Новости. Ценовые барьеры за «прозрачной» границей
Газета "Вечірній Харків", 27.07.2006.
Как все-таки меняются времена! Помнится, в 70-80-е годы теперь уже прошлого века для того чтобы съездить в соседний Белгород электричкой, нужно было заплатить всего 85 копеек за билет «туда» и ровно столько же — за обратный. Ведь и страна тогда у нас была одна, и валюта, и тарифы, да и железнодорожные станции обоих городов — российского Белгорода и украинского Харькова — относились к одной стальной магистрали — Южной.
Нынче два соседних областных центра оказались в разных государствах, каждое из которых развивается по своим законам и экономическим возможностям. Но первое, с чем сталкивается житель одной страны, приехав в другую, — это с транспортными тарифами. Приехав в чужой город, нужно по нему перемещаться, а затем и вернуться домой. И вот тут замечаешь, что тарифы и на городской, и на пригородный, и на междугородный транспорт в соседней России вообще и в Белгороде в частности растут словно на дрожжах. Так, поездка в троллейбусе или городском автобусе в этом городе еще в октябре прошлого года, когда я побывал там в последний раз, стоила 4 рубля, а теперь — целых 6. Для харьковчанина, который привык в своем городе ездить в троллейбусе или трамвае всего за 40 украинских копеек, это немалые деньги: чтобы прокатиться в белгородском троллейбусе, нужно выложить на наши деньги 1 гривну 13 копеек (1 рубль соответствует ныне 18,7-18,8 украинским копейкам). И это только за одну поездку. Проезд в белгородских «маршрутках» стоит еще дороже — 7 рублей. Правда, есть и такие, которые, полностью дублируя какой-то из троллейбусных маршрутов, перевозят пассажиров за 5 «целковых». Парадокс! Ведь автобус ездит на бензине, который дороже электроэнергии, которой пользуется троллейбус.
Но вернемся к пригородным электричкам. Из Харькова до Белгорода билет по тарифам Южной железной дороги стоит еще с 2000 года 3 гривны 09 копеек. Вот только билет по этой цене можно купить только в один конец, ибо при поездках за пределы Украины обратные билеты нужно покупать уже в той стране, куда вы приехали, и по установленным там тарифам. А они на российской Юго-Восточной магистрали ушли от наших уже ой как далеко! Так, если еще в октябре 2005 года проезд в электричке одной тарифной зоны стоил на территории Белгородской области 5 рублей, то с 15 ноября эта цена подскочила уже до 6 рублей 40 копеек. Так что сегодня билет от Белгорода до Харькова стоит 64 рубля, что на наши деньги превышает 12 гривен. Соответственно, билет от Белгорода до Дергачей на ту же пригородную электричку стоит 51 руб. 20 коп., до Слатино — 44 руб. 80 коп., до Казачьей Лопани — 32 рубля, а до Волчанска — 38 руб. 40 коп., тогда как из Волчанска в этот российский областной центр можно доехать всего за 2 гривны 79 копеек. Впрочем, соседи белгородцев — куряне — пошли еще дальше. Они с 15 мая нынешнего года на территории своей области повысили стоимость проезда одной тарифной зоны с 6 рублей 40 копеек до 8 рублей. И если электричка проходит по территории сразу двух областей, то и стоимость проезда складывается из стоимостей, установленных каждым из субъектов Российской Федерации. Так, билет на электричку от Белгорода до Курска стоит сегодня 129 рублей 60 копеек, в то время как до 15 мая его цена составляла 115 рублей 20 копеек. Кстати, если вы покупаете билет не в кассе станции, а у проводника в вагоне, то дополнительно платите ему за «услугу» еще 20 рублей. Правда, решением ОАО «Российские железные дороги» на всей сети железных дорог введена единая усредненная ставка
17 рублей 70 копеек (с учетом НДС). Кстати, дополнительная плата за услуги разъездных кассиров не взимается с пассажиров, садящихся в пригородные поезда на станциях или остановочных пунктах, где нет билетных касс, а также с пассажиров, пользующихся льготами по оплате проезда в соответствии с законодательством РФ или субъекта Федерации. Но российские льготы на украинских граждан, естественно, не распространяются. Так что харьковчанам остается лишь по-доброму позавидовать белгородцам, увидев, как те покупают в кассах вокзалов по выходным и праздничным дням билеты на электрички для поездок в пределах от 0-й по 6-ю зону всего по 1 руб. 30 коп. за проезд одной зоны: такую сезонную льготу для поездок на дачи в период с 15 апреля по 15 октября предоставило своим землякам правительство Белгородской области, заложив в региональный бюджет необходимую сумму компенсации железной дороге.
Еще один парадокс состоит в том, что сегодня билет на междугородный автобус на Белгородчине стоит дешевле, чем билет на пригородную электричку. Так, если из Харькова от Южного вокзала до железнодорожного вокзала в Белгороде билет на автобус, как и год назад, стоит ровно 10 гривен, то оттуда сюда можно доехать за 61 руб. 40 коп., что соответствует примерно 11,5 гривны. В прошлом году билет на автобус от Белгорода до Харькова стоил 51 руб. 50 коп. Впрочем, если вы решите поехать скорым поездом, то за билет от Белгорода до Харькова даже в плацкартный вагон вам нынче придется заплатить с учетом комиссионного и страхового сборов аж 245 рублей, или почти 46 гривен! Примерно столько же будет стоить и билет на этот вид транспорта из Харькова в Белгород. Конечно, дорого, но доехать из одного города в другой вам удастся всего за полтора часа, если попадете на поезд, который проходит украинский пограничный и таможенный контроль в Харькове, а не в Казачьей Лопани. Поездка же в автобусе или в пригородной электричке растягивается почти на три часа. Так что каждый волен выбирать.
Мораль же «сей басни» такова: отправляясь в Россию, не забывайте, что проезд оттуда обойдется вам дороже, чем туда, и не забудьте прихватить в запас некоторую сумму лишних денег на обратный билет. А то, неровен час, придется идти пешком…
Олег Столбецов
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Троллейбус, Автобус, ЖД транспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.