые канализации с мусором у нас выходят в реку. Ил здесь рыхлый, наносной и подвижный. Хороший дождь - все опять вернется. И если не будет ходить суденышко, чистить реку не надо. Это выброшенные деньги.

- Пока "Ласточка" курсировала по рекам Харькова, насколько они очистились?

- Очень сильно. Когда мы начали здесь ходить, сразу рыба пришла. Нам рыбнадзор перечень давал, люди щук ловили. Гнус исчез. Чуть позже несколько семей ондатр появились. "Гнездование" у них весной. Плывут с хворостом друг за дружкой, а теплоход притормаживает - отряд ондатры идет! Зверьки даже под трап теплохода приплывали - их с рук кормили. А когда чайки прилетели, это уже... Прямо над нами, возле фонтана. Газеты писали: "Чайки в городе!"

Мы тесно сотрудничали с санстанцией, с ребятами из экологического клуба в Доме пионеров. Экологи проводили у нас конференции, брали пробы воды, делали анализы, и на следующий день в прессе публиковали результаты. По этим сведениям качество воды приблизилось к технической, - в ней уже можно было стирать.

- Русло реки, говорят, метров до трех углубилось... А воду, как сейчас, спускали?

- У меня была договоренность с Петросовым, что реки спускаться не будут. Не было необходимости. Мы удлиняли маршруты, чистили реки и почти вымыли эту "раковину". У нас был трехметровый шест для замера глубины. Когда все еще только начиналось, мы им от берега отталкивались. Годом позже, когда у нас экологи собрались, этот шест опустили посреди реки - и он ушел под воду весь. Это был результат! Например, мы долго крутились на "стрелке" соединения рек у подвесного моста. Тогдашний начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства говорил, что люди получили квартиры в розовых высотках возле цирка, но не переезжают. Там стояла вода в подвалах, насосы не справлялись. Я нашел старую карту. Оказывается, на месте домов когда-то проходило старое русло реки. Мы начали здесь на теплоходе крутиться, пробуя родничок открыть и прочистить. И вот, впервые за много лет, вода из подвалов... ушла. Мы к Петросову. Он по карте смотрит: да, возможно, открыли старое русло. Поэтому мы часто теплоход гоняли пустым. Петросов даже предложил оплачивать все бесплатные рейсы, только чтобы судно ходило и очищало русло, обогащая воду кислородом. Шли упреки, что мы ил никуда не выбрасывали. Да, его перекатывали и выталкивали к плотине, за которую он сбрасывался. Но наш участок реки мы почистили! Давайте теперь думать, как за плотиной от него избавляться.

- По поводу вымываний... Со дна огромное количество бревен и прочего мусора всплывало. А среди него ничего интересного не было? Ту же "чайку" казацкую, которая в музее, вроде бы здесь обнаружили.

- Был такой факт. Нашли как-то бревно - метров 6-8 длиной, отполированное, с отверстиями точно через каждый метр. То, что к мосту оно не имело отношения, это точно. Всплыло бревно, когда мы крутились возле Благовещенского собора. Человек десять не могли его из воды поднять. Привязали к берегу, ждали, когда высохнет, и лишь тогда вытащили на берег. Это было настолько интересно, что мы сразу пригласили специалистов... Конкретных объяснений, увы, нам так и не дали.

- Сколько пароход не гоняй, от завалов нового мусора это не спасет. Но вы вроде бы и за набережной успевали следить?

- Под мостом у Благовещенского базара мы поставили мусороулавливатели, наш лодочник мусор каждое утро собирал. Его выгружали на берег, а потом увозил трактор. А по ночам там гоняли судно, промывая русло. Кстати, когда в горисполкоме узнали, что мы мусор на берег выгребаем, тут же потребовали проект. То, что мы оплачивали трактор, лодку, вывоз грязи на свалку, талоны, бензин, это никого не интересовало. Главное - проект. А у нас даже гранитные берега всегда были чистые: чтобы сорняки не разрушали плиты, школьники на лодках тяпками все это очищали. Целая инфраструктура создавалась. По очистке реки, по швартовке судна, появились механики, мотористы, капитаны. Со всеми нужно было работать.

- По поводу юных помощников - хулиганов, беспризорников среди них много было?

- Беспризорники возле нас все крутились. Ночевали под мостом Благовещенского собора, приходили голодные, просили денег... А в 8 утра все это наше "светлое будущее" было уже около "Ласточки": ребят кормили (чай, кофе, легкие бутерброды), и до обеда они работали. Траву выпалывали на берегу, мусор убирали. Или когда, например, бревно всплывало и винт клинило, эти "юнги" ныряли под теплоход. Главное - они все у меня на глазах были, все эти бандиты наши. Был даже "юнга", о котором два или три фильма сняли. Он пустой теплоход сам водил.

- "Ласточка" стала визиткой Харькова...

- Кришталь рассказывал, что было стыдно приглашать гостей в Харьков - показывать нечего. После появления "Ласточки" на юбилей города приехали мэры разных городов, их замы. Он всех повел к мосту у Благовещенского собора. И когда у гостей на глазах на реке развернулся теплоход, они не поняли, что происходит. Удивленно руками показывали, спрашивая: "Что это? Откуда? Как?!"

Когда узнали, что в Харькове пустили теплоход, к нам стали приезжать обобщать опыт - как судно, у которого совсем другое назначение, можно переоборудовать и использовать для таких целей. Нам стали предлагать теплоходы. В Запорожье, в Сочи, в Новороссийске... Не подошли - по длине, высоте, осадке. А ведь просто так предлагали - только оформляй и ставь на баланс города.

- Иностранцы тоже приезжали?

- Были англичане из общества по техническо-экологическим проблемам. Объездили всю Украину и в Харькове, уже перед поездом, услышали про теплоход. Молча отсняли. Сказали, что искали проект для инвестирования. И были уверены, что меня поддержат. На следующий год, в январе, к нам в город приехала делегация из Англии. Их встретил Демин. Прошла беседа. Вопрос стоял об оказании помощи в очистке рек Харькова. Но, как мне сказал Петросов, я англичанам в интервью не указал, какие Харьковские реки мы чистим. Не упомянул реки Харьков и Лопань, а в обладминистрации перекрутили: мол, этих рек в Харькове нет. Что у нас - только Северский Донец. И попробовали уговорить англичан профинансировать очистку Северского Донца... И, вроде бы, их "уломали", но не состоялось.

- У вас на теплоходе и конференции проходили...

- Довольно часто. Самой масштабной была конференция по развитию рыбного хозяйства в морях и океанах на территории бывшего СССР. У нас дня не проходило без всевозможных мероприятий на теплоходе. Мало того что прогулки, что каждое утро у нас начиналось с бесплатного рейса. Все зимние каникулы утренники были, елка на причале. Концерты. Причем за право выступить мы не платили, необорот, сами делали выбор. На "Ласточке" музыка играла с 8 утра до 10 вечера. Мы создавали настроение и праздник.

- Два года теплоход радовал харьковчан и приносил пользу Харькову. Почему свернули проект, а "Ласточка" в буквальном смысле легла на спущенное русло Лопани?

- Это тяжело понять. Такая система: мэр уходит, все хорошее, сделанное им, умирает. Мне предложили начать что-то новое. Обещали поддержать со вторым теплоходом, третьим, но с "Ласточкой"... О ней попросили забыть.

Когда из Салтовского отделения "Укрсоцбанка" пришли описывать теплоход, я попросил отложить передачу на два дня - был запланирован приезд детей-инвалидов из Сумского интерната. Покатать их не дали: "Нам это не интересно..." Увидев такое отношение, я понял: не надо тратить силы на бесполезные убеждения. Так мы расстались с "Ласточкой". Год она простояла - не знали, что с ней делать, куда ее деть.

Позже нашли фирму "Эталон". Пилипчук им пообещал всяческую помощь при очистке рек. В итоге ничего не сделал. "Ласточку" купили чуть ли не за 100 тысяч. Переоборудовали, поставили зачем-то "мерсовский" двигатель, автоматическую коробку передач. Все это постоянно выходило из строя из-за мусора на реке. В результате рейсы стали убыточными, и "Ласточка" стала.

- Какова официальная версия, почему "Ласточка" сгорела?

- Если ее подожгли, то пацаны - они там ночевали. Второй вариант: она не была обесточена. Важно, откуда пожар начался. Сзади был щиток распределения напряжения - возможно, замкнуло.

- Выгорело практически все...

- Меня предупредили, что металл, из которого была сделана "Ласточка", горит минут пять. Как бенгальский огонь, искры будут разлетаться. Тушить почти бесполезно, то есть главное - не допустить пожара. У нас насос стоял, огнетушители везде, в обоих концах теплохода находились баллоны со сжиженным газом - в случае чего срабатывала система и очаг возгорания тушился. Возможно, эту систему отключили... В любом случае, сыграло роль отношение. Теплоход же днем горел, а на нем никого не было!

- "Ласточку" реально реанимировать?

- Я бы восстановил ее, нашел бы, кто это сделает. Сделал бы другой дизайн кабины, рубки и салона. Это была бы красивая разноцветная "капелька". Поставил бы прежний двигатель. Даже из того, что сгорело, я все равно бы сделал теплоход.

- Хотелось бы, чтобы судно в Харькове все-таки появилось и реки снова ожили... Что для этого нужно?

- Человек, который загорелся бы, как я. Опыт я ему передам. Сейчас смена власти, это дает надежду. Возможно, получится. Мы ведь смогли сделать праздник, который длился два года. И если снова поставить фонтаны-гейзеры, добавить катера, по берегам разместить кафе, проводить мероприятия, праздники, река заживет новой жизнью. Это необходимо, полезно, выгодно. И, конечно, красиво.

... Харьковские реки - одни из немногих, которые почти не имеют течения. Более того, я видел необъяснимые вещи: иногда течение останавливалось полностью, а потом вдруг шло в обратную сторону. Что это, как? Говорят, колебания ветра. Никто не спорит, но рябь какая-то должна быть! А ветра не было!

На теплоходе стояли баки, мы их питьевой водой заливали. Рядом с "питьевым" краном стоял еще один кран - для насоса. Вода текла из обоих. Юнги купались, прыгая с моста - представляете, какая уже глубина была?! - и пили воду. Однажды я юнге кричу: "Ты что делаешь, ты же не из того крана воду пьешь!" Он пил из реки!

Это додуматься - в такую грязь бросить теплоход. В крайнем случае я бы его поставил так, чтобы никто не видел. Пленкой бы накрыл, и никто бы не знал, где "Ласточка". Но такого позора, и как он на боку лежал, я бы не допустил.

Евгений БОРОВИК

Разделы по теме:
Рубрики:   Разное

Комментарии

euhome
22.04.2012 11:46

Константин
23.04.2012 13:12
Ну что сказать? Реки Харьков и Лопань - это не Днепр и даже не Ворскла, наши реки, как не крути несудоходны. Даже Северский Донец судоходен весьма условно. Я бы не поднимал в них воду, это все равно что превратить реку в стоячее болото. За 50 лет существования водохранилища реки заилились так, что теперь их очистить - большая проблема. А в естественном состоянии по ним и на лодке не проплывёшь. Кстати интересно сравнить глубину Лопани до Гончаровской плотины и после, и сделать выводы. Не нужны нам никакие водохранилища. Если не трогать реку то за 10-15 лет она сама придёт в нормальное состояние. А с подъёмом воды, это мусоросборник, а не река.

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.