Новости. Песня про «зайцев»
Еженедельник "Пятница", 11.01.2007.
Михаил Булгаков в свое время сокрушался, что нет хуже профессии, чем профессия кондуктора. Можно поспорить, вспоминая нюансы работы шахтеров и китобоев. Да и странно слышать это от Булгакова, работавшего в Киеве венерологом. Но в современных харьковских реалиях всплывает другой вопрос: что хуже – профессия кондуктора или отсутствие ее как таковой?
А к этому идет. Будущее, описанное в фантастических романах, неумолимо наступает. И скоро даже в транспортной сфере людей заменят роботы. Об идее установки «электронных кондукторов» еще во время выборов городского головы намекал Петр Костенко, тогда еще кандидат в мэры, а теперь первый заместитель начальника Главного управления промышленности, транспорта и связи Харьковской облгосадминистрации. На днях Михаил Добкин и Евгений Водовозов публично опробовали на себе первый установленный турникет, правда, на авторстве Петра Костенко никто почему-то внимания не заострял. Турникет похож на те, что установлены на станциях Алексеевской линии метро, и выполняет те же функции: пока не заплатишь, в салон трамвая или троллейбуса не попадешь. Это, пожалуй, единственное сходство между турникетом в наземном транспорте и его подземным прототипом, на который никогда не было особых жалоб.
Проблема в том, что реформы в общественном транспорте у нас в стране проводят люди, которые сами в последний раз пользовались этим транспортом в глубокой молодости. Потому они твердо уверены, что электронные кондукторы – штука такая же эффективная и безупречная, как, например, система компьютерной навигации в их автомобиле. Над такими в основном подшучивают: «Если тебе надо будет скрыться от следствия, спустись в метро – там тебя точно никто искать не будет, а если и узнают, то все равно не поверят…»
По иронии судьбы, в Москве, которой харьковские городские власти в последнее время упорно подражают, идея турникетов не встретила бурного восторга. Лужков спустил на проект более 40 миллионов долларов, а выґиграли от этого в итоге единицы. В основном это «Мосгортранс», который не нарадуется, что «зайцев» стало меньше и сбор средств за проезд вырос на 52%. Но недовольных гораздо больше. И не потому, что для москвичей легкое недовольство – это черта характера. Во-первых, недовольны водители, которым приходится по 15 минут стоять на каждой остановке. Кроме того, в условиях сумасшедшего московского пассажиропотока время загрузки одного пассажира должно составлять… три секунды. А с появлением турникетов об этом глупо даже мечтать. Харьков, конечно, не может похвастаться круглосуточными московскими пробками, стоя в которых, россияне иногда успевают отрастить себе бороду. Но зато многие из нас в курсе, что такое наши трамваи и троллейбусы в часы пик и после массовых мероприятий. Мне, например, посчастливилось однажды ехать после матча со стадиона «Металлист» на Салтовку в трамвае №27, набитом до отказа футбольными фанатами. А это равносильно участию в локальной миротворческой операции на Ближнем Востоке. И нам там только турникета не хватало.
Во-вторых, недовольны пассажиры. Многие стали опаздывать на работу, и уже не только из-за хронических пробок, но и из-за того, что троллейбус теперь стоит на остановке столько же, сколько «проходящие» поезда дальнего следования на узловых станциях. Многие стали ходить пешком, если это возможно физически. Были и такие, которые продолжали не платить за проезд, и у них было два варианта: либо попытаться пролезть в салон через задние или средние двери, где турникета не было, либо внаглую примоститься на ступеньках перед турникетом, не проходя через него, и проехать бесплатно свою «одну остановочку». За тем, чтобы не было такого безобразия, по идее должен следить водитель, а ему как раз больше нечем заняться… А если серьезно, так это вообще вопрос безопасности движения. Одно время, помню, были попытки поговорить о внедрении турникетов в маршрутках. И жаль, что эта тема заглохла. А то жутковато наблюдать, как «водила» на повороте отсчитывает пассажиру сдачу со «стольника», придерживая руль мизинцем, а переезжая перекресток, вообще бросает руль и всем корпусом оборачивается в салон, пытаясь выяснить, кто всучил ему рваную «двадцатку». И в этот момент людям, хоть однажды попадавшим в автокатастрофу, поверьте, плевать, какие у него там стаж и категория…
Вот этим, как по мне, надо заниматься в первую очередь. А наличие кондукторов в трамваях и троллейбусах мы как-нибудь переживем. Тем более что «зайцы» – это не следствие любви к халяве, это следствие недоверия к государству. Когда человек не знает, куда пойдут его сорок копеек, украдут их по дороге к адресату или нет, то он и платить не хочет.
Москва уже взбунтовалась: на интернет-форумах по этому поводу стоит отборный русский мат, энтузиасты клепают целые сайты, собирают подписи, отправляют властям обращения с требованием убрать турникеты. Недавно мэр сдался, но только чтобы проверить гражданскую сознательность москвичей – будут ли платить, не чувствуя над собой контроля. Интересно, харьковские власти собираются подражать Москве до конца?
Кира Станиславская, для «Пятницы»
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай, Троллейбус |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.