Новости. Светофор - не роскошь, а средство торможения
Газета "Вечірній Харків", 23.12.2003.
Любители статистики при желании могут насчитать а улицах нашего города около трех тысяч светофорных объектов. Службы, следящие а исправностью трехцветного хозяйства, несмотря а недостаточное финансирование, умудряются поддерживать автоматических регулировщиков приличном состоянии. И даже вводить эксплуатацию новые аппараты. Первый светофор появился в Харькове в далеком 1936 году. А массовая «светофоризация» пришлась лишь на конец 70-х начало 80-х годов прошлого столетия.
Случается, что на каком-то из перекрестков необходимость в светофоре теряется — по разным причинам. В то время как в другом месте может как раз возникнуть потребность в «электрорегулировщике». Как правило, свое заключение дает Госавтоинспекция, но при этом она не решает вопросы установки или демонтажа светофоров. Непосредственно светофорами в Харькове занимается специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие (СМЭП) «Сигнал». Эта организация раньше состояла на балансе МВД, а сейчас входит в структуру главного управления коммунального хозяйства Харькова и финансируется из городского бюджета. СМЭП имеет свою базу, автопарк и занимается установкой и обслуживанием светофоров и дорожных знаков.
Всем стоять
Почти четверть светофорных объектов города объединена в автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУД). Светофоры при этом могут управляться одним диспетчерским центром (район улиц Чеботарской и Ярославской). Там имеется карта города с помеченными на нем светофорными объектами. Если что-то где-то забарахлило, загорается сигнализационная лампочка, и сразу принимаются меры по устранению поломок. Информация о поломках объектов, которые не входят в систему АСУД, поступает от работников ГАИ, работающих на определенных маршрутах.
Большинство светофоров отслужили уже по два-три нормативных срока эксплуатации — ГОСТ отводит светофору семь лет трудового стажа. Ныне степень износа трехглазых друзей водителя перевалила за 70%. Раньше светофоры делали цельнометаллическими и с плафонами меньшего диаметра (234 миллиметра по сравнению с нынешними 330-миллиметровыми). Сегодня эти регулировочные аппараты делают из специальной пластмассы, потому что она не подвергается коррозии. Но и пластмасса стареет, трескается, отражатели тускнеют.
Современные тенденции
Сейчас Харьков потихоньку обновляет светофорное хозяйство. Современные условия диктуют свои требования. Кроме увеличения размеров светящегося «окошка», приходится решать проблему снижения энергетической нагрузки. Поэтому постепенно агрегаты с использованием лампы накаливания уступают на перекрестках место светофорам со светодиодными матрицами.
Матрица — это блок из 100-160 светодиодов, которые если и перегорают, то не все сразу. Даже при снижении количества «рабочих» светодиодов до 60 штук светофор будет светить достаточно ярко. При этом матрицы в 15-20 раз надежнее ламп накаливания и потребляют в пять-шесть раз меньше электроэнергии.
Проблемы с обеспечением украинских улиц новыми светофорами возникли после развала СССР. При Советском Союзе производством светофоров (преимущественно в Москве) занималось Министерство внутренних дел. Обретшей независимость Украине пришлось изыскивать собственные резервы. Но недостаточное финансирование привело к тому, что днепропетровский «Южмаш» не справился с задачей. Вместо необходимых стране трех тысяч светофоров он не мог предоставить и пяти сотен. В конце концов в Киеве на заводе «Арсенал» удалось наладить производство матричных светофоров, но предприятие обеспечивает, в основном, потребности столицы.
Наш город использует преимущественно аппараты из России, Австрии и США. По цене российские и западные светофоры примерно одинаковы, но по качеству и дизайну последние все-таки лучше. Светодиодные светофоры дороже ламповых в несколько раз, однако за счет технических характеристик окупают себя на протяжении двух-трех лет. Цена лампового — 1600 гривен, светодиодного — от шести до шести с половиной тысяч.
Мало денег - много проблем
С ламповыми светофорами у СМЭП «Сигнал» постоянно возникают проблемы.
Качество лампочек накаливания довольно низкое — бывает, что они перегорают спустя всего несколько часов после установки. А по нормативам их необходимо менять каждые 30 дней. Поэтому возникают проблемы с автомобилистами, которых сбивают с толку неработающие «глазки» светофоров, что нередко создает аварийные ситуации на дорогах. Сейчас в суде рассматривается гражданский иск одной из страховых компаний, выплатившей деньги деньги водителю, который попал в ДТП из-за «безмолвствующего» светофора. «Сигнал» пытается использовать более долговечные лампы, но для их закупки необходимы средства.
Директор СМЭП Виктор Чикин сознался, что предприятие финансируется только на 27-30% от необходимого. Немногим более двух миллионов гривен в год хватает лишь на минимальный объем работ. Почти все деньги идут на содержание светофорных объектов: техническое обслуживание, замену лампочек, изношенных кабелей. Дорожные знаки, а их в Харькове 18 тысяч, остаются «неохваченными». Кроме того, год назад «Сигнал» стал коммунальным предприятием, и теперь ему приходится платить налоги — около 300 тысяч гривен в год.
Один из путей снижения стоимости эксплуатации харьковских светофоров — установка светодиодных матриц вместо ламп. Благо это не требует особых переделок. Четыре транспортных светофора с замененными источниками света стоят сегодня возле горисполкома. Здесь же функционирует новый красавец-светофор — австриец в белом фраке, то бишь корпусе.
«Я наблюдаю за тем, как работают ребята из «Сигнала», — признался подполковник Дмитрий Христофоров, начальник отдела областного ГАИ по организации дорожного движения. Нужно отдать им должное, светофорное хозяйство они содержат в очень приличном состоянии. Особенно учитывая ограниченное финансирование. Сломанный светофор ремонтируется максимум в течение суток».
Полку светофоров прибывает
В последнее время практикуется привлечение для «светофорных» целей внебюджетных средств. Имеются в виду магазины и супермаркеты, для подъезда к которым по техническим условиям необходима светофоризация и установка дорожных знаков. В прошлом году за счет внебюджетников СМЭП ввело в эксплуатацию три светофорных объекта: два — для концерна АВЭК (ул. Академика Павлова и перекресток улиц Стасова и Якира) и один — возле «Таргета» (ул. Академика Павлова). В нынешнем году появился еще один светофорный объект за счет заказчика — возле супермаркета «Таргет» рядом с метро «Маршала Жукова».
Директор СМЭП поделился и планами на будущее. В горисполком направлено предложение о переоборудовании светофорных объектов на Сумской улице по всей ее длине — от площади 1 Мая до переулка Мечникова. При условии полноценного финансирования там заменят старые металлические светофоры и стойки, часть кабельного хозяйства. Возможно, это сделают по случаю празднования 350-летия города.
Юрий Зинченко
Справка
Светофорный объект — это перекресток или часть улицы, обслуживаемые светофорами, которых может быть от двух до двадцати штук. В Харькове насчитывается 279 светофорных объектов. В их число входят: транспортные светофоры с диаметром плафона 234 мм — 1056 штук, транспортные светофоры с плафонами диаметром 330 мм — 839 штук, пешеходные светофоры — 1052. К автоматизированной системе управления дорожным движением подключены 64 харьковских светофора.
Установка каждого лампового трехсекционного светофора требует до трех тысяч гривен. В эту сумму входят цена самого светофора, подводка кабельных линий, крепление (стена здания, столб, растяжка) и проектная документация.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Город и область |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.