Новости. Нужны ли нам обязательные удобства?

Газета "Время", 11.07.2006.

Как известно, с 16 мая в порядке эксперимента «Укрзалізниця» ввела питание как обязательную услугу в одном купейном и одном спальном вагонах поезда Киев — Москва — Киев.

На остальные 13 вагонов эта услуга не распространяется. Так что пассажиры имеют возможность уклониться от поездки в «экспериментальных» вагонах.

В последние годы доходы «Укрзалізниці» стабильно снижались. В прошлом году финансовый план «Укрзалізниці» предусматривал 2,9 млрд. гривен чистого дохода, но составил лишь 1,76 млрд. Поправить свое финансовое положение компания решила за счет повышения тарифов на железнодорожные билеты.

Ежегодно потери «Укрзалізниці» от пассажирских перевозок увеличиваются приблизительно на 600 млн. гривен. Частично эти убытки компенсирует прибыль от грузовых перевозок. Но об этом в «Укр-залізниці» не любят упоминать. Зато там подсчитали, что для выхода на уровень прибыльности перевозок пассажиров цены на билеты нужно повысить в 2,9 раза. Но 12 июня эти цены были повышены лишь на 50 проц. (впрочем, в течение 2007 года планируется поэтапное повышение тарифов еще приблизительно на 30 проц.). Так что введение обязательного питания в поездах продиктовано не только «исключительно заботой о пассажирах».

Пока что «Укрзалізниця» «изучает возможности введения услуги обязательного питания во всех поездах. В дневных экспрессах, по словам гендиректора «Укрзалізниці» Василия Гладких, пассажирам СВ и купейных вагонов будут предлагать (для начала по желанию) сухой паек: сок, плавленый сыр, сладкий батончик и что-то еще. Стоимость такого несколько сомнительного, на наш взгляд, набора в купейном вагоне поезда Киев — Москва составляет 17 грн., а в вагоне СВ — 24 грн. (в будущем железнодорожники планируют снизить эти расценки в купе до 12 — 14 грн., а в СВ до 14 — 20 грн., а также продавать подобный набор в плацкартных вагонах по 6 — 7 грн.). Отношение пассажиров к такому нововведению выявило социсследование, проведенное железнодорожниками в июне в поезде Киев — Москва. Оказалось, что более 90 проц. опрошенных относятся к новой услуге положительно или нейтрально. Пассажиры в наших поездах давно имеют возможность приобрести «сухой паек» по собственному выбору у буфетчика вагона-ресторана или на лотке, который регулярно возят по вагонам. Нет сомнений в том, что в купейном и СВ-вагонах поезда, курсирующего между столицами двух государств, немало пассажиров, для которых повышение цены билетов на 17 — 24 гривни не имеет большого значения. Другое дело — пассажиры менее «крутых» вагонов и поездов. Цена билета уже сегодня «кусается» для тех, кто едет в плацкартных вагонах. Кстати, «Укрзалізниця» не собирается заниматься приготовлением обедов для пассажиров. Надо полагать, этим займется победитель тендера на предоставление этих услуг. Но тогда вся прибыль от обязательных обедов в поездах ему и достанется.

Тем временем «Укрзалізниця» была вынуждена «по причине низкой — немногим более 30 проц. — загрузки» отменить летний поезд №178 «Харьков — Кременчуг». Этот поезд начал курсировать 3 июня. Он уходил из Харькова в Кременчуг по пятницам и субботам, а из Кременчуга в Харьков — по субботам и воскресеньям. И был ускоренным — время пребывания в пути не превышало четырех часов. В составе поезда было пять вагонов, из них два купейных первого класса и три вагона второго класса. Все эти вагоны оборудованы холодильниками, индивидуальными светильниками и багажными полками, а также специальным купе «матери и ребенка». Вот только желающих воспользоваться всеми этими удобствами оказалось мало.

А тем временем

Антимонопольный комитет Украины официально рекомендовал Юго-Западной железной дороге в течение месяца прекратить предоставлять обязательное питание в поезде №2/1 «Киев — Москва — Киев». Таким образом АМКУ отстаивает добровольность выбора и права пассажиров (кстати, первые жалобы о навязывании питания в Комитет уже поступили). Немаловажно и то, что такое «обслуживание» приводит к увеличению расходов страны, поскольку служащим и работникам бюджетных учреждений стоимость билетов на командировку возмещается из государственных средств.

Аркадий МАТВЕЕВ.

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.