Новости. Цифры против цифр

Газета "Время", 25.05.2002.

"Горэлектротранспорт рентабелен", утверждают чиновники Харьковской мэрии. "Он давно и безнадежно убыточен", возражают руководители метрополитена и трамвайно-троллейбусного предприятия.

Вы никогда не обращали внимания на то, как тревожно и жалобно звонит трамвай? Или как надрывно, словно из последних сил, скрипит переполненный старенький троллейбус, которому давно уже пора на пенсию?.. А как молодятся купленные еще десятилетие назад ветераны метрополитена - мытищинские вагоны? У всех у них одна особенность - возраст, техническая и моральная изношенность. В Харькове городской электротранспорт буквально вопит о помощи, о том, что работает из последних сил. Но, похоже, его уже никто не слышит. А жаль...

Передо мной любопытный документ - план социально-экономического развития Харькова на этот год, подготовленный горисполкомом. В очень интересном разделе "Транспорт и .связь", выдержки из которого были опубликованы нашей газетой в феврале этого года, читаем, что общее количество пассажиров, перевезенных городским электротранспортом в минувшем году, составило 588,1 млн. человек, что на 68 млн. пассажиров больше, чем предполагалось. Из них платных - 362,8 млн. пассажиров, почти на 40 млн. больше предусмотренного. И это, согласитесь, радует. Как и тот факт, что, к примеру, харьковским коммунальным предприятием "Горэлектротранс" общий объем перевозок пассажиров перевыполнен на 27,2 проц., а по платным пассажирам - на 24 проц.. При этом себестоимость перевозки одного пассажира составила 25,4 коп., что меньше, чем планировалось. Соответственно и доходы этого предприятия только в минувшем году составили 56,3 млн. грн., что на 70 (!) проц. больше ожидаемого. А помимо всего, оказывается, "Горэлектротранс" получил еще и компенсацию за перевозку "льготного контингента" в размере 19,4 млн. грн. при плане 15,2 млн. грн.

Замечательно! Чудесно! Превосходно! Своими восторгами спешу поделиться с руководством "Горэлектротранса" в лице главного инженера предприятия Василия Витченко и начальника планово-экономи-ческого отдела Ларисы Ткаченко. А заодно и спросить у них осторожно - если все так хорошо, то почему же тогда все так плохо? Но они лишь руками развели и не меньше моего были удивлены приведенными мной цифрами из столь серьезного документа. Из дальнейшей нашей беседы выяснилось, что расчетная себестоимость проезда пассажира вещь спорная, ибо приходится на всех пассажиров - платных и бесплатных. Предприятию выгодна более верная себестоимость, рассчитанная на платных пассажиров, ведь "льготники", а их большинство (56 проц., а не 38 проц., как полагают в Харьковской мэрии), никаких средств в кассу не несут.

Чиновникам для лучшей отчетности выгодна общая себестоимость: и картина радужнее, и компенсировать за льготный проезд надо меньше. По словам Ларисы Михайловны, городской транспорт убыточен во всех городах мира, даже самых богатых, и везде дотируется государством. Везде, но не у нас - у нашего государства денег на это нет. Правда, лет десять назад они были и транспортники получали из казны столько средств, сколько требовалось и для нормальной жизни, и для развития. Сегодня же осталась только компенсация за льготный проезд пассажиров. Но получают транспортники только 7 проц. требуемого. На этот год запланировано выделить 6,1 млн. грн., а необходимо... 89,7 млн. грн. и это только для минимальных потребностей. А отсюда и все проблемы: три четверти всего подвижного состава имеют стопроцентный износ и подлежат списанию. Но вынуждены эксплуатировать - других-то нет... И вряд ли будут. - Но так же можно прийти к полному упадку! - поражаюсь я. - А мы пришли уже к нему, и довольно давно, - удивляется моей наивности собеседница. - Латаем кое-как и кое-чем, ездим практически на голом энтузиазме. - А как же тогда информация из того же документа о сверхдоходах в минувшем году? - не сдаюсь я.

Оказывается, собственный доход предприятия составил 37 млн. грн. при плане 35,5 млн. В документ же включены также бюджетные деньги в виде компенсаций. По расчетам транспортников, это должны были быть 49,3 млн. грн., а получили всего 45 процентов от необходимого - 22 млн. грн. (между прочим, напомним, в горисполкоме полагают, что компенсация равняется 19,4 млн. грн.; в общем, мильем туда, мильем - сюда... - Ред.). Из документа узнаем, что общий объем перевозок в минувшем году перевыполнен на 27,2 проц. Лариса Михайловна называет другую, куда меньшую сумму - 3,9 проц. Такой же показатель и по перевозке платных пассажиров, вместо заявленных в этом документе 24 проц. Реальная цифра расчетной себестоимости перевозки одного платного пассажира в первом квартале этого года, например, составила не 25,4 коп., а 45,4 коп. И говорит прежде всего о том, что себестоимость перевозок чуть ли не в два раза выше и превышает к тому же установленный тариф в 40 коп. Но кому и зачем понадобилось выдавать явные убытки за призрачный доход - тут не только моя собеседница не-доумевает. Ведь на самом деле ситуация - хуже некуда. Но ни-кого это, похоже, кроме транс-портников, да и нас, пассажи-ров, не волнует. Несколько лет назад стоял даже вопрос о пол-ной замене всего горэлектротранспорта... автобусами. Но, подсчитав, убедились - при нынешних нестабильных ценах на бензин это будет стоить го-роду почти в два раза дороже...

Признаться, со сложным чувством шел я в управление Харь-ковским метрополитеном, опаса-ясь, что отчетные цифры в вы-шеупомянутом оригинальном до-кументе тоже не соответствуют действительности. Но замести-тель начальника метрополитена по экономике Людмила Шутикова поспешила меня успокоить: на этот раз почти все цифры оказались верными. Из уже ци-тируемого документа следует: в минувшем году метрополитеном перевезено 236,9 млн. человек, что на 5,6 млн. больше преду-смотренного программой, дохо-ды от этого составили 74,1 млн. грн. при плане 65,4 млн. грн. Себестоимость перевозки одно-го пассажира составила 37,7 коп., что на 13,2 коп. меньше, чем предусматривалось. - У вас наверняка возникает вполне закономерный вопрос, - замечает Людмила Иосифовна, - если вы возите за 38 коп., то почему с пассажира берете 50 коп.? Куда деваете прибыль? Дело в том, что ее попросту нет, потому что метрополитен - предприятие убыточное и за прошлый год эти убытки соста-вили более 15 млн. грн. Ибо, по нашим подсчетам, себестои-мость перевозки одного платно-го пассажира составляет 63 коп. На самом деле "официаль-ная" себестоимость не отража-ет сегодня истинную картину стоимости проезда, так как не включает в себя некоторые зат-раты: на капремонт вагонов и оборудования, содержание производственных помещений, развитие технических средств.

Тяжелым грузом ложится на метрополитен бесплатная пере-возка "льготников", на которых тоже ведется общий расчет. А отсюда и разница в показате-лях, причем не в пользу метро-политена. Да и компенсацию за льготников метро получает да-леко не в полном объеме - вместо необходимых 40 млн. грн. - 4,663 млн. грн. Еще 5 млн. грн. ежегодно теряется на перевозке за полцены студен-тов. Средства немалые, и если бы их компенсировали полнос-тью, жить еще можно было. Пока же выкручиваются за счет перевозок платных пассажиров и так называемых доходов от подсобно-вспомогательной дея-тельности - реклама в метро, аренда помещений...

В этом году метрополитен планирует перевезти почти 240 млн. пассажиров (на 10 млн. больше, чем в прошлом) и по-лучить дополнительно 5 млн. грн. Общий доход за год соста-вит около 80 млн. грн. А откуда возьмутся эти пассажиры? Упо-рядочат проезд студентов, уже-сточат контроль. Но ощутимых облегчений это, увы, не прине-сет. Составы изношены на 100 процентов, обновлять нечем. При всех этих трудностях Люд-мила Иосифовна подтвердила то, что звучало и раньше из. уст руководителей метро: тарифы на проезд повышаться не будут.

Что ж, хоть это послужило мне пусть и небольшим, но все же утешением, когда я, сидя в вагоне метро, размыш-лял обо всем услышанном и судьбе электротранспорта... Георгий КОЖЕМЯКИН.

P.S. Интересно, что сотрудники управления жилищно-коммунального хозяйства Харькова вполне спокойно отнеслись к некоторым "неточностям" в подготовленном ими же документе, посоветовав мне пользоваться данными транс-портников. Что я и сделал, так как эти сведения, согласитесь, объективнее... Они, кстати, нашли свое отражение в отчете о рабо-те исполнительных органов Харь-ковского горисполкома за про-шлый год. Получается, что ответ на вопрос, убыточен или нет го-родской электротранспорт, в Харьковской мэрии все-таки знают. Тогда в чем смысл первого доку-мента? И почему для его подго-товки использовалась "мажорная" методика расчета рентабельнос-ти? И вообще, можно ли после "неточностей" верить другим до-кументам, подготовленным в не-драх упомянутого выше управле-ния горисполкома? Хотелось бы получить по этому поводу вразу-мительное объяснение от соответ-ствующих чиновников.

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.