Новости. «Подарок» харьковчанам от метрополитена

Газета "Время", 21.10.2006.

«Чтобы оставаться таким же бедным, я должен еще больше работать» — это строки из первого электронного послания, которое пришло на адрес нашей редакции утром в четверг. «Сегодня я заплатил 75 копеек за проезд в метро. Кстати, купил жетон старого образца. А ведь руководство метрополитена «вешало нам лапшу» о том, что жетоны будут новые. Обидно. Почему не сказать честно, что они просто боятся ажиотажа. Зачем скрывать дату повышения? Кто дал вам право думать о пассажирах так, как вы думаете? Поверьте, мы понимаем, что на всю жизнь купить жетоны нельзя. А если какой-то аспирант и купил десять-двадцать лишних жетонов, вы бы не разорились. Научитесь уважать пассажиров». Вот такое письмо. И подпись — «Харьковчанин».

Действительно, чуть более недели назад начальник метрополитена Сергей Мусеев говорил, что, учитывая предстоящее повышение цен, метрополитен заказал жетоны нового образца в Киеве. Кстати, Харьковский метрополитен располагает собственными мощностями для производства жетонов на базе «Депо Салтовское», но администрация, судя по всему, решила разместить заказ в столице. Почему — вопрос. Более того, поздно ночью 18 октября агентство «Медиапорт» получило неподтвержденную пока информацию о том, что новых жетонов вообще не будет. А информация об изготовлении новых жетонов, как и скрываемая дата введения новой цены на них, преследовала цель избежать ажиотажной скупки жетонов по цене 50 копеек. Так что прав «Харьковчанин». Кстати, первоначально администрация метрополитена озвучивала цифру 1 гривня за жетон, обосновывая ее своими собственными подсчетами. При этом методика подсчетов не обнародовалась и публичной открытой экспертизы не проходила. Наверное, это также укладывается в логику отношения метрополитена к пассажирам. Мол, вопрос требует специальной подготовки и доступен пониманию исключительно специалистов. Но, кстати сказать, и сам руководитель метрополитена стал специалистом совсем недавно. До своего назначения на эту должность он никогда не работал в системе метрополитена. И ничего, разобрался. Чем харьковчане хуже?

Вопрос открытости естественных монополистов сегодня самый актуальный. Почему, например, руководство метрополитена не обнародовало информацию, скажем, о продаже здания, находящегося в собственности предприятия? Сколько выручил метрополитен? На что будут направлены средства от продажи? А может быть, этих денег хватило бы на то, чтобы мы ездили по старому тарифу месяц-другой? Куда идут деньги от аренды в метрополитене и от рекламы, которой изобилуют вагоны нашей подземки? Кстати, в одном из своих интервью Сергей Мусеев, в частности, сказал, что «необходимость повышения стоимости проезда в метро продиктована законами экономики: тариф не менялся с 2000 г., при этом средняя зарплата в Харькове за этот период выросла в 4,5 раза. Людям деньги дают, а потратить их им некуда». Складывается впечатление, что Сергей Зинятович живет в каком-то другом городе, где, возможно, не увеличены тарифы на ЖКХ, или средняя зарплата медика в регионе не 583 грн., а 583 у. е. Так что потратить есть куда, только денег нет.

Во многом благодаря твердой позиции профсоюзов стоимость проезда в метро остановилась на 75, а не на 85 копейках — тариф, с которым вынужден был согласиться метрополитен после длительных согласований с областной государственной администрацией. Несмотря на ультимативный, как позже отмечал губернатор Арсен Аваков, тон — доводы профсоюзов таки сумели убедить его в возможности снизить новый тариф еще на 10 копеек. «Я не слепой и вижу, какая ситуация у нас на улице. Я не считаю возможным добивать людей таким скачком тарифов», — сказал Арсен Аваков. Руководство метрополитена рассчитывало за эти 10 копеек частично покрыть убытки от перевозки льготников. Это, действительно, больной вопрос. Но решать его надо не за счет и не в ущерб другим пассажирам. На сегодняшний день в Харькове самый высокий тариф на проезд в метро. В уже упомянутом выше интервью С. З. Мусеева он сказал о том, что новый тариф (тогда речь шла о 85 коп.) не даст возможности развивать предприятие. Не позволит он, по словам Мусеева, и компенсировать затраты на перевозку пассажиров льготного контингента. Поэтому «через какое-то время мы снова будем предлагать повысить тариф» — сообщил начальник метрополитена. Боюсь, что мы обречены на таких руководителей и их предложения, от которых нельзя отказаться. Только на эту обреченность трудно согласиться. Именно поэтому журналисты начинают глубокое журналистское расследование по тематике, связанной с прозрачностью деятельности Харьковского метрополитена. Мы имеем на это право, ведь не каждый город Украины может «похвастаться» самым дорогим тарифом на проезд в метро.

Юрий Соколов

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.