Новости. По маршруту «Аннушки»

Газета "Слобода", 06.10.2006.

В довоенные и первые послевоенные годы, вплоть до пуска троллейбуса № 8, добрая старая «Аннушка» и ее «подруга» «Десятка» оставались единственным общественным транспортом, который связывал район Госпрома с центром города и улицами Пушкинской и Клочковской. В отличие от «Десятки», которая обеспечивала связь с более дальними районами (Москалевка, улица. Кирова, Московский проспект) и поэтому называлась «большой кольцевой», «Аннушка» называлась «малой кольцевой». Маршрут ее проходил по центральным улицам города.

Битком набитая пассажирами, с висящими на дверях, с отважными пацанами на «колбасе» и на сцепке между вагонами, в часы пик она, старая транспортная трудяга, поднимая шлейф пыли на Клочковской и грохотом пугая жильцов домов на Пушкинской, гордо неслась по городу, выполняя задание партии и правительства по доставке трудящихся на работу и — после нее — домой.

В каждом вагоне кондуктор, и за 30 копеек вы спокойно (только не в час пик) можете путешествовать по Харькову. Что мысленно мы и сделаем. Совершим путешествие во времени. Итак в путь.

Началом пути выберем остановку, на которой всегда садился ваш покорный слуга. Мы стоим на остановке «Госпром». Чтобы добраться в центр, все равно в какую сторону ехать — ведь это кольцо, а у кольца нет конца. Вот сверху, со стороны улицы Тринклера, приближается наша «Аннушка» — значит, едем вниз, в сторону улицы Клочковской. Заходим в вагон, садимся и начинаем путешествие. Не забудьте взять билет, а то штраф обойдется в 10 раз дороже (3 рубля). Контролеры — частые гости на всем пути. Почти сразу за остановкой начинается длинный пологий спуск Пассионарии (бывший Клочковский). Возник он на месте глубокого оврага, который начинался от площади Дзержинского и шел вниз до улицы Клочковской. Когда появился Госпром, а за ним — первые жилые дома, бывший овраг был благоустроен. Склоны его засеяли травой, и сейчас мы едем в зеленом коридоре, а над нами с правой стороны возвышаются жилые дома «загоспромья», которые, как и все дома в этом районе, имеют свои названия: Дом табачников, Дом профработников, Дом военвед. В начале спуска проезжаем под пешеходным мостиком, который соединил район Госпрома со вторым входом в зоопарк. В народе этот мостик получил длинное название — «построен без сочка и заборенки» (от фамилий городских деятелей Сачков и Заборенко). На месте этих жилых домов в 1925 году, когда начинали строить Госпром, вдоль Клочковского спуска был отгорожен большой участок, где вырос городок строителей.

По левой стороне спуска раскинулся зоопарк. Вниз с горки трамвай идет медленно и делает одну или две так называемые технические остановки — для проверки тормозной системы. Спуск заканчивается, и мы плавно поворачиваем на Клочковскую. Здесь первая остановка — «Улица Речная». Следующая - «Ивановская». На сегодняшний день ничего не осталось от старой застройки Клочковской. Только сияют на солнце купола Свято—Пантелеймоновской церкви, возрожденной из руин. А в то время, когда здесь ездила «Аннушка», вся Клочковская с разваливающейся церковью представляла собой убогое зрелище. Едем к следующей остановке - «Ботанический сад». Он расположен на склоне и, по сути, является продолжением сада имени Шевченко. Позже здесь построят прекрасный каскадный спуск, являющийся своеобразным входом в сад имени Шевченко со стороны улицы Клочковской. Справа от нас стадион «Спартак» с замечательным плавательным бассейном. Жаль только, что при его строительстве был снесен интереснейший памятник архитектуры начала XIX-го века — дом Павловских (Клочковская, 43).

А на его месте возвышается безликое сооружение из металлоконструкций — трибуна стадиона. В книге «Харьков от крепости до столицы» А.Ю. Лейбфрейд написал: «К сожалению, утрачено и старинное отштукатуренное здание городской усадьбы с четырехколонным портиком ионического ордера по улице Клочковской, 43». Постепенно приближаемся к центру города. Вот мы подъехали к шумной, многолюдной остановке - «Бурсацкий спуск». В трамвай входят в основном женщины с кошелками, авоськами, хозяйственными сумками. Рядом, за мостом, раскинулся Коммунальный рынок — центральный в городе, в народе его называют Благовещенским базаром (Благбазом).

В начале XIX века то место, где расположился рынок, было островом между двух протоков Лопании. Река мелела — и этот остров превратился в полуостров. Место получило название Дудинской левады, от имени хозяина земли. Еще ее называли Пискуновской левадой. Она состояла из сплошных болот. Со временем болота осушили, и в 1834 году левада была приобретена городом, а в1840-м сюда перевели базар, который располагался вокруг Благовещенской церкви (соседство, безусловно, неудачное). В связи с этим рынок на Дудинской леваде и получил название Благовещенского.

В 1914 году было закончено строительство крытого рынка по проекту архитектора И.И. Загоскина. Существующее и поныне здание является памятником архитектуры. Слева на улицу Клочковскую скатывается Бурсацкий спуск. Свое название (слава Богу, не переименовали!) он получил от расположенной здесь бурсы (от латинского слова bursa — cумка), куда принимались дети духовенства, преимущественно сироты. Условия жизни и обучения в бурсе были ужасные — в классах не топили, еда была скудная. Главной пищей были гречневые галушки. Бурсаки повадились на базар, там воровали у торгующих баб. Их начали называть «раклами» (в других городах, кроме Харькова, это слово не употреблялось). А произошло оно от названия церкви при бурсе св. Ираклия. Были и другие фирменные харьковские слова — «марка» вместо «номер» трамвая. Существует еще одно — «тремпель» (плечики для развешивания одежды).

Современный вид здание бурсы, в котором находится институт культуры, получило после ряда перестроек и достроек. Капитальная реконструкция по проекту архитекторов К.А. Толкунова и Б.С. Покровского была осуществлена в 1881—1885 годах. Фасад оформили в русско-византийском стиле.

Поднявшись по Бурсацкому спуску, попадаем на одну из центральных площадей — площадь Конституции, прямо ко входу на станцию метро «Исторический музей». Во времена «Аннушки» ни метро, ни названия этого еще не было. Площадь называлась Тевелева, а многие старожилы называли ее родным именем — Николаевская.

Отъезжаем от остановки, и трамвай преодолевает последний участок Клочковской. Здесь, в центре города, она и начинается. Справа находятся три старых бывших доходных дома, построенных в 1913 году архитектором Б.Н. Корниенко. Привлекает фасад дома № 3 - он украшен растительным орнаментом, типичным для стиля модерн. На месте невзрачного скверика, где одиноко скучает памятник Тихонову, стояло здание гостиницы «Большая Московская» (разрушена в годы Великой Отечественной войны) . Своим задним фасадом она выходила к реке. Река отравляла жизнь всем живущим рядом. На другом берегу (в начале улицы Свердлова) была гостиница «Россия». Живший в начале 20-х годов в Харькове вместе с Ю. Олешей В. Катаев пишет: «Мы жили в бывшей гостинице «Россия», называвшейся Домом Советов, в запущенном номере с двумя железными кроватями без наволочек , без простынь и без одеяла, потому что мы их мало-помалу меняли на базаре у приезжих крестьян на сало...Знойный августовский день в незнакомом городе, где почти пересохла жалкая речушка — забыл ее название...(Река за 85 лет ничуть не изменилась.-Прим. Авт.). Было воскресенье. Церковь на задах нашей гостиницы возле базарной площади трезвонила всеми своими колоколами...»

Довоенная «Аннушка» помнит и левую сторону начала улицы Клочковской, куда выходили торговые строения пассажа Пащенкова-Тряпкина, протянувшиеся вдоль спуска Халтурина. До каких пор эта улица в центре города будет носить имя убийцы и террориста? Верните спуску его исконное имя — Купеческий.

Затем, покинув Клочковскую, трамвай выезжает на Пролетарскую (бывшую Сергиевскую) площадь. Отечественная война «оголила» ее — наверху нет Дома Красной Армии, а внизу под горкой отсутствуют здание исторического музея и другие строения на берегу реки. Здесь к «Аннушке», выезжая с улицы Свердлова (Полтавский Шлях) от вокзала, присоединяются ее «подружки» — «Шестерка», «Тройка», «Одиннадцатая». Вся компания «марок» движется по центру города. Шумно, многолюдно в центре. Тесно людям, тесно и трамваям. Медленно поворачиваем на следующую площадь Розы Люксембург (прежнее название — Павловская). Сегодня нет гостиницы «Спартак» (бывшая «Гранд-отель») — так называемый дом Павлова, давший название площади. Слева оставляем Центральный универмаг. Хочу обратить внимание на дом, стоящий на углу площади и улицы Университетской (площадь Р. Люксембург, 4). Его построил в 1912 году архитектор Б.Е. Корниенко в стиле украинского модерна. Особенностью этого здания является бюст Т.Г. Шевченко (скульптор — Беклимишев), расположенный в овале на фасаде дома. На той же правой стороне площади стоит величественное здание (№ 10) гостиницы «Астория». Самой гостиницы давно нет, но название прижилось, и старожилы его так и называют — «Астория». Здание строилось для Купеческого банка, который размещался на первом этаже, на втором и третьем - были конторские помещения для сдачи внаем, а на трех верхних — гостиница. Здание было построено по проекту петербургских архитекторов Н.В. Васильева и А.И. Ржепишевского в стиле модерн. Фасад украшен оригинальными скульптурными элементами. Наблюдавший за строительством А.И. Ржепишевский после окончания стройки в 1913 году переехал в Харьков и подарил нашему городу большое количество замечательных зданий.

На другой стороне площади возвышается еще одно, не менее интересное сооружение — Дворец труда. Эти два дома придают величественность и своеобразную «мощь» центру Харькова. Дворец труда построен по проекту архитектора П.А. Претро в стиле неоклассицизма для страхового общества «Россия». В годы советской власти родилось название Дворец труда, которое за ним и закрепилось. Здание стоит на повороте, там, где площадь Розы Люксембург переходит в следующую площадь. Это площадь Конституции (она же Николаевская, Тевелева, Советской Украины). Эти три площади Пролетарская, Р. Люксембург и Конституции образуют центральное полукольцо города, по которому медленно пробирается наша «Аннушка». Большое количество трамвайных маршрутов сходится в центре. Вот с улицы Университетской выползает «Семерка», а там, глядишь, с Московского проспекта выглядывает красавица «Пятерка», а за ней приближается трудяга «Двадцатка».

При повороте на улицу Пушкинскую имеется еще одна остановка в центре города. Когда-то на этом месте стояла красавица Николаевская церковь, которая и дала название площади. В последнем своем варианте церковь была воздвигнута в 1887—1896 годах по проекту архитектора В.Х. Немкина. Это был пятиглавый храм в русско-византийском стиле. Снесли его в 1930 году - это было время повсеместного уничтожения храмов. А еще церковь снесли из-за самой «Аннушки» и ее «подружек» — «Двадцатки», «Семерки», «Одиннадцатой» и «Пятерки». На этом месте прокладывалась трамвайная линия. Менялись названия площади, менялся и ее вид. Большие перемены привнесла Отечественная война. Не стало на площади Тевелева здания ВУЦИКа (после 1934 года — Дворец пионеров), не стало гостиницы «Красной» (бывшая «Метрополь»). Сейчас там, где была гостиница, жилой дом с аптекой на первом этаже. А под тем местом, где была трамвайная остановка, подземный переход и вход на станцию метро «Советская».

Продолжаем путь по улице Пушкинской. В ее начале, на углу переулка Короленко, в результате поспешного сноса целого ряда малоэтажной застройки появился пустырь. Но, к сожалению, среди снесенных домов были и памятники архитектуры. Слева стоит ряд бывших доходных домов, среди них — здание института «Южгипрошахт».

Этот дом украшают две статуи шахтеров работы скульптора И.П. Кавалеридзе. Напротив, на правой стороне, в глубине палисадника стоит еврейская хоральная синагога (архитектор — Я.Г. Гевирц, 1914 год). Ей повезло больше, чем Николаевской церкви и снесенной немецкой кирхе (к месту, где была кирха, мы как раз подъезжаем) — ее не снесли, хотя... Чего только в ней не было: и клуб 3-го Интернационала, и дворец физкультуры общества «Спартак». Там были аж три игровых зала, боксерский ринг, борцовский ковер, шахматно-шашечный клуб. Сегодня синагога и другие, к счастью уцелевшие, храмы отданы соответствующим конфессиям и служат тем, кому и предназначались.

Сразу за синагогой стоит одно из интереснейших зданий города — НИИ микробиологии, вакцин и сыворотки имени И. Мечникова. Построено оно было в 1912 году по проекту архитектора А.Н. Бекетова. Здесь улица делает поворот — это здание является своеобразным «шарниром» на стыке двух частей улицы.

Проезжаем площадь Поэзии, где когда-то стояла уже упомянутая немецкая кирха. Слева в сквере — памятник Пушкину. Рядом, в другом маленьком скверике, памятник М. Коцюбинскому. Возле памятника Пушкину читали свои стихи Сергей Есенин, Евгений Евтушенко, Борис Чичибабин.

Дальше идет угол улиц Пушкинской и Дарвина. Не узнаю. Тут когда-то была остановка, которую часто переносили. А слева скверик. Сейчас там памятник Влюбленным, а похоже, что это пришельцы с Марса. Внизу станция метро «Архитектора Бекетова». Сейчас трамваи здесь движутся гораздо медленнее, чем раньше, хотя маршрутов и стало меньше: нет «Одиннадцатой», исчезла «Двадцатая». Только «Семерка» да «Пятерка». Просто машин стало гораздо больше. Переполнена ими Пушкинская. А вот, наконец, и поворот на Петровского (когда-то она была Бассейной). Там теперь рельсов нету. Красивые стали улицы Петровского и Мироносицкая (слава Богу, вернули старое название) без трамваев. А «Аннушка» аж до Веснина едет. Время идет, город меняется...

Поворачиваем на улицу Веснина и по новому маршруту мчимся к улице Мироносицкой, чтобы выехать на Маяковского. Здесь на углу улиц Веснина и Мироносицкой «Аннушка» прощается с «Пятеркой» и «Семеркой». Им направо — в парк и лесопарк, а ей налево, до улицы Маяковского.Но вот сзади попутчица приближается - «Двенадцатая». Поворот на улицу Маяковского и остановка перед пересечением с главной улицей города — Сумской. Пересекли ее и сворачиваем на улицу Тринклера. Здесь на пути «Аннушки» еще один рынок — Сумской. Конечно, он меньше, чем Благовещенский, но пользуется успехом у жителей района Госпрома, улиц Сумской, Данилевского и Шатиловки. Улица Тринклера в 1925 году называлась Лазаретной, так как в 1877-м здесь построили лазаретные бараки для лечения раненных и больных солдат. Со временем здесь появился большой клинический городок Харьковского университета. Это место, занимающее несколько кварталов, получило название Клингородок. На его территории уместились областная больница и несколько кафедр медицинского института.

В угловом корпусе (напротив Сумского рынка), где в 1943 году находился госпиталь 69-й армии, произошла трагедия. Гитлеровцы в марте, во время второй оккупации Харькова, живьем сожгли раненных, которых не успели вывезти. Затем стали прочесывать остальные помещения и расстреливать оставшихся. Так было уничтожено 300 советских солдат и офицеров.

В здании на углу улиц Тринклера и Данилевского (слева) находится музей естествознания при университете. Он почти ровесник университета — основан в 1807 году. На углу улицы Тринклера и проспекта Правды — последняя остановка на нашем кольцевом маршруте. Сегодня она пересадочная — рядом находится вход на станцию метро «Госпром», а также остановка троллейбусов. По проспекту Правды «Аннушка» приближается к Госпрому, пересекая проспект Ленина.

350 лет существует город. Из них 100 по его улицам и площадям с шумом проносятся трамваи, наши харьковские «марки». Неоднократно поднимался вопрос о переносе некоторых маршрутов, о ликвидации линий трамваев в центре, на улицах Полтавский Шлях, Пушкинской — мол, шум от них, тесно транспорту, улицы узкие. Но как бы ни была развита транспортная система, трамвай в большинстве европейских городов остается одним из самых популярных и экономичных видов транспорта. Ездят трамваи по улицам Амстердама, Брюсселя, Праги, Варшавы и многих других городов. Но почему-то там они едут совсем бесшумно, хотя улицы, например, в Амстердаме не шире харьковских. Дело в другом, но это уже выходит за тему этой статьи...

Юрий БЕРМАНТ, Бат-Ям, Израиль

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Город и область
Городские маршруты:   ТмА
Улицы и площади:   вулиця Григорія Сковороди, вулиця Клочківська, узвіз Клочківський, майдан Конституції, вулиця Миколи Хвильового, вулиця Мироносицька, проспект Незалежності, Павлівський майдан, Сергіївський майдан, вулиця Трінклера

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.