Новости. И.КАРПЕНКО: "Опыт проектирования "Харьковметропроектом" подземных транспортных сооружений в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге будет востребован и в Харькове"
Інформаційне агентство "Status Quo", 12.10.2006.
"Харьковметропроект" был создан более 35 лет назад для проектирования метро в Харькове. Однако деятельностью только в нашем городе не ограничивался и успел поработать в Днепропетровске, Москве, Свердловске, Ташкенте, Красноярске, Волгограде, Кривом Роге, Львове, Таллине и Вильнюсе.
Трудные времена наступили после распада СССР, когда метро строить практически перестали. Ставшая никому не нужной организация уже готова была разделить участь канувших в лету проектных институтов, но на помощь в 2001 г. пришли коллеги из российского "Метрогипротранса". "Харьковметропроект" получил возможность развиваться и даже стал участником разработки проекта единственного в мире двухэтажного Лефортовского тоннеля в Москве. А недавно я узнал, что занимающий один этаж высотки "Харьковметропроект" собирается расширяться и занять еще один этаж, что подогрело интерес к организации. Главный архитектор института Игнат Карпенко любезно согласился рассказать "SQ" о последних событиях в институте.
- В чем секрет "Харьковметропроекта", который процветает при мизерных объемах строительства метро в Харькове?
- Согласен, что объемы строительства метро в Харькове не впечатляют. Вот в Киеве, например, объемы работ больше - ежегодно пускают в эксплуатацию одну-две станции. Киевский "Укртоннельметропроект" не успевает выпускать чертежи - их буквально из рук выхватывают. "Укртоннельметропроект" - государственная организация, а если бы "Харьковметропроект" остался государственной структурой и думал только о проектировании метро, нас бы давно уже не было. То, что мы сейчас проектируем для метрополитенов, составляет около 25% от общего объема проектных работ.
- Что же проектируется для метрополитенов?
- В Харькове строится третья очередь Алексеевской линии метро (2 станции) - для нее и проектируем. Для киевского метро проектируем Левобережную линию, включающую 6 станций и депо в конце линии. Она заменит скоростной трамвай, который ходит по этому маршруту, чтобы пассажиры не делали лишних пересадок. Линия пройдет под Днепром к новому строящемуся жилому району на левом берегу реки. Тоннель под рекой спроектирует "Укртоннельметропроект", а все остальное - наша организация. Проект планируем завершить через пару месяцев, строительство будет идти лет 6. Кроме того, мы выполняем проект продления первой очереди метро в г.Самара (Россия) и небольшие проектные работы на метро в Красноярске. В Волгограде проводим авторский надзор за внедрением проекта продления линии метро на 3 станции. Строить их начали лет 10 назад, готовность на данном этапе - около 90%. Свое метро волгоградцы называют "метротрам", так как линия проходит под землей только в центре города, а за его пределами, на окраинах, выходит на поверхность. Новые станции планируют ввести в эксплуатацию в 2008 г. В начале 2006 г. за 2,5 месяца выполнили часть проекта автомобильного тоннеля под рекой Невой в Санкт-Петербурге. Держателем контракта выступил "Метрогипротранс", а мы - субподрядчиками. Тоннель интересен транспортными развязками и связями с существующими магистралями. Были спроектированы помещения для вспомогательных служб на берегах Невы. Строительство тоннеля планируется начать в 2007-2008 гг.
- Международное сотрудничество мы обсудили, а что вы проектируете для строительства в Харькове?
- Из последних выполненных нами проектов - ресторан "Пузата хата" на ул.Совнаркомовской и жилой дом на ул.Плехановской. Завершен и передан на согласование проект многоэтажного офисного центра на ул.Пушкинской, 2. Сеть ресторанов "Пузата хата" уже есть в Киеве, теперь эти заведения откроются и в Харькове. По идее менеджеров ресторанной сети, посетителей будут кормить только блюдами украинской народной кухни (варениками, борщом, жареными колбасками). Крепких алкогольных напитков в продаже не будет, только пиво. На первом этаже запланирована детская комната, где посетители смогут оставить детей под присмотром няни. Очень интересный проект центра на ул.Пушкинской, 2. Предполагается, что комплекс займет почти весь квартал, ограниченный ул.Пушкинской, Гражданской, Короленко и пер.Слесарным (участок площадью 1,4 га). Комплекс состоит из 8-этажного торгового центра, 14-этажного офисного центра и жилого дома, состоящего из 25, 27 и 30-этажных зданий. За счет понижения рельефа местности планируется организовать 3-этажную подземную автостоянку на 500 автомобилей. Я думаю, что этот комплекс зданий в ближайшие 20-30 лет останется самым крупным в Харькове.
- А как это огромное здание будет обслуживаться, например, службами МЧС, у которых нет лестниц такой высоты для эвакуации людей?
- В проекте предусмотрено возникновение любых ситуаций. Хотя отмечу, что типовой нормативной базы для проектирования и строительства высотных домов нет - такие проекты имеют статус индивидуально-экспериментального строительства. Нормативную базу конкретно для этого проекта разработали в Киеве, где высотные дома уже есть. Например, на крыше офиса предусмотрено 5 вертолетных площадок, в здании спроектировано 8 панорамных и 24 обычных лифта. Сейчас проект согласовывается со структурами в горсовете, пожарными, санстанцией, а также проходит госэкспертизу и все другие согласования. Одна из особенностей здания - паркинг. Не все застройщики охотно идут на затраты, связанные с сооружением подземных автостоянок, но здесь обстоятельства сложились так, что без паркинга нельзя. Он будет моногофункциональный - для жильцов дома и работников офисов, для их гостей и покупателей торгового комплекса (можно будет подъехать с тележкой и разгрузить товары).
- Я считаю, что чем больше подземных парковок, тем лучше. А как часто проектируются подземные паркинги в Харькове?
- В Харькове остро стоит проблема со строительством подземных парковок. Вот в Киеве, например, проще. Там уже 1,5 года запрещено строить дома и офисы без подземного паркинга, и проекты без парковок вообще не принимаются на рассмотрение. А в Харькове - можно. На ул.Плехановской мы предложили заказчикам начать строительство жилого дома с подземного паркинга. Было принято решение сначала построить дом, а затем парковку. Конечно, определенные сложности со строительством парковки в этом месте есть, так как рядом на глубине 12 метров проходит тоннель метро. А подземная парковка - это отдельное ведомство: здесь свои технические нормы, пожарные требования и требования безопасности. В городе уже существует проблема - в центре негде машину припарковать. Если не принять срочные меры, возникнет тупиковая ситуация. Подземные парковки можно построить и после возведения здания (для этого есть специальные технологии), но стоить строительство будет в 2-3 раза дороже.
- Отражается ли наличие парковки под жилим домом на стоимости квартиры?
- Для жильцов приобретение места на парковке - дело добровольное. Ведь может быть и так, что у них нет машины. Место для одной машины на стоянке стоит 10-18 тыс.долл. Приобрел - и пользуйся. Гораздо реже места на подземных парковках предлагают на прокат. В мире сейчас разрабатывают и внедряют новые проекты парковок, например, башенно-карусельного типа. Водителю не нужно заезжать под землю. Он оставляет машину в подвижной ячейке и выходит, а дальше авто автоматически доставляется к месту стоянки. В Харькове такие проекты не внедрены, поскольку они очень дороги и нет отработанных технологий для их реализации.
- Есть ли сейчас планы по использованию подземного пространства в Харькове, в которых участвует ваша организация?
- Есть инвестиционные проекты создания многофункциональных торгово-офисных центров, разработанные 2-2,5 года назад. Например, мы предлагаем построить под пл.Свободы между станциями метро "Госпром" и "Университет" двухэтажный подземный центр, который был бы очень удобным для харьковчан. Его можно соединить выходами с каждой из станций. Два этажа получаются, поскольку станция "Госпром" ниже станции "Университет". Еще один выход можно сделать возле гостиницы "Харьков". На Бурсацком спуске предлагаем создать многофункциональный центр. Около 80% центра будет под землей, остальное - на поверхности. Бурсацкий спуск требует перестройки, поскольку его архитектурный облик не отвечает тому важному месту в центре города, которое он занимает. Разработан эскизный проект трехэтажного подземного торгового центра в районе пл.Конституции. Его планируется связать подземным переходом с переходом от вестибюля станции метро "Советская", а также устроить выходы из торгового центра возле магазина "Павловский". Эти объекты спроектированы по типу "Метрограда", который очень популярен в Киеве.
- Будут ли подземные торговые центры популярны в Харькове?
- Смотря как подойти к этому делу. Если механически, как к подземному переходу с торговыми ларьками, то эффективность будет не очень высокой. Нужно продумать, как и чем привлечь туда людей, чтобы там было интересно. В общем, достойных заказов пока нет. Например, были предложения разработать проект торгового центра в подземном переходе в районе цирка. Однако они так и остались не воплощенными в жизнь. Скорее всего, возможность переоборудования подземных переходов в торговые центры будет зависеть от их месторасположения, а решающую роль будет играть посещаемость этих переходов горожанами.
- Что нужно для того, чтобы в Харькове начали массово появляться подземные паркинги?
- Прежде всего - соответствующая законодательная база. Нужно требовать, чтобы любое строительство (офис, торговый центр или жилой дом) не начиналось, если для его обитателей не предусмотрен паркинг. Чтобы не было такого - сдал жилье и трава не расти, ведь людям там жить. Технически проблема решаема, даже в центре города. Хотя в старой части Харькова строить очень сложно. Для этого нужно привлечь значительные средства. А значит, заинтересовать потенциальных инвесторов, например, льготами. Но пока в Харькове этой проблемой не занимаются. В общем, надеемся, что опыт проектирования "Харьковметропроектом" подземных транспортных сооружений в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге будет востребован и в Харькове.
Алексей Грищенко
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.