Новости. СЕРГЕЙ МУСЕЕВ - Мы не оставлены с проблемами один на один

Газета "Слобода", 17.10.2006.

Ежедневно Харьковский метрополитен перевозит до одного миллиона пассажиров. Каждый из нас, харьковчан, заинтересован в том, чтобы у него была возможность быстро и комфортно добраться из одного конца города в другой. Быстрее всего это по-прежнему сделать, спустившись в подземку - мы привыкли к этому. Да и по тому факту, есть ли в городе метро или нет, во многом судят о развитости его инфраструктуры и инвестиционной привлекательности. Однако метро в городе - это и выгода и обширные расходы на его содержание. Все мы помним, с какими усилиями были пущены две новые станции на Павловом Поле в 2004 году. Как обстоят дела сегодня? Рассказывает начальник Харьковского метрополитена Сергей Мусеев

- Сергей Зинятович, какова на сегодня договоренность с Кабинетом Министров о финансировании строительства метро? Чего добился в результате поездок в Киев городской голова Михаил Добкин?

- Финансирование строительства традиционно осуществляется из трех источников: городского, областного и государственного бюджетов, где-то по 30 % каждый. В Госбюджете-2006 на строительство Харьковского метрополитена изначально было предусмотрено 75 миллионов гривень. из которых 25 млн. решением Верховной Рады было перераспределено в Киевский метрополитен, а из оставшихся 50 млн. - 25 планировалось выделить из спецфонда в случае профицита госбюджета. Таким образом, живых, реальных средств для харьковского метро в госбюджете было заложено всего 25 млн. В областном бюджете денег на метрополитен не было заложено вообще, соответственно, мы ничего не получили. Средства, заложенные в горбюджете, мы получили уже в первом полугодии в полном объеме3 потому что надо было спасать ситуацию. Из городского бюджета было перечислено 29 млн. грн. Однако уже в мае-июне возникла очень напряженная обстановка, и только благодаря неоднократным поездкам городского головы в Киев финансирование из государственного бюджета было возобновлено и стройка ожила. Из госбюджета уже перечислено 17 миллионов гривень, и до конца года будут выделены остальные.

- Как обстоят дела с льготниками в метрополитене? Компенсация за их проезд поступает?

- Льготников я бы разделил на две категории: первая - пенсионеры, инвалиды, участники войны, "дети войны" и вторая -студенты. Беда в том, что по первой части льготников государство только на 10-20 % погашает расходы на перевозку. Метрополитен несет убытки, но продолжает их перевозить. Что касается студентов, то их перевозку должны компенсировать вузы, но в этом году мы от них не получили вообще ни копейки, хотя я уверен, что бюджеты вузов и академий вполне могут выдержать эти суммы и выплачивать 120 грн. за одного студента - именно столько составляет сумма компенсации на человека.

- В связи с этим будете принимать радикальные меры?

- Распоряжение городской власти о том, что студентам нужно сохранить льготы, как бы это ни было тяжело городскому транспорту, мы будем выполнять.

- Михаил Добкин неоднократно говорил о возможности перехода метрополитена в коммунальную собственность города, если предприятие перестанет быть убыточным. Ваша позиция по этому вопросу?

-Позиция у метрополитена такая же, как и у городского головы - в том смысле, что бюджет Харькова "не потянет" содержание метрополитена, причем содержание - это ведь не только эксплуатация, но и строительство новых станций. Например, для того, чтобы запустить новый участок Алексеевской линии, метрополитену нужно дополнительно 35 вагонов, которые стоят около 110 млн. гривень! Строительство метрополитенов всегда лежало на плечах государства, поэтому для того, чтобы принять метрополитен в муниципальную собственность, от государства нужно получить максимум возможного. Все это - предмет разговоров городского головы в Кабинете Министров и Министерстве транспорта и связи. А мне как руководителю метро, конечно, проще решать вопросы "на месте". Мы же работаем для Харькова и перевозим харьковчан.

- Как вы собираетесь увеличивать доход метрополитена, кроме повышения тарифов на проезд?

- Один из вариантов - реклама. Ежегодный прирост доходов от рекламы у нас около 25 %. В прошлом году мы зарабатывали на этом до 600 тысяч гривень в месяц, в этом году - уже до 800 тыс. В сутки метро перевозит до миллиона пассажиров. Ни одно телевидение не может похвастаться такой аудиторией, поэтому реклама в метро - это действительно выгодно. Еще один вариант - аренда торговых площадей, однако, к сожалению, мы не влияем сейчас на стоимость аренды: ее устанавливает Фонд госимущества. К тому же" арендная плата распределяется так: 70 % идет в Фонд госимущества, 30 % - в метрополитен. Если метро перейдет в муниципальную собственность, тогда город будет устанавливать арендную плату и, возможно, можно будет повысить доход от торговли,

- В последнее время харьковчане заметили, что в метро увеличились интервалы движения поездов...

- По интервалам у нас действует главный критерий: мы должны перевозить всех людей, поэтому в "часы пик" интервалы остались прежними. А вечером в целях экономии приходится их увеличивать... Кстати, в метро с каждым годом наблюдается прирост пассажиропотока. Передвижение людей по городу становится все более интенсивным. И если проблемами метро не заниматься - город задохнется. И я очень рад, что новая власть берется за любые вопросы и имеет возможность их решать. Я знаю, что мы не оставлены с нашими проблемами один на один.

P.S. Город, особенно жители Алексеевского жилмассива, с нетерпением ждут пуска новой станции "Алексеевская", который запланирован на 2007 год. Укладываются ли метростроевцы в сроки? Комментарий начальника Дирекции строящегося метрополитена Анатолия Кравчука:

- В сроки укладываемся, но график очень плотный. На последнем совещании, где присутствовал городской голова, был принят ряд решений. Одно из них - переход на экономный режим строительства. К 2010 году строительство метро на Алексеевку планируется завершить пуском еще одной станции "Проспект Победы" и открытием третьего депо. А параллельно со строительством на Алексеевской линии уже ведутся проектно-изыскательские работы по строительству метро в сторону Одесской и аэропорта. В следующем году примемся за Салтовку.

Ирина ЗУБКОВА

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.