Новости. Метрополитен: У государства есть другие проблемы...
Еженедельник "Объектив-НО", 31.05.2007.
Подземная жизнь города Харькова вызывает сейчас пристальный интерес наших сограждан. О настоящем и будущем харьковского метрополитена рассказывает его начальник Сергей Мусеев в прямом эфире программы "Дієслово" в интервью с ее ведущей Наталией Дрозд.
- Сергей Зинятович, периодически возникают разговоры об очередном повышении тарифов на проезд. Вопросы, связанные с этим, очень болезненны для наших горожан. Имеют ли они под собой основания?
- Метрополитен - государственное предприятие. Ежегодная государственная сумма вложений в метрополитен составляет 300 тыс. грн. Но этого для осуществления перспективных задач не хватает. 32 года не покупались вагоны. И, тем не менее, заходя в вагон, мы видим: чисто, убрано, все блестит. И ни у одного пассажира даже в подсознании нет, что в метро может чтоґто случиться.
- Но деньги метрополитен ведь зарабатывает. Вон сколько торговых киосков и магазинов, плюс реклама в метро: вагоны облеплены ею - и, в основном, малограмотной и некачественной рекламной продукцией. Это, думаю, немалые суммы.
- Когда я говорю об общих экономических показателях метрополитена и говорю, что для того чтобы он успешно работал, не хватает 60 млн. грн., то в остальные доходы попадают и доходы от рекламы. Метрополитен - убыточное предприятие. Например, мы возим в течение 7 лет студентов за полцены, и нам эти затраты никто не компенсирует.
- Сергей Зинятович, какой должна быть цена за проезд, чтобы она оправдала все затраты на перевозку пассажиров?
- Перед ответом на ваш вопрос я вставлю маленькую ремарку. Я недавно был в Москве, где проводилась ассоциация метрополитенов. В бывших странах СНГ - 15 метрополитенов. Так вот, харьковский - стабильно на 4-ом месте по всем показателям. И на самом последнем месте по показателям затрат на одного пассажира. У нас они самые минимальные среди всех метрополитенов мира. Это нонсенс. У нас количество сотрудников на 1 км пути или тоннеля - самое маленькое среди всех мировых метрополитенов.
- Я надеюсь, это не отражается на безопасности пассажиров?
- Безопасность гарантирована нашим пассажирам. В крайнем случае, поезда остановятся и не выйдут на линию, но безопасность будет обеспечена. И, возвращаясь к вашему первоначальному вопросу, хочу сказать, что в Баку цена за проезд - 15 копеек на протяжении 15 лет. При любых обстоятельствах их подземка будет работать, потому что получает на содержание и обслуживание необходимую и достаточную сумму. Нам на это не приходится рассчитывать. Я же как злодей выгляжу: перед чиновниками - потому что прошу денег, и перед пассажирами - потому что говорю о повышении. Получается, что Мусееву хочется купить свой метрополитен.
- Летом планируется ввести бесконтактные карты для оплаты за проезд. Если можно, подробнее об этом.
- Подземка уже получила один миллион гривень на новое оборудование для таких карт. Его поставил один из операторов мобильной связи. В обмен на это он сможет расширить покрытие между станциями, и пассажиры будут иметь возможность пользоваться мобильной связью не только на платформе, но и находясь непосредственно в туннеле.
В перспективе с помощью такой бесконтактной карточки можно будет оплачивать проезд и в наземном транспорте, и платить за коммунальные услуги. Для этого город должен ввести в действие единую социальную карту и единый расчетный счет. По этой карточке можно будет рассчитываться за коммунальные услуги, оплачивать счет в кафе и ресторанах и т. д. В первую неделю июня мы будем готовы презентовать этот проект.
- Милиция метрополитена в основном находится не на платформе, где порой бывает крайне много пассажиров, а охраняет контролеров. Каковы обязанности сотрудников милиции в метрополитене?
- Милиционеры стоят возле контролеров, потому что есть целый ряд друг за друга цепляющихся милицейских правил охраны общественного порядка, которые приводят вот к такому положению. Например, ношение оружия: милиционеры должны быть постоянно вдвоем. Второе: большинство хулиганских выходок происходит в вестибюле: попытка бесплатного проезда, перепрыгивание через турникеты, скандальные ситуации и др. Совместно с милицией мы сделали проект: видеонаблюдение на каждой станции. На каждой станции стоит от 10 до 15 камер, которые выведены в бывшее здание УВД. Уже сегодня сидят оперативные работники, профессионалыґмилиционеры, которые проводят наблюдение - и охраняют всех пассажиров.
- Почему так много попрошаек, и на них никто не обращает внимания, в том числе наша доблестная милиция? Ни по одной ветке подземки нельзя проехать, не натолкнувшись на инвалидную коляску или на мнимых несчастных.
- Хочу похвастаться, потому что по чистоте и наименьшему числу попрошаек наш метрополитен, наверное, на первом месте среди стран бывшего СНГ. В Будапеште, например, в центре цивилизации, можно сказать, попрошайки сидят с интервалом в 3 метра. В этой связи хочу обратиться к пассажирам: когда вы замечаете попрошаек, сообщайте об этом дежурным по станции на выходе из метро.
- Я думаю, что это для вас не новость: если мы, пассажиры, их знаем, то вы и подавно. Я в этом уверена. Это постоянное явление.
- Мы можем говорить об этом как о спонтанно возникающем явлении: 1-2 случая в 2-3 дня. Мы не можем в каждый вагон посадить работника милиции и ждем адекватной реакции от пассажиров о любых нарушениях в метро.
- И все же, я бы настоятельно советовала вам почаще ездить в метрополитене, и вы бы увидели совсем иную картину. Теперь о новых станциях. Когда планируется метро в сторону Одесской-Аэропорта? Порадует ли нас метрополитен в этом году новыми станциями?
- Есть серьезная надежда, что Алексеевскую станцию мы в этом году откроем, но не ко Дню города. В другие районы - это дело будущего.
Звонки в студию
- Плата за проезд в киевском метро составляет 50 коп., и подорожания не наблюдается. Почему в Харькове тариф на проезд увеличился до 75 коп.? И опять намечается его повышение? Чем же мы отличаемся от киевлян?
- В 2007 году харьковский метрополитен должен перевезти 300 млн. пассажиров. А это - определенное количество поездов, затраты электроэнергии, которые мы не сможем уменьшить, затраты на ремонт вагонов, тоннелей, пути, на заработную плату, коммунальные услуги и пр. Все это определено нормативными актами.
Правозащитник Рощин:
- Обращались ли вы конкретно к депутатам за помощью?
- Безусловно. Мы забросали письмами даже Кабинет министров. Эта работа активно ведется. Но все отвечают, что нет денег в государстве. Есть у него другие проблемы: скорые помощи, дороги и др. А вы работаете - ну и работайте.
- Будет ли станция метро имени Барабашова подлежать ремонту? Кто разрешает АВЭКу располагать свои торговые развески прямо на стенах в метро?
- Эта станция находится в самом удручающем состоянии, требующем ремонта. В начале года мы активно занимались этим вопросом совместно с МЧС по Харьковской области совместно с концерном АВЭК. Пришли к соглашению: концерн АВЭК выразил желание оказывать финансовую помощь для приведения этой станции метро в порядок. А все остальные вопросы, связанные с надземными сооружениями, находятся вне поля деятельности метрополитена. По всем нормам работы метро, должна быть 20-метровая зона вокруг пешеходного перехода в целях экстренной эвакуации людей и для свободного прохода.
- В час пик поезда идут в депо на ст. "Московский проспект". Людям нет возможности уехать. Почему такая схема?
- Деятельность метрополитена очень зарегламентирована. Любое движение, и финансового характера в том числе, предписано. Это и другие действия совершаются в целях экономии средств. Например, стоимость 1 часа работы метро - 50 тыс. грн.
С 23 до 24 часов мы перевозим максимум 500 пассажиров. Выручка от этого - около 300 грн. Поэтому существуют интервалы в движении в вечернее время.
Ольга Дихнич
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.