Новости. В метро все будет по-старому. Пока
Медіа-група "Об'єктив", 26.02.2004.
Председатель Харьковской облгосадминистрации Евгений Кушнарев принял решение приостановить действие распоряжения о повышении стоимости проезда в метро, подписанного его первым заместителем Александром Колесниковым. Так решил губернатор 23 февраля после встречи с председателем областного объединения профсоюзов Валентином Антоновым, во время которой обсуждался вопрос относительно экономического обоснования предложения Харьковского метрополитена о необходимости повышения тарифов.
Битва за металл
Харьковский метрополитен добивается повышения тарифа за проезд уже больше полугода. В августе фигурировала цифра 60 копеек, но к началу года аппетиты возросли до 70 копеек. При этом в заявлении, поступившем от метрополитена в областную организацию работодателей, отмечается, что, поскольку перевозка льготников оплачивается не полностью, стоимость проезда должна составлять 1 грн, чтобы метрополитен мог нормально развиваться.
По словам начальника метрополитена Михаила Пилипчука, дополнительные деньги пойдут на самое необходимое для обеспечения безопасности. Hеобходимого набегает немало - восстановление и ремонт вагонов, кабелей, элементов пути, эскалаторов, изготовление и сборка новых вагонов для Алексеевской линии. И те 20 миллионов в год, которые метрополитен собирался дополнительно выручить от повышения тарифа, очень бы пригодились. Тут есть интересный момент. В обосновании повышения тарифов руководство метрополитена делает основной упор на обеспечение безопасности. Вместе с тем, <заодно> упоминается тяжкое бремя перевозки не оплаченного государством льготного контингента. В 2003 г. метрополитен потратил на перевозку льготников 42 млн. грн, при этом оплата субвенциями из госбюджета льготных перевозок составила лишь 23%. В текущем году планируется оплатить и того меньше - всего 17% льготных перевозок. Если льготники к подорожанию <ни при чем> - то зачем их вообще упоминать? А если <при чем> - значит, как бы это ни формулировалось, то, что недоплачивает за льготников государство, доплатят из своих карманов остальные пассажиры.
Согласно региональному соглашению, новые тарифы должны одобрить работодатели, профсоюзы и власть. Работодатели обсудили вопрос в январе и поддержали метрополитен. Одновременно они обратились к местным властям с предложением определиться с мероприятиями, направленными на погашение задолженности перед метрополитеном за перевозку льготников из бюджетов и за счет средств ряда министерств и ведомств. Работодатели также предложили социальным фондам взять на себя часть расходов метрополитена на содержание социальной сферы в пределах минимума, необходимого для восстановления здоровья его работников. Однако поддержка была отнюдь не единогласной: представители ОАО <Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе>, АО <Гидропривод> и отраслевой организации работодателей химико-фармацевтической промышленности предложили более тщательно изучить все имеющиеся у метрополитена ресурсы, которые, возможно, позволят не повышать тарифы. В частности, они отмечали в своих выступлениях, что если метрополитену не платят за проезд, то это проблема предприятия.
Профсоюзы против повышения тарифов возражают. <Жизненный уровень харьковчан не позволяет резко увеличивать цены на проезд в метрополитене. Субсидия на транспорт не распространяется. Человек не имеет никакой возможности компенсировать это каким-то образом - только за счет заработной платы>, - заявила медиа-группе <Объектив> заведующая социально-экономическим отделом объединения профсоюзов Галина Гличенко. Профсоюзы предлагают искать компромиссный вариант - например, повысить цены не до 70, а до 60 копеек, а самому метрополитену сократить расходы на социальную сферу. Hа большие непроизводственные затраты харьковской подземки обратили внимание и столичные проверяющие. <Комиссия серьезная работала в метрополитене. У нас очень большие суммы непроизводственных затрат...> - заявил МГ <Объектив> начальник электродепо <Салтовское> Дмитрий Лозовой.
Дефицит на жетоны
То ли мнение профсоюзов было проигнорировано властями, то ли профсоюзы изначально не возражали против изменения тарифов - но так или иначе 11 февраля первый замглавы обладминистрации А.Колесников подписал (в отсутствие находившегося в отпуске Кушнарева) распоряжение о повышении тарифа. Конкретная дата названа не была - документ должен был вступить в силу после его регистрации в облюсте и публикации в прессе. Журналистам новость стала известна на следующий день со слов замгубернатора Александра Кривцова, о ней моментально заговорили все телеканалы и пассажиры бросились скупать жетоны впрок. Руководство метрополитена отреагировало на эту ситуацию (которую, естественно, ну никак нельзя было предвидеть) с привычно-совковым хамством: из касс исчезли люм-карты и проездные с чипами, а кассиры получили распоряжение не давать больше двух жетонов в одни руки. Потом дошло до <одного жетона в руки>. Для получения жетона на себя и ребенка кассир требовал продемонстрировать наличие ребенка. К окошкам выстроились огромные очереди. Интересно, что, отстояв ее несколько раз, можно было взять пропорциональное количество жетонов. Проверено на личном опыте: в кассе станции <Университет>, отстояв четыре раза, я купил восемь жетонов. Каждый раз, когда я радостно приветствовал девушку идиотским возгласом: <А это опять я!> - она смотрела на меня устало-ненавидящим взглядом. В итоге взорвалась: <Как мне приказали, так я и даю!> Идеи извиниться за доставленные неудобства у нее не возникло. Как, собственно, и у руководства метрополитена, хранившего молчание. Остается непонятным, почему нельзя было доштамповать жетоны? Почему нельзя было вбросить в продажу побольше люм-карт и проездных с чипами? Так как ответов на этот вопрос нет, остается предположить, что либо по причине абсолютного наплевательства на удобство пассажиров, либо по причине нежелания терять заветные 20 коп. с носа. Впрочем, кое-что для нас с вами эти жаркие дни метро все-таки сделало. А именно: установило для тех, кто особо спешит, большие ящики-копилки, куда можно было опустить полтинник и пройти через служебный. Так, совсем просто, без каких бы то ни было квитанций, чеков и прочих <излишеств>. Остается вопрос: такое у нас только метрополитену можно или любому желающему? И через сколько у <любого желающего> внедрить у себя практику метро будут сидеть налоговая и все заинтересованные товарищи?
Одновременно появились смутные слухи о том, что запасаться жетонами
загодя не резон - все
равно после подорожания будут новые. Официальных разъяснений не
последовало. Интернет-сайт
ForUm опубликовал сообщение харьковского агентства
Видимо, более логично предположить, что новых жетонов таки не будет. Иначе справиться с дефицитом можно было бы без всяких проблем: просто вывесив на всех видных местах плакаты с предупреждением о том, что жетоны старого образца действовать не будут, посему просьба не запасаться ими впрок. Как, кстати, сделало в преддверии повышения цен руководство Киевского метрополитена. И ажиотажа вокруг жетонов не было, и цена на мартовские проездные осталась прежней - несмотря на то, что там подорожание планировалось с 14 марта, и счастливые обладатели проездных могли бы легко ездить полмесяца по старым ценам.
Что дальше
Теперь детальным изучением проблемы займется рабочая группа, в состав которой вместе со специалистами войдут представители профсоюзов. Председатель Харьковской областной организации работодателей Леонид Рубаненко уже сделал заявление о том, что в эту группу должны входить и представители работодателей: <Мне бы очень хотелось, чтобы эта группа экспертов включала и наших экспертов. Уже носятся стрелы и копья вокруг головы начальника метрополитена, нам это тоже не совсем понятно, но что этот человек заложник этой ситуации. Hе он же занимает эти 11 млн. грн, которых не хватило предприятию в прошлом году>. Как экономист, господин Рубаненко, возможно, прав. Однако с точки зрения простого пассажира видится, что господин Пилипчук как честный человек должен был бы подать в отставку хотя бы лишь из-за того откровенного издевательства над сотнями тысяч харьковчан, которое устроило его ведомство в последние дни. Впрочем, о чем мы...
Было бы наивно предполагать, что ожидавшегося повышения цен не будет. Даже если метрополитен <затянет пояс>, этой меры не избежать. Все дорожает, а в первую очередь - электроэнергия, и это надо чем-то компенсировать. Скорее всего, новые тарифы будут введены несколько позже. Остается неясным, почему бюрократический механизм дал сбой и Кушнареву пришлось <отматывать> ситуацию назад. Вряд ли рассказ профсоюзного лидера о социальных последствиях стал для губернатора откровением. В отсутствие информации приходится строить предположения. Возможно, <задний ход> связан с ведущейся в метрополитене проверкой хозяйственной деятельности, которую проводит Министерство транспорта Украины. По словам заместителя начальника по экономике Харьковского метрополитена Людмилы Шутиковой, одна из целей проверки - установить, может ли метрополитен выделить собственные средства на приобретение недостающих вагонов для нового участка Алексеевской линии. Возможно, это не единственный вопрос, который задают себе проверяющие, и их выводы могут нехорошо прозвучать на фоне подорожания.
Возможно, власти и руководство метрополитена решили переждать до повышения цен на проезд в Киеве. Там попытка поднять стоимость проезда в метро до 1 грн вызвала уже и депутатский запрос члена парламентской фракции СДПУ(о) Игоря Шурмы к киевскому городскому голове Александру Омельченко, и резкую реакцию Антимонопольного комитета. В сообщении пресс-службы АМКУ, распространенном 24 февраля, в частности, сказано: <Порядок образования новых тарифов и методология их формирования уже сейчас вызывает ряд вопросов. В частности, Комитет не соглашается с формулой расчета, которая предусматривает покрытие проезда льготников за счет платежеспособных пассажиров. Также Комитет обеспокоен включением в тарифы расходов, которые непосредственно не связаны с транспортными услугами. Речь идет, в частности, о материальном поощрении работников, представительских расходах, использовании служебного транспорта, спонсорской помощи, социально-культурных мероприятиях, уплате штрафов и пени и тому подобное. В этой связи Председатель АМКУ Алексей Костусев отметил: <Антимонопольный комитет поддерживает необходимость реформ в сфере общественного транспорта столицы. Hо мы выступаем за то, чтобы они происходили открыто, прозрачно и понятно для потребителей. Комитет считает, что такие изменения нельзя проводить без учета мнения самих киевлян. В основе каждого тарифа должен лежать не только глубокий экономический, но и социальный анализ. Hа сегодня у нас нет оснований считать, что этот анализ проводился на надлежащем уровне и с учетом всех обстоятельств. Комитет убежден, что при таких условиях повышение тарифов на проезд в общественном транспорте Киева будет преждевременным>. Отличались ли подходы Харьковского метрополитена от подходов киевских коллег? И не опасается ли его руководство подобной же реакции? Так или иначе, идти вторым всегда легче и безопаснее. Так что пока можно ездить по старым жетонам и за прежние деньги. И надеяться, что когда тариф все же повысят, руководство метрополитена отнесется к тем, о чьей безопасности оно так печется, более цивилизованно.
При подготовке статьи использованы материалы журналистов программы "Объектив-Hовости"
Сергей Бобок
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.