Новости. По маршруту «Аннушки»
Газета "Слобода", 06.10.2006.
В довоенные и первые послевоенные годы, вплоть до пуска троллейбуса № 8, добрая старая «Аннушка» и ее «подруга» «Десятка» оставались единственным общественным транспортом, который связывал район Госпрома с центром города и улицами Пушкинской и Клочковской. В отличие от «Десятки», которая обеспечивала связь с более дальними районами (Москалевка, улица. Кирова, Московский проспект) и поэтому называлась «большой кольцевой», «Аннушка» называлась «малой кольцевой». Маршрут ее проходил по центральным улицам города.
Битком набитая пассажирами, с висящими на дверях, с отважными пацанами на «колбасе» и на сцепке между вагонами, в часы пик она, старая транспортная трудяга, поднимая шлейф пыли на Клочковской и грохотом пугая жильцов домов на Пушкинской, гордо неслась по городу, выполняя задание партии и правительства по доставке трудящихся на работу и — после нее — домой.
В каждом вагоне кондуктор, и за 30 копеек вы спокойно (только не в час пик) можете путешествовать по Харькову. Что мысленно мы и сделаем. Совершим путешествие во времени. Итак в путь.
Началом пути выберем остановку, на которой всегда садился ваш покорный слуга. Мы стоим на остановке «Госпром». Чтобы добраться в центр, все равно в какую сторону ехать — ведь это кольцо, а у кольца нет конца. Вот сверху, со стороны улицы Тринклера, приближается наша «Аннушка» — значит, едем вниз, в сторону улицы Клочковской. Заходим в вагон, садимся и начинаем путешествие. Не забудьте взять билет, а то штраф обойдется в 10 раз дороже (3 рубля). Контролеры — частые гости на всем пути. Почти сразу за остановкой начинается длинный пологий спуск Пассионарии (бывший Клочковский). Возник он на месте глубокого оврага, который начинался от площади Дзержинского и шел вниз до улицы Клочковской. Когда появился Госпром, а за ним — первые жилые дома, бывший овраг был благоустроен. Склоны его засеяли травой, и сейчас мы едем в зеленом коридоре, а над нами с правой стороны возвышаются жилые дома «загоспромья», которые, как и все дома в этом районе, имеют свои названия: Дом табачников, Дом профработников, Дом военвед. В начале спуска проезжаем под пешеходным мостиком, который соединил район Госпрома со вторым входом в зоопарк. В народе этот мостик получил длинное название — «построен без сочка и заборенки» (от фамилий городских деятелей Сачков и Заборенко). На месте этих жилых домов в 1925 году, когда начинали строить Госпром, вдоль Клочковского спуска был отгорожен большой участок, где вырос городок строителей.
По левой стороне спуска раскинулся зоопарк. Вниз с горки трамвай идет медленно и делает одну или две так называемые технические остановки — для проверки тормозной системы. Спуск заканчивается, и мы плавно поворачиваем на Клочковскую. Здесь первая остановка — «Улица Речная». Следующая - «Ивановская». На сегодняшний день ничего не осталось от старой застройки Клочковской. Только сияют на солнце купола Свято—Пантелеймоновской церкви, возрожденной из руин. А в то время, когда здесь ездила «Аннушка», вся Клочковская с разваливающейся церковью представляла собой убогое зрелище. Едем к следующей остановке - «Ботанический сад». Он расположен на склоне и, по сути, является продолжением сада имени Шевченко. Позже здесь построят прекрасный каскадный спуск, являющийся своеобразным входом в сад имени Шевченко со стороны улицы Клочковской. Справа от нас стадион «Спартак» с замечательным плавательным бассейном. Жаль только, что при его строительстве был снесен интереснейший памятник архитектуры начала XIX-го века — дом Павловских (Клочковская, 43).
А на его месте возвышается безликое сооружение из металлоконструкций — трибуна стадиона. В книге «Харьков от крепости до столицы» А.Ю. Лейбфрейд написал: «К сожалению, утрачено и старинное отштукатуренное здание городской усадьбы с четырехколонным портиком ионического ордера по улице Клочковской, 43». Постепенно приближаемся к центру города. Вот мы подъехали к шумной, многолюдной остановке - «Бурсацкий спуск». В трамвай входят в основном женщины с кошелками, авоськами, хозяйственными сумками. Рядом, за мостом, раскинулся Коммунальный рынок — центральный в городе, в народе его называют Благовещенским базаром (Благбазом).
В начале XIX века то место, где расположился рынок, было островом между двух протоков Лопании. Река мелела — и этот остров превратился в полуостров. Место получило название Дудинской левады, от имени хозяина земли. Еще ее называли Пискуновской левадой. Она состояла из сплошных болот. Со временем болота осушили, и в 1834 году левада была приобретена городом, а в1840-м сюда перевели базар, который располагался вокруг Благовещенской церкви (соседство, безусловно, неудачное). В связи с этим рынок на Дудинской леваде и получил название Благовещенского.
В 1914 году было закончено строительство крытого рынка по проекту архитектора И.И. Загоскина. Существующее и поныне здание является памятником архитектуры. Слева на улицу Клочковскую скатывается Бурсацкий спуск. Свое название (слава Богу, не переименовали!) он получил от расположенной здесь бурсы (от латинского слова bursa — cумка), куда принимались дети духовенства, преимущественно сироты. Условия жизни и обучения в бурсе были ужасные — в классах не топили, еда была скудная. Главной пищей были гречневые галушки. Бурсаки повадились на базар, там воровали у торгующих баб. Их начали называть «раклами» (в других городах, кроме Харькова, это слово не употреблялось). А произошло оно от названия церкви при бурсе св. Ираклия. Были и другие фирменные харьковские слова — «марка» вместо «номер» трамвая. Существует еще одно — «тремпель» (плечики для развешивания одежды).
Современный вид здание бурсы, в котором находится институт культуры, получило после ряда перестроек и достроек. Капитальная реконструкция по проекту архитекторов К.А. Толкунова и Б.С. Покровского была осуществлена в 1881—1885 годах. Фасад оформили в русско-византийском стиле.
Поднявшись по Бурсацкому спуску, попадаем на одну из центральных площадей — площадь Конституции, прямо ко входу на станцию метро «Исторический музей». Во времена «Аннушки» ни метро, ни названия этого еще не было. Площадь называлась Тевелева, а многие старожилы называли ее родным именем — Николаевская.
Отъезжаем от остановки, и трамвай преодолевает последний участок Клочковской. Здесь, в центре города, она и начинается. Справа находятся три старых бывших доходных дома, построенных в 1913 году архитектором Б.Н. Корниенко. Привлекает фасад дома № 3 - он украшен растительным орнаментом, типичным для стиля модерн. На месте невзрачного скверика, где одиноко скучает памятник Тихонову, стояло здание гостиницы «Большая Московская» (разрушена в годы Великой Отечественной войны) . Своим задним фасадом она выходила к реке. Река отравляла жизнь всем живущим рядом. На другом берегу (в начале улицы Свердлова) была гостиница «Россия». Живший в начале 20-х годов в Харькове вместе с Ю. Олешей В. Катаев пишет: «Мы жили в бывшей гостинице «Россия», называвшейся Домом Советов, в запущенном номере с двумя железными кроватями без наволочек , без простынь и без одеяла, потому что мы их мало-помалу меняли на базаре у приезжих крестьян на сало...Знойный августовский день в незнакомом городе, где почти пересохла жалкая речушка — забыл ее название...(Река за 85 лет ничуть не изменилась.-Прим. Авт.). Было воскресенье. Церковь на задах нашей гостиницы возле базарной площади трезвонила всеми своими колоколами...»
Довоенная «Аннушка» помнит и левую сторону начала улицы Клочковской, куда выходили торговые строения пассажа Пащенкова-Тряпкина, протянувшиеся вдоль спуска Халтурина. До каких пор эта улица в центре города будет носить имя убийцы и террориста? Верните спуску его исконное имя — Купеческий.
Затем, покинув Клочковскую, трамвай выезжает на Пролетарскую (бывшую Сергиевскую) площадь. Отечественная война «оголила» ее — наверху нет Дома Красной Армии, а внизу под горкой отсутствуют здание исторического музея и другие строения на берегу реки. Здесь к «Аннушке», выезжая с улицы Свердлова (Полтавский Шлях) от вокзала, присоединяются ее «подружки» — «Шестерка», «Тройка», «Одиннадцатая». Вся компания «марок» движется по центру города. Шумно, многолюдно в центре. Тесно людям, тесно и трамваям. Медленно поворачиваем на следующую площадь Розы Люксембург (прежнее название — Павловская). Сегодня нет гостиницы «Спартак» (бывшая «Гранд-отель») — так называемый дом Павлова, давший название площади. Слева оставляем Центральный универмаг. Хочу обратить внимание на дом, стоящий на углу площади и улицы Университетской (площадь Р. Люксембург, 4). Его построил в 1912 году архитектор Б.Е. Корниенко в стиле украинского модерна. Особенностью этого здания является бюст Т.Г. Шевченко (скульптор — Беклимишев), расположенный в овале на фасаде дома. На той же правой стороне площади стоит величественное здание (№ 10) гостиницы «Астория». Самой гостиницы давно нет, но название прижилось, и старожилы его так и называют — «Астория». Здание строилось для Купеческого банка, который размещался на первом этаже, на втором и третьем - были конторские помещения для сдачи внаем, а на трех верхних — гостиница. Здание было построено по проекту петербургских архитекторов Н.В. Васильева и А.И. Ржепишевского в стиле модерн. Фасад украшен оригинальными скульптурными элементами. Наблюдавший за строительством А.И. Ржепишевский после окончания стройки в 1913 году переехал в Харьков и подарил нашему городу большое количество замечательных зданий.
На другой стороне площади возвышается еще одно, не менее интересное сооружение — Дворец труда. Эти два дома придают величественность и своеобразную «мощь» центру Харькова. Дворец труда построен по проекту архитектора П.А. Претро в стиле неоклассицизма для страхового общества «Россия». В годы советской власти родилось название Дворец труда, которое за ним и закрепилось. Здание стоит на повороте, там, где площадь Розы Люксембург переходит в следующую площадь. Это площадь Конституции (она же Николаевская, Тевелева, Советской Украины). Эти три площади Пролетарская, Р. Люксембург и Конституции образуют центральное полукольцо города, по которому медленно пробирается наша «Аннушка». Большое количество трамвайных маршрутов сходится в центре. Вот с улицы Университетской выползает «Семерка», а там, глядишь, с Московского проспекта выглядывает красавица «Пятерка», а за ней приближается трудяга «Двадцатка».
При повороте на улицу Пушкинскую имеется еще одна остановка в центре города. Когда-то на этом месте стояла красавица Николаевская церковь, которая и дала название площади. В последнем своем варианте церковь была воздвигнута в 1887—1896 годах по проекту архитектора В.Х. Немкина. Это был пятиглавый храм в русско-византийском стиле. Снесли его в 1930 году - это было время повсеместного уничтожения храмов. А еще церковь снесли из-за самой «Аннушки» и ее «подружек» — «Двадцатки», «Семерки», «Одиннадцатой» и «Пятерки». На этом месте прокладывалась трамвайная линия. Менялись названия площади, менялся и ее вид. Большие перемены привнесла Отечественная война. Не стало на площади Тевелева здания ВУЦИКа (после 1934 года — Дворец пионеров), не стало гостиницы «Красной» (бывшая «Метрополь»). Сейчас там, где была гостиница, жилой дом с аптекой на первом этаже. А под тем местом, где была трамвайная остановка, подземный переход и вход на станцию метро «Советская».
Продолжаем путь по улице Пушкинской. В ее начале, на углу переулка Короленко, в результате поспешного сноса целого ряда малоэтажной застройки появился пустырь. Но, к сожалению, среди снесенных домов были и памятники архитектуры. Слева стоит ряд бывших доходных домов, среди них — здание института «Южгипрошахт».
Этот дом украшают две статуи шахтеров работы скульптора И.П. Кавалеридзе. Напротив, на правой стороне, в глубине палисадника стоит еврейская хоральная синагога (архитектор — Я.Г. Гевирц, 1914 год). Ей повезло больше, чем Николаевской церкви и снесенной немецкой кирхе (к месту, где была кирха, мы как раз подъезжаем) — ее не снесли, хотя... Чего только в ней не было: и клуб 3-го Интернационала, и дворец физкультуры общества «Спартак». Там были аж три игровых зала, боксерский ринг, борцовский ковер, шахматно-шашечный клуб. Сегодня синагога и другие, к счастью уцелевшие, храмы отданы соответствующим конфессиям и служат тем, кому и предназначались.
Сразу за синагогой стоит одно из интереснейших зданий города — НИИ микробиологии, вакцин и сыворотки имени И. Мечникова. Построено оно было в 1912 году по проекту архитектора А.Н. Бекетова. Здесь улица делает поворот — это здание является своеобразным «шарниром» на стыке двух частей улицы.
Проезжаем площадь Поэзии, где когда-то стояла уже упомянутая немецкая кирха. Слева в сквере — памятник Пушкину. Рядом, в другом маленьком скверике, памятник М. Коцюбинскому. Возле памятника Пушкину читали свои стихи Сергей Есенин, Евгений Евтушенко, Борис Чичибабин.
Дальше идет угол улиц Пушкинской и Дарвина. Не узнаю. Тут когда-то была остановка, которую часто переносили. А слева скверик. Сейчас там памятник Влюбленным, а похоже, что это пришельцы с Марса. Внизу станция метро «Архитектора Бекетова». Сейчас трамваи здесь движутся гораздо медленнее, чем раньше, хотя маршрутов и стало меньше: нет «Одиннадцатой», исчезла «Двадцатая». Только «Семерка» да «Пятерка». Просто машин стало гораздо больше. Переполнена ими Пушкинская. А вот, наконец, и поворот на Петровского (когда-то она была Бассейной). Там теперь рельсов нету. Красивые стали улицы Петровского и Мироносицкая (слава Богу, вернули старое название) без трамваев. А «Аннушка» аж до Веснина едет. Время идет, город меняется...
Поворачиваем на улицу Веснина и по новому маршруту мчимся к улице Мироносицкой, чтобы выехать на Маяковского. Здесь на углу улиц Веснина и Мироносицкой «Аннушка» прощается с «Пятеркой» и «Семеркой». Им направо — в парк и лесопарк, а ей налево, до улицы Маяковского.Но вот сзади попутчица приближается - «Двенадцатая». Поворот на улицу Маяковского и остановка перед пересечением с главной улицей города — Сумской. Пересекли ее и сворачиваем на улицу Тринклера. Здесь на пути «Аннушки» еще один рынок — Сумской. Конечно, он меньше, чем Благовещенский, но пользуется успехом у жителей района Госпрома, улиц Сумской, Данилевского и Шатиловки. Улица Тринклера в 1925 году называлась Лазаретной, так как в 1877-м здесь построили лазаретные бараки для лечения раненных и больных солдат. Со временем здесь появился большой клинический городок Харьковского университета. Это место, занимающее несколько кварталов, получило название Клингородок. На его территории уместились областная больница и несколько кафедр медицинского института.
В угловом корпусе (напротив Сумского рынка), где в 1943 году находился госпиталь 69-й армии, произошла трагедия. Гитлеровцы в марте, во время второй оккупации Харькова, живьем сожгли раненных, которых не успели вывезти. Затем стали прочесывать остальные помещения и расстреливать оставшихся. Так было уничтожено 300 советских солдат и офицеров.
В здании на углу улиц Тринклера и Данилевского (слева) находится музей естествознания при университете. Он почти ровесник университета — основан в 1807 году. На углу улицы Тринклера и проспекта Правды — последняя остановка на нашем кольцевом маршруте. Сегодня она пересадочная — рядом находится вход на станцию метро «Госпром», а также остановка троллейбусов. По проспекту Правды «Аннушка» приближается к Госпрому, пересекая проспект Ленина.
350 лет существует город. Из них 100 по его улицам и площадям с шумом проносятся трамваи, наши харьковские «марки». Неоднократно поднимался вопрос о переносе некоторых маршрутов, о ликвидации линий трамваев в центре, на улицах Полтавский Шлях, Пушкинской — мол, шум от них, тесно транспорту, улицы узкие. Но как бы ни была развита транспортная система, трамвай в большинстве европейских городов остается одним из самых популярных и экономичных видов транспорта. Ездят трамваи по улицам Амстердама, Брюсселя, Праги, Варшавы и многих других городов. Но почему-то там они едут совсем бесшумно, хотя улицы, например, в Амстердаме не шире харьковских. Дело в другом, но это уже выходит за тему этой статьи...
Юрий БЕРМАНТ, Бат-Ям, Израиль
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай, Город и область |
Городские маршруты: | ТмА |
Улицы и площади: | вулиця Клочківська, узвіз Клочківський, майдан Конституції, вулиця Миколи Хвильового, вулиця Мироносицька, проспект Незалежності, Павлівський майдан, Сергіївський майдан, вулиця Трінклера |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.