Новости. Попытка прорыва в самолетостроении

Газета "Новый день", 28.02.2007.

Две недели назад правительство создало авиастроительный концерн "Авиация Украины", в состав которого вошли 10 предприятий, три из них - харьковские. А вчера премьер-министр Украины Виктор Янукович назвал имя главы концерна. Это генеральный директор завода "Авиант" ОлегШевченко.

В состав концерна вошли Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова (Киев), Киевский государственный авиационный завод "Авиант", Харьковское государственное производственное авиационное предприятие, госпредприятие "Завод 410 гражданской авиации", НИИ "Буран", Харьковский машиностроительный завод "ФЭД", Харьковское агрегатное конструкторское бюро, а также Запорожское КБ "Прогресс", предприятие "Новатор" (Хмельницкий) и предприятие "Радиоизмеритель" (Киев).

Напомним, 14 февраля Кабинет Министров Украины поддержал инициативу о создании концерна "Авиация Украины" и поручил Фонду государственного имущества (ФГИ) принять участие в доработке уставных документов предприятия совместно с Министерством промышленной политики. Председатель Фонда госимущества Украины Валентина Семенюк рассказала журналистам, что по ее требованию решение о создании концерна было утверждено в целом, но его устав будет дополнительно дорабатываться. По ее словам, проект решения не был до конца согласован с ФГИ. "В течение недели устав будет утвержден, и концерн начнет работать", - сказал Олег Шевченко. "Основная цель созданного концерна, - добавил он, - сконцентрировать все усилия и сделать прорыв в самолетостроении", пишет "Деловая неделя".

Эффективность работы государственного концерна "Авиация Украины" будет зависеть прежде всего от его руководителя. В корпорации "Антонов" каждый директор отстаивал, главным образом, интересы своего предприятия. КБ решали свои задачи, авиазаводы - свои. Не было общего подхода. Поэтому если руководитель нового концерна сумеет объединить усилия всех участников, будет успех. Тут все зависит от личности. Так считают оптимисты.

Пессимисты же полагают, что создание авиастроительного концерна- очередная перелицовка тришкиного кафтана, и приводят такие аргументы. Прежде всего, на серьезном государственном уровне так и не были проанализированы причины и не названы виновники полного провала предыдущей затеи с корпорацией "Антонов". Состав участников нового концерна вызывает много вопросов, особенно по части их реальной кооперации и делового взаимодействия, а не умножения взаимных интриг. Кроме того, за время существования объединения "Антонов" никакого идеологического, финансового и технологического сближения во имя общих целей между харьковчанами и киевлянами не произошло. Разве что громкие скандалы и судебные иски по поводу сомнительных финансовых претензий перешли в более опасную стадию подковерной борьбы во властных коридорах. Более того, АНТК фактически выбросил Харьковский авиазавод (ХГАПП) из участия в проекте Ан-148, сделав ставку на соседей - "Авиант". По уровню и культуре производства ХГАПП, бесспорно, превосходит "Авиант". Опытное производство на АНТК - не в счет. И у специалистов есть сомнения, потянет ли этот авиазавод серийное производство самолетов. Но "Авиант" априори назначили в "коренники" концерна.

Камнем преткновения при предыдущих попытках создания авиаконцерна был вопрос о контроле, в первую очередь над финансами, авиакомпании "Авиалинии Антонова", одной из немногих во всем мире компаний, выполняющих сверхвыгодные перевозки тяжеловесных и сверхгабаритных грузов. В 2005 году Олег Урусский, который был тогда первым замминистра промышленной политики, четко сформулировал, что с самого начала эта авиакомпания создавалась для того, чтобы обеспечить финансирование всего авиапрома Украины. Этот вопрос и теперь не решен. Кроме того, у "Мотор Сичи", 410-го завода ГА, ХГАПП есть собственные авиакомпании-"дочки". А их куда?

И наконец, до сих пор не определены формы и методы стимулирования закупки отечественными авиакомпаниями отечественных самолетов. Без ответа на эти вопросы и новообразование заведомо мертворожденное.

Кирилл КОВАЛЕВ

Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.