Новости. Лексус трамваю не товарищ
Еженедельник "Пятница", 10.05.2007.
Городские власти планируют убрать трамвай с Пушкинской - мол, он мешает движению автомобилей и создает пробки. Судьбу самого экологически чистого и доступного вида транспорта решают те, кто трамваем давно не пользуется
Трамвай на Пушкинской появился в начале прошлого века, в 1910 году. Тогда городская власть воевала с бельгийскими концессионерами, в ведомстве которых была конка. Линии трамвая шли параллельно рельсам конки. С Пушкинской трамвай поворачивал на улицу Короленко. Однажды на крутом спуске вагоновожатый не справился с управлением. Трамвай перевернулся. Погибло несколько десятков пассажиров и кондуктор. Тогда было решено рельсы перенести. Случилось это в самый разгар борьбы с культовыми сооружениями и религией. Новоявленная власть под предлогом улучшения качества движения решила снести храм Святого Николая. Он располагался на месте сегодняшнего трамвайного поворота с площади Конституции на улицу Пушкинскую. Это было одно из самых величественных сооружений того времени. Прихожане собирали деньги на его реконструкцию 8 лет. Но все это не остановило борцов с "опиумом для народа". И в 1930?м храм взорвали, чтоб проложить рельсы по площади Тевелева - нынешней площади Конституции. Но столетний юбилей трамвайный маршрут на Пушкинской может и не отпраздновать.
Идея убрать трамвай с Пушкинской возникла в первую очередь в головах у автоводителей. В часы пик движение на улице затруднено. А появление громоздкого трамвая, который делает остановки, не позволяет водителям совершать сложные маневры и объезжать более медленных коллег по встречной полосе. Кроме того, расторопные водители паркуются на Пушкинской там, где им удобно. Несколько раз из-за "удачной" парковки автолюбителей было парализовано движение трамваев. Жалобы автолюбителей заставили городскую власть задуматься о судьбе Пушкинской.
Предыдущий мэр Владимир Шумилкин предлагал устелить участок на Пушкинской "бесшумными плитами" (подобные уже украшают переезд на проспекте Гагарина). Резиновое покрытие, по мнению специалистов, не только позволит жителям Пушкинской "спать спокойно", но и спасет колеса автомобилей, а значит, продлит жизнь и трамвайным рельсам.
У команды мэра Михаила Добкина этот вариант поддержки не нашел. А вот идея "убрать трамвай с Пушкинской" стала культивироваться как единственно правильная: "С нашей точки зрения, трамвай с Пушкинской надо убирать однозначно, а с учетом реверса движения - вы все понимаете сами", - пояснил Алексей Палант, директор КП "Горэлектротранс". Трамвайные рельсы мешают коммуникациям, сами трамваи - создают неудобства проживающим в домах на Пушкинской. Таковы аргументы городской власти за разборку рельсов. "Сейчас заканчиваются последние расчеты, взвешиваются все плюсы и минусы. И если минусы существования трамвая перевесят - то будем убирать однозначно", - пояснил харьковский городской голова Михаил Добкин.
У его подчиненных несколько месяцев назад возникла смелая идея изменения транспортной схемы в центре города. Часть улиц, в том числе и Пушкинская, в этой схеме становятся улицами с односторонним движением. А трамвай на Пушкинской, по мнению директора департамента транспорта Евгения Водовозова, легко заменит… троллейбус: "Я ратую за то, чтобы там остался транспорт, но при этом была разгружена улица. И если говорить об одностороннем движении, то троллейбус этому идеально соответствует".
Сами пассажиры трамвая считают, что Пушкинскую можно делать хоть трехсторонней, но трамвай убирать нельзя. От метро "Советская" до метро "Пушкинская" - несколько больниц. Если трамвай уберут, то пенсионерам и инвалидам придется ходить пешком. А городской власти пассажиры трамвая предлагают бороться не с рельсами, а с водителями, которые паркуют автомобили на Пушкинской. Ведь именно автотранспорт, по мнению пенсионерки Нины Владимировны, создает пробки: "Если убрать трамвай, для нас - это будет смерти подобно. Ведь уже убрали трамвай на Мироносицкой - и ничего взамен".
Сейчас в странах Европы наблюдается "ренессанс трамвая". Европейцы осознали, что автомобилизация создает множество проблем, среди которых - смог, заторы на дорогах, шум, дефицит места на парковке. И уже в 70?х трамвай вернулся на улицы Франции, где новые рельсы построены в Нанте и Гренобле. В 1994 году трамвай вернулся в Страсбург.
В 1990, в преддверии Олимпийских игр, ликвидировать трамвай предложили власти Мюнхена. Но жители воспротивились этим планам. Теперь у мюнхенцев смешанная система городского транспорта - трамвай и метро.
Постепенно европейская публика стала благоволить трамваям. Это было связано не только с современным видом новых трамваев, но и с их положительным влиянием на городскую среду. Внедрение трамваев привело к уменьшению в городах автомобильного движения, что в свою очередь способствовало организации пешеходных улиц, выделению большего пространства для скверов, площадей (вместо автомобильных парковок).
Но европейский опыт, как оказалось, для городской власти Харькова - не показатель. Увы
Аннушка Маркина, для "Пятницы"
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай, Троллейбус |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.