Новости. Как стабилизировать пассажирские перевозки в нашем городе?

Газета "Вечерний Харьков", 06.06.2002.

Как стабилизировать пассажирские перевозки в нашем городе? Этому непростому вопросу было посвящено состоявшееся позавчера заседание пресс-клуба рыночных реформ, на которое были приглашены заместитель начальника главного управления жилищно-коммунального хозяйства горисполкома Алексей Метелин и президент ассоциации владельцев коммерческих транспортных средств "Трансприват" Николай Шевченко.

Скажем сразу: однозначного ответа на этот вопрос сегодня не знает никто. Но о наиболее "болевых точках" представители "масс-медиа" услышали. Главная - какому из видов городского транспорта в условиях строгого дефицита бюджетных средств стоит отдать предпочтение в дальнейшем развитии? Сегодня 90 процентов всех перевозок по городу осуществляет электрический транспорт - метрополитен, трамвай, троллейбус. А поскольку "подземка" находится в государственной собственности, а наземный электротранспорт - в коммунальной, то они перевозят в полном объеме бесплатно весь определенный законом льготный контингент (а это 28 категорий, под которые подпадают 630 тысяч харьковчан). Но с компенсацией таких перевозок дела обстоят неважно: при потребности на текущий год в 44 млн. грн. для "Горэлектротранса" и 42 млн. грн. для метрополитена предусмотрено выделение из бюджетов (государственного и городского вместе) соответственно лишь 26 и 11 млн. грн. В такой ситуации о приобретении новых трамваев и троллейбусов не может быть и речи. Но подвижной состав уже настолько изношен, что без его обновления "Горэлектротранс" в самом недалеком будущем, как это ни печально осознавать, развалится.

Так, может, стоит пересадить всех харьковчан на автотранспорт - автобусы и микроавтобусы? Но и с ними, оказывается, не все просто, хотя их количество на наших улицах постоянно растет (подчас настолько, что превосходит их пропускную способность аж в два-три раза). Ведь автобусы и микроавтобусы нынче негосударственные, что при их высокой мобильности создает в то же время проблемы с обеспечением безопасности перевозок, прохождением медицинского осмотра водителей, перевозками льготного контингента. Основная масса автобусных маршрутов работают сегодня в режиме маршрутных такси, где предусмотрен (по договоренности городской власти и перевозчиков) бесплатный проезд пяти категорий пассажиров: участников боевых действий, инвалидов первой и второй категорий, чернобыльцев первой и второй категорий, детей до семи лет, инвалидов-слепых, а также сотрудников милиции в форме при исполнении ими служебных обязанностей. Причем, в микроавтобусах, где всего по 11-16 мест, - не более одного такого льготника на рейс. Да и сам по себе автотранспорт вреден для окружающей среды своими выхлопными газами. В этом смысле один автобус большой вместимости оказывается целесообразнее: газов он выделяет меньше, чем вмещающие столько же пассажиров 4-5 "Газелей". Но фирмам-перевозчикам выгоднее как раз покупать микроавтобусы, поскольку каждый стоит дешевле и окупает себя быстрее.

- Если пять лет назад в Харькове насчитывалось 20-25 перевозчиков, то сегодня - 56, и от этого вряд ли стало лучше, - считает Н.Шевченко. - Наверное, в городе необходимо иметь 10, максимум - 15 перевозчиков, с которыми городской власти было бы легче работать, обеспечивать проведение медосмотров водителей, гарантировать безопасность перевозок. Ведь о какой безопасности может идти речь, когда некоторые фирмы, получающие на тендере лицензии на перевозки, имеют только по одному автобусу или микроавтобусу?.. Необходимо исключить субъективность при выборе перевозчиков, а для этого нужно ввести какую-то балльную систему их отбора.

Тревожит Николая Евгеньевича и решение городских депутатов о выделении в структуре горисполкома только трех штатных единиц, которые будут заниматься вопросами транспорта. Для такого города, как Харьков, этого, безусловно, мало. Нужен нашему мегаполису и единый диспетчерский центр по управлению городским транспортом по типу созданных уже в Донецке и Днепропетровске. Кстати, как отметил А.Метелин, в ближайшее время его подчиненные отправятся в один из этих городов перенимать опыт, чтобы, возможно, уже в третьем квартале реализовать его у нас.

А что касается того, какому же из видов городского транспорта отдать приоритет, то ответ на этот вопрос предстоит дать специалистам. Полгода работы над данной проблемой результата пока не дали.

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус, Автобус, Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.