Новости. Николай Семенович Конарев. Яркая личность в летописи Южной

Офіційний сайт Регіональної філії "Південна Залізниця" АТ "Укрзалізниця", 19.01.2007.

Сегодня Южная железная дорога в транспортной системе молодой и независимой Украины является форпостом технического прогресса, признанным лидером новаторского решения задач совершенствования железнодорожных перевозок, приближения их к европейскому уровню. И это далеко не случайно. Потому что истоки нынешних успехов берут свое начало в преемственности поколений, в том, что новая смена железнодорожников Южной свято чтит и приумножает славные традиции своих предшественников, давших стране и народу целую плеяду ярчайших личностей - подвижников и патриотов железнодорожного транспорта. Среди них - воспитанник Южной, выдающийся руководитель железнодорожной отрасли великой страны, которая называлась СССР, Николай Семенович Конарев.

19 января 2007 года бывший начальник Южной железной дороги, а затем министр путей сообщения СССР Николай Семенович Конарев отмечает свое 80-летие. Не ошибусь, если скажу, что наибольшее количество искренних поздравлений и пожеланий крепкого здоровья, выражений огромного уважения и почтения Николаю Семеновичу в этот день будут адресовать именно железнодорожники Южной, с которой связана большая часть его жизненного и трудового пути. Люди, которым волей судьбы было даровано работать под руководством этого Человека и Командира с большой буквы, навсегда сохранили в своих сердцах искреннюю благодарность за такой щедрый подарок.

Конарев Николай Семенович родился 19 января 1927 года в Донецке. В 1949-м окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Доктор технических наук, профессор, академик, вице-президент Академии транспорта РФ, пожизненный член Президиума Международной ассоциации железнодорожных конгрессов, почетный президент Международной академии транспорта, президент Общества дружбы народов России и Финляндии. Дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. Почетный гражданин Харькова.

Герой Социалистического Труда, награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, знаками "Почетному железнодорожнику", "Почетному работнику морского транспорта", "Шахтерская слава" трех ступеней и другими.

С 1991 года возглавляет закрытое внешнеэкономическое акционерное общество "Интертранс".

После окончания Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта в 1949 году Николай Конарев получил направление на работу в должности дежурного по парку на самую главную и решающую станцию Южной - Основу. Однако обстановка в тот момент требовала здесь решительных мер по укреплению безопасности движения - буквально в течение одного месяца на станции допускалось до полусотни браков. Руководством была сделана ставка на молодого специалиста - Конарев назначается инженером по охране труда и безопасности движения. Это интуитивное по сути решение оказалось настолько удачным и многообещающим, что спустя несколько месяцев даже самые опытные и знающие дело железнодорожники с уважением и надеждой взглянули на Конарева как на человека высочайшей ответственности, редкого трудолюбия и преданности железнодорожному делу. Усилиями молодого инициативного инженера уже в декабре того же 1949 года количество браков на станции сократилось в десять раз!

Качества человека творческого, ищущего, новаторски подходящего к решению любой поставленной задачи с первых шагов трудовой жизни определили кредо Конарева как специалиста и командира. Он уверенно, последовательно и успешно ступенька за ступенькой идет по служебной лестнице, работает самозабвенно и с упоением, полностью отдавая себя любимому делу и людям, с которыми трудился плечом к плечу. В 1972 году Николай Семенович Конарев назначается начальником Южной.

Годы, в течение которых Николай Семенович возглавлял родную Южную дорогу, давшую ему путевку в жизнь, стали для него наиболее плодотворными и знаковыми - здесь он во всей полноте проявил себя как талантливый, масштабно и по-государственному мыслящий руководитель, без остатка отдающий себя созиданию железнодорожного транспорта. Под его руководством осуществляются масштабные планы технического перевооружения магистрали, внедрение новых, новаторских технологий организации перевозочного процесса, поистине революционные меры по развитию социальной сферы и социальной защите железнодорожников.

Давайте послушаем тех людей, кто непосредственно знал и работал под началом Николая Семеновича, кто учился у него и получил от него путевку в жизнь.

Виктор Николаевич Остапчук, Герой Украины, начальник Южной железной дороги:

- Хорошо знаю уникальное качество Николая Семеновича Конарева глубоко разбираться в людях, ценить в них творческое начало и всячески содействовать его развитию. Подбор, расстановка и воспитание кадров для него было самой главной, первоочередной заботой. Он всегда умел найти звенящую струнку в душе собеседника и затронуть ее. Как бы незаметно он умел дать людям поручение, а затем непременно проверить, как, на каком уровне и с какой ответственностью оно выполнено. Проще говоря, Николай Семенович тонко умел проверять людей в деле, чтобы доверить его не по протекции, а именно по деловым качествам, уровню профессионализма и ответственности.

Особое внимание Николай Семенович уделял молодежи. Он заботливо и внимательно, как говорят в народе, словно отец родной опекал учебные заведения железнодорожного транспорта, в особенности базовый для Южной ХИИТ. Будучи в то время студентом этого института, я вместе с товарищами с воодушевлением встречал начальника дороги в стенах родной альма-матер, на встречах и в беседах с ним мы всегда получали исчерпывающие ответы и твердые гарантии своего надежного будущего в дружной семье железнодорожников Южной. Мечты и надежды, возлагаемые Николаем Семеновичем на молодое поколение, сегодня сбываются, и я не побоюсь сказать, что новое поколение командиров и специалистов Южной достойно воплощает в жизнь принципы и методы его работы. Сегодня ученики и последователи Конарева также упорно и настойчиво решают сложнейшие задачи технического перевооружения магистрали и внедрения самых современных технологий, причем в весьма сложных и противоречивых условиях экономической и политической нестабильности в стране. И решают достаточно успешно, о чем свидетельствуют и итоги нашей работы в прошлом году.

Василий Андреевич Несвит, почетный железнодорожник, заслуженный работник транспорта Украины, при Конареве - начальник технического отдела дороги:

- Главным кредом Николая Семеновича было техническое перевооружение дороги. Благодаря его дальновидности, государственному подходу к делу, настойчивости и упорству активно осуществлялись задачи по электрификации магистрали, в частности, участков Купянск - Валуйки, Купянск - Славяногорск, Харьков - Красноград. Исторически так сложилось, что Южная является транзитной дорогой по пропуску поездов со всех четырех направлений - с севера на юг и с востока на запад. Одним из узких мест на тот момент являлась главная сортировочная станция Основа, которая уже не справлялась с возрастающими вагонопотоками. Так вот, при крайне ограниченных объемах капитальных вложений Николай Семенович Конарев принимает смелое решение о строительстве на Основе Южного парка отправления за счет средств для капитального ремонта. Парк был построен в кратчайшие сроки, что дало возможность значительно улучшить организацию движения поездов в южном направлении.

Приведу и такой пример. Бурно развивающаяся промышленность индустриального Харькова буквально задыхалась от невозможности железнодорожного транспорта обеспечить в полном объеме грузовые перевозки. Нужна была новая грузовая станция. Волей, упорством начальника дороги была решена и эта задача - в Харькове возникла новая грузовая станция Харьков-Червонозаводский. Словом, инициативная, высокоэффективная работа многотысячного коллектива Южной под началом Конарева многократно выводила его в лидеры соревнования среди железных дорог СССР, "южане" 10 кварталов подряд завоевывали Переходящее Красное знамя МПС и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.

Особо хочу подчеркнуть, пожалуй, главное качество Конарева: глубочайшее уважение к человеку труда. Наравне с решением производственно-финансовых задач Николай Семенович огромнейшее внимание уделял развитию социальной сферы дороги, созданию всех необходимых условий для социальной защиты железнодорожников. На каждом отделении были созданы одно-два детские оздоровительные учреждения, создавалась база отдыха для "южан" в Евпатории. Конарев, что называется, застолбил место для дорожного санатория в Миргороде, под его пристальным вниманием находились вопросы развития материальной базы всех лечебных учреждений. По инициативе и при всесторонней поддержке Николая Семеновича осуществлялось жилищное строительство, в том числе развитие получил так называемый хозяйственный способ, когда жилье для своих работников строили предприятия. Ежегодно дорога вводила в строй более 30 тысяч квадратных метров жилья для железнодорожников. Конарев любил спорт и всячески содействовал его развитию. В годы его руководства магистралью был построен первый Дворец спорта, уникальный плавательный бассейн, что называется, набирала обороты волейбольная команда "Локомотив".

Николай Константинович Косминский, почетный железнодорожник, работавший при Конареве заместителем начальника службы движения:

- Я всегда брал за пример необычайную целеустремленность Николая Семеновича и его глубочайшую преданность делу. Он любил и, не сомневаюсь, любит и сегодня железнодорожный транспорт, что называется, до мозга костей, все его устремления и мечты в бытность начальником дороги Южной были направлены на единственную цель - сделать отрасль самой современной и передовой. Уже тогда он приложил огромные усилия для разработки и создания комплексной технологии работы дороги. Он подтянул все службы до уровня, обеспечивающего пропускную способность дороги под лозунгом "Поездам - беспрепятственный прием!". Помню, 6 ноября 1975 года впервые в Союзе Южная достигла рекордного приема более 32 тысяч вагонов в сутки. Приоритетное внимание Конарева было сконцентрировано на достижении высокой эффективности перевозок за счет рационального использования подвижного состава. В практику было введено вождение сдвоенных поездов, при Конареве был осуществлен пропуск поезда весом более 47 тысяч тонн и тем самым побит американский рекорд.

Всегда с уважением и признанием привожу в пример молодым железнодорожникам сочетание в Конареве высочайшей ответственности командира, эрудиции и разносторонности знаний инженера с истинной человечностью и душевностью. Хочу сказать, что командиров такого уровня и таланта я редко встречал за все 50 лет своей работы на железнодорожном транспорте.

Валерий Викторович Стройновский, почетный железнодорожник, работавший при Конареве начальником локомотивной службы:

- Николая Семеновича глубоко уважали и ценили не только железнодорожники нашей магистрали, а и все жители регионов в зоне притяжения Южной. Он всегда находил общий язык и оптимальное решение назревших вопросов с руководителями городов, районов и областей, под его руководством железнодорожники оказывали местным органам самоуправления посильную шефскую помощь. Достаточно сказать, что Николаю Семеновичу одному из первых присвоено звание Почетного гражданина Харькова. Именно благодаря усилиям начальника Южной, а затем и министра путей сообщения Конарева, по его инициативе и при непосредственном участии в городе были построены метрополитен, Дворец спорта и плавательный комплекс олимпийского уровня, 40-километровая трамвайная линия на Салтовский жилой массив, восстановлен Кузинский путепровод, построены психоневрологический комплекс в Павловом поле и хирургический комплекс на Залютино. Николай Семенович всегда жил заботами людей и для людей.

- Я думаю, - заключил Виктор Николаевич Остапчук, - самым лучшим подарком к своему юбилею Николай Семенович сочтет такие успехи "южан", как завершение в прошлом году очередного участка электрификации Божков - Коломак, строительство самого современного и единственного в Украине по своей функциональной и технической уникальности пассажирского терминала на станции Харьков-Пассажирский, пуск новых скоростных поездов, в том числе и по направлению Харьков - Москва, первых в Украине рельсовых автобусов и другие, не побоюсь сказать, достойные времени и "южан" свершения на благо развития, совершенствования и технического прогресса железнодорожного транспорта, чему и посвятил всю свою жизнь Николай Семенович Конарев. Низкий ему поклон!

Павел Белый

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.