Новости. Евгений Водовозов: "...а главное у нас - все!"

Газета "Слобода", 17.10.2006.

Общественный транспорт испокон веков является объектом недовольства и критики. Пассажиры полагают, что его катастрофически не хватает, что троллейбусы ездят слишком медленно, а маршрутки - чересчур быстро. Что в автобусах неудобно и тесно, а проезд стоит слишком дорого. Счастливые обладатели личного автомобиля, напротив, считают, что этих неповоротливых автобусов, наглых "Газелей" и самоуверенных трамваев чересчур много. Но представители и одного, и другого лагеря вместе дружно стоят в длиннющих пробках в центре города и сетуют на узкие улочки. На протяжении многих лет городское начальство обещало навести порядок в работе общественного транспорта, однако радикально пока ничего не менялось. А ведь год от года машин на дорогах становится все больше и больше. Стало ясно, что полумерами тут не обойтись. Руководство недавно созданного Департамента транспорта и связи, изучив обстановку, приняло решение сформировать новую транспортную схему, учитывающую особенности нашего города, и в соответствии с ней изменять транспортные потоки и разгружать центральную часть Харькова. О том, что для этого необходимо сделать, какие существуют реальные трудности и как их преодолеть, читателям "Слободы" рассказывает директор Департамента транспорта и связи Евгений Водовозов.

- Евгений Наумович, какой вид пассажирского транспорта представляет собой самую большую головную боль города?

- На самом деле проблемы у нас комплексные, и решать их придется комплексно, хотя и по частям. Метрополитен и "Горэлектротранспорт" - два наших основных перевозчика. По статистике, 88 % пассажирских перевозок в городе Харькове осуществляется этими двумя предприятиями. Все остальное - это автобусы и маршрутки. Вот и представьте себе уровень нагрузки. Так что приоритет отдается гор электротранспорту, причем это и государственный приоритет. Есть концепция его развития, подписанная Кабинетом Министров. В первую очередь, это экологически чистый транспорт. На самом деле, на сегодняшний день, если быть честными, - это единственный транспорт, выполняющий все требования по перевозке пассажиров. За последние два года не произошло ни одного ДТП по вине гор электротранспорта. Такое положение достигается подготовкой и профессионализмом водителей, эффективным контролем службы безопасности движения.

- Тем не менее известно, что его подвижной состав изношен практически на 90 %. Конечно, в 2002 году город приобрел 8 троллейбусов, но понятно, что они проблему решить не могут. Как выходить из этого положения?

- Только покупать новый транспорт. Возможно, это произойдет даже в нынешнем году. Мы вынесем вопрос на ближайшую сессию, будем проводить тендер. Мы понимаем, что на серьезную закупку денег у нас нет, но сейчас существует масса форм финансирования, в том числе лизинговое. Планируем приобрести 90 троллейбусов и 10-11 трамваев в этом году, а это практически треть нашего парка.

- Что при тендере будет являться приоритетом?

- Конечно же, стоимость и вид подвижного состава. Очень важно, знаем мы данную технику или нет, сможем ли мы ее ремонтировать. Купить кота в мешке мы не можем себе позволить.

- Помимо проблемы с самими машинами, есть еще и проблемы с контактными электросетями.

- Да, это действительно проблема. Мы будем закладывать в бюджет следующего года увеличенные цифры на ремонт сетей. Надо иметь в виду, что на протяжении предыдущих 6-7 лет вообще ничего не делалось, поэтому была нарушена плановость замены. Теперь, конечно, можно обвинять кого угодно, но ситуация уже есть. Сегодня нам надо выходить из нее. Мы имеем около 80 км трамвайного пути, который надо менять. А это огромные деньги.

- Произойдет ли подорожание электротранспорта?

- Горэлектротранс находится в тяжелейшем положении, так что, вероятнее всего, цена проезда будет повышаться. Но разработка новых тарифов - достаточно кропотливый труд: каждая копейка будет просмотрена, просчитана, чтобы было понятно, откуда новая цена возьмется. Пока речь идет о 60 копейках.

- Перейдем к автобусам. Все транспортные предприятия коммерческие. Является ли это проблемой для города, или, наоборот, это удобно?

- Я не думаю, что это является проблемой, такие взаимоотношения вполне устраивают город. Проблемой скорее является та маршрутная сетка, которая существует, хотя когда-то она была разработана с учетом пожеланий людей, всех необходимых вводных данных. Сегодня сетка не соответствует требованиям реальной жизни, иногда она не учитывает, что некоторые маршруты горэлектротранса превратились в сверхубыточные.

- Но ведь у пассажира должен быть выбор!

- Правильно, надо позволить выбирать. Но есть основной вид транспорта, и он самый дешевый, самый правильный и социально поддерживаемый городом и государством. Конечно, есть районы, не обеспеченные электротранспортом, например Пятихатки, хотя теоретически в советские времена он там планировался. Значит, там должны быть автобусы, причем разные, а один из маршрутов - социальный, который стоит 50 копеек (по городу таких маршрутов 18). Вот это было сделано четко по научной схеме. Но есть другой пример: когда открыли новые станции метро, никто не скорректировал схему движения автобусов. Сегодня решить проблему можно только разработкой новой комплексной транспортной схемы города. Этим уже занимается академия городского хозяйства. В эту работу входят и корректировка маршрутов, и перенаправление транспортных потоков, изменение направления движения на некоторых улицах, чтобы сделать его односторонним, что ускоряет среднюю скорость движения. Также сейчас поднимается вопрос синхронизации светофоров на некоторых проспектах и улицах. Изучается опыт других городов. Харьков со своей плотной застройкой и узкими улицами похож на Одессу. В этом году там завершился второй этап перераспределения потоков, и основная часть улиц уже с односторонним движением. Да, это не так удобно для автолюбителей, зато количество пробок уменьшилось во много раз.

- Какова судьба автобуса большой вместимости, который якобы должен был решить проблему с перевозкой пассажиров в час пик и, кстати, должен был выпускаться в том числе и в нашем городе?

- Да, действительно, в Харькове производился автобус "Скиф", но перевозчиков нельзя заставить приобретать какой-либо транспорт. Его охотно приобрели несколько украинских городов, но в Харькове он почему-то не пошел.

- Может потому, что в Харькове узкие улицы, а он слишком громоздкий для центра? Ведь покупать только для широких окраинных проспектов автобус нецелесообразно.

- В любом случае он лучше, чем десять "Газелей". Даже с точки зрения израсходованного топлива.

- С этим спорить трудно, ну а если подходить с точки зрения комфорта пассажира? Ведь ясно, что пока этот "дирижабль" не загрузится полностью, он с места не сдвинется.

- Ну это не совсем правда...

- Знаете ли, мне регулярно приходится ездить общественным транспортом, и его повадки я отлично изучила! В часы пик, если я не нахожусь на конечной остановке, а на середине маршрута, большая удача, если вообще автобус или маршрутка остановятся.

- Я тоже регулярно езжу общественным транспортом, причем делаю это умышленно, чтобы видеть, что происходит. Иначе, сидя в кабинете и поглядывая из окошка, я никогда не узнаю, что там на земле происходит. Так что я в курсе транспортных проблем.

- Конечно, троллейбусы - это хорошо, но уж больно медлительный вид транспорта. Если очень дорого время, пассажир сделает выбор в пользу маршрутного такси. В том-то и смысл маршрутки, чтобы быстро и с комфортом прибыть из пункта А в пункт Б.

- К сожалению, эта скорость иногда оборачивается бедой. Пассажиры не думают о том, что покрыть большое расстояние за короткий срок невозможно без серьезных нарушений правил, значит, они на самом деле рискуют жизнью. А ведь если в "Газели" пассажир еще и едет стоя, а с "Газелью" что-то случится - пассажир почти наверняка погибнет. Так что, в первую очередь, каждый должен подумать о своем здоровье.

- Так что же надо сделать, чтобы не было проблем с пресловутыми маршрутками, но чтобы они были комфортными и безопасными?

- Вероятнее всего, придется вводить какие-то более жесткие санкции, другого способа нет. Но во многом виноваты и сами пассажиры. Их волоком никто в маршрутку не затаскивает и ехать стоя не заставляет. И билетики почему-то никто не требует у водителя. В магазине же покупатель не забывает потребовать чек? Между прочим, с этих проданных билетиков в городскую казну идут деньги и на дороги, и на решение транспортных проблем.

- Не готовится ли очередное подорожание стоимости проезда в автобусах и маршрутках?

- Недавно подорожание уже состоялось, ни экономических, ни каких-либо других оснований для дальнейшего повышения стоимости мы не видим.

- Как вы собираетесь решать проблемы транспорта и с чего начинать?

- Сегодня, не начав тотальную проработку того, что происходит в сфере перевозок в городе, изменить систему не получится.

- Мы говорим об инвентаризации?

- Фактически да. Инвентаризации парковок, которые не понятно, по какому принципу работают. Как и почему их разместили именно там? Научный подход, работа с профильными институтами. Ведь там же великолепные кафедры, там студенты пишут совершенно потрясающие дипломные работы! Их выводы можно применять на практике.

- Неужели эти вопросы раньше не рассматривались?

- А никому, наверное, это не было нужным. Были более важные проблемы. Но все забывают о том, что перевезти людей с работы и на работу - это тоже проблема. Избежать наплыва людей в час пик не могут даже в развитой Европе. Нельзя обеспечить каждому человеку по автобусу. Это невозможно. Но возможно постоянно следить за ситуацией. Разработка той же транспортной схемы, создание единой диспетчерской будут предусматривать и, в том числе, количество транспорта на маршруте, и четко продуманное расписание движения.

- Нужно ли что-то менять в законодательстве?

- Нам достаточно просто заключить полноценный договор с перевозчиками. Есть вещи, которые нужно менять в законодательстве, мы это будем инициировать и просить наших харьковских депутатов, чтобы они выносили эти вопросы на обсуждение Верховной Рады. Но это происходит не быстро, а жить надо сейчас. У нас достаточно законодательных актов для того, чтобы сегодня начать приводить все в соответствие с нормами и навести порядок. Это уже делается. Естественно, все это не сделается за неделю или две. Думаю, к февралю единая транспортная схема города будет закончена, и мы вынесем ее на обсуждение городского совета. Так что вопрос "С чего начинать?" не совсем правильный. А с чего начинать? Вот говорят: "Начинайте с главного", а ведь главное у нас - все!

Валерия ПЛЕТНЕВА

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус, Автобус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.