Новости. Азбука потребителя: Улетевший чемодан

Газета "Новый день", 13.03.2007.

Авиакомпания, как правило, не возмещает полную стоимость багажа, утерянного при перевозке. Поэтому ценные вещи лучше не доверять авиаперевозчику.

Истину о том, что вещи иногда теряются, на собственном опыте имел возможность проверить, наверное, каждый. Но пассажиры, сдающие свой багаж во время перелета авиакомпании, часто верят, что имеют дело с профессионалами, которые не допустят оплошности. Однако как показывает практика, это не всегда так.

Одна моя знакомая решила слетать в гости к своим родственникам в Израиль. Когда она собралась домой, друзья, пользуясь оказией, решили передать через нее чемодан с подарками для своих родственников. Отом, что чемодан пропал, знакомая узнала лишь в Харькове. И самое неприятное - на свои вещи можно было бы махнуть рукой, а вот поди докажи знакомым, что ты не присвоила чужие подарки. В общем, моя щепетильная знакомая пережила немало неприятных минут. Чемодан все-таки нашли: его по какой-то случайности забыли погрузить в багажное отделение. А вот мытарства моей знакомой длились около двух месяцев.

В этой связи возникает вопрос, что же необходимо знать пассажиру о правовом регулировании подобной ситуации.

В Гражданском кодексе закреплено общее правило о том, что перевозчик отвечает за сохранность багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Причем от ответственности перевозчик избавляется только в том случае, если утеря, порча, повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предупредить, либо устранение которых от него не зависело. Однако ответственность авиаперевозчиков дополнительно ограничивается международными соглашениями, основным из которых является Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция). Кроме того, на основе тех соглашений, к которым присоединилась Украина, были утверждены внутренние Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа (далее - Правила).

Согласно Правилам перевозчик несет ответственность при условии, что случай, который стал причиной потери багажа, имел место на борту воздушного судна или во время нахождения зарегистрированного багажа под контролем перевозчика. Что касается незарегистрированного багажа (ручной клади), включая личные вещи пассажира, то перевозчик несет ответственность, только если вред причинен по его вине либо по вине его служащих, агентов.

Стандартный размер возмещения, установленный в Украине, - не более 20 долларов США за килограмм утерянного багажа. Важно учесть, что перевозчик отвечает за реально причиненные убытки, но при этом размер его ответственности ограничивается суммами:

- 20 долларов США за один килограмм веса зарегистрированного багажа (но если при регистрации багажа декларируется большая его ценность, то ответственность перевозчика определяется исходя из такой декларации);

- 400 долларов США на пассажира за ручную кладь и другие вещи, находящиеся под контролем пассажира на протяжении полета.

Если пассажир не получил вовремя зарегистрированный багаж, должен быть составлен специальный акт о неисправности при перевозке багажа. Хотя даже при отсутствии такого акта перевозчик не освобождается от ответственности. Согласно Правилам, багаж считается потерянным, если он не найден на протяжении 21 дня от даты, следующей за днем, когда багаж должен был прибыть в место назначения.

Стоит также учесть, что обязательным этапом в процедуре возмещения ущерба является предъявление претензии. Это можно сделать в течение двух лет от даты прибытия воздушного судна в место назначения. При этом к претензии должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие права пассажира требовать возмещения, в том числе билет, квитанция платного багажа, отрывной талон багажной идентификационной бирки, акт о неисправностях при перевозке багажа и др. Сумма претензии должна быть доказана заинтересованным лицом, то есть необходимо подтвердить стоимость утерянных вещей. Претензию желательно подавать таким способом, который позволяет легко доказать факт ее подачи (например, почтовое отправление с уведомлением о вручении).

Претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение трех месяцев (если в перевозке принимали участие несколько компаний-перевозчиков, этот срок может быть увеличен до 6 месяцев). При неудовлетворительном результате рассмотрения претензии можно подать иск в суд (по месту регистрации перевозчика, либо по месту нахождения его главного офиса, либо по месту нахождения офиса перевозчика, через который был заключен договор перевозки). Причем выбор суда осуществляет пассажир. Срок подачи иска составляет два года от даты прибытия воздушного судна в место назначения.

Если перевозчиком является иностранная компания, которая продает билеты на территории Украины, то компания (либо ее агент) обязана письменно проинформировать пассажира о применяемых ею правилах перевозки багажа и о границах ответственности (в том числе и за утерю багажа). В большинстве случаев такие правила будут аналогичны украинским (рассмотренным выше), поскольку и те и другие основываются на идентичных международных нормах.

Кирилл КОВАЛЕВ

Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.