Новости. Где же вы, Чигирины? К 45-летию подвига героя, погибшего в мирное время

Газета "Вечерний Харьков", 09.07.2007.

17 июня 1962 года на платформе "Жовтнева" у поселка Высокий, что в пятнадцати километрах от Харькова, произошло событие, которое вскоре стало известно всей стране. Выпускник Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта Юлий Чигирин ценой собственной жизни спас от смерти старушку и ее уже немолодую дочь, погибнув под колесами встречного поезда. Об этом сообщали многие областные и центральные газеты, публиковали очерки журналы. Большой материал о героическом парне поместил на своих страницах даже популярный в то время советский журнал "Огонек".

Кто же он был, Юлий Чигирин? За долгие годы, прошедшие с того рокового дня, выросли новые поколения людей и многие уже не знают ни имени героя, ни его самоотверженного поступка. Поэтому, когда на платформе "Жовтнева" появилась памятная стела с портретом Юлия Чигирина, проезжие с интересом начали всматриваться в мужественные черты красивого молодого человека, навеки оставшегося молодым. Спокойный взгляд добрых глаз теперь провожает все отбывающие от платформы электрички.

Такая же электричка привезла в тот день из Харькова четверых молодых друзей, радостных, полных надежд на будущее. Еще бы! Они стали дипломированными специалистами, буквально два дня назад успешно выпустились из Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта. Юлий защитил диплом на "отлично". Сердце пело и рвалось из груди. Хотелось обнять весь мир! А как обрадуется мать, у которой жизнь сложилась нелегко и все ее счастье - в сыне…

Друзья приехали за город отдохнуть. Лето было в разгаре, дни стояли знойные и друзья отправились к воде. Решили остановиться у большого Высочанского пруда и на берегу, на треноге, в котелке, приготовить кашу или кулеш "с дымком".

Идя по платформе, они вдруг услышали тревожные гудки встречного скорого и тут же - пронзительный крик. Две женщины не успели перебежать железнодорожную линию. Прямо на них летел электровоз. В одно мгновение Юлий бросился на помощь. Не раздумывая о смертельной опасности, он прыгнул с платформы на рельсы и, оттолкнув женщин с железнодорожной колеи, прижал их к стоящей электричке. Старшая женщина осталась невредимой. Вторую электровоз все-таки зацепил (она попала в больницу, но выжила и впоследствии здоровье ее полностью поправилось). А самого Юлия не стало...

Юлий Чигирин родился 27 мая 1935 г. в селе Вергуны Черкасской области в семье учителей. Позднее семья переехала в пос. Русская поляна, где Юлий прожил большую часть своей жизни. После сельской семилетки - железнодорожный техникум, работа на строительстве, дальше - служба в армии и, наконец, железнодорожный институт. Придя сюда после хорошей жизненной и трудовой школы, он с головой ушел в учебу, работу студенческого научного товарищества, общественную жизнь, не жалея ни сил, ни времени, активно увлекался спортом...

Он не любил громких слов, в отношениях предпочитал искренность, не был выскочкой, скорее старался держаться в тени. Его доброта и принципиальность, твердость характера, готовность в любую минуту придти на помощь как магнитом привлекали сердца товарищей. И не случайно после первого курса, когда группу отправили на отдаленный, наиболее трудный участок сельскохозяйственных работ с неустроенным бытом, старостой назначили именно его. И не пожалели.

Из воспоминаний сокурсницы Юлия Чигирина по институту Светланы Голуб: "Юлий обладал удивительной способностью притягивать людей. Это был светлый человек, он весь как будто светился и был необыкновенно обаятельным. Там, где появлялся Юлий, люди становились добрее и лучше - так действовала энергия его внутреннего мира, которая каждого заряжала положительным зарядом".

Светлана Алексеевна рассказывает, что в институте Юлий был даже секретарем комсомольской организации. "Хотя, в отличие от многих, кто занимал подобные должности, у него напрочь отсутствовала какая-то такая, знаете, напыщенная деловитость, даже лидером его назвать нельзя было. Он так себя не ставил. Но его козырем было обаяние, он излучал внутренний свет, теплоту, которые заставляли относиться к нему с доверием. Он был надежный человек", - вспоминает однокашница.

Гибель Юлия Чигирина для всех, кто его знал, стала потрясением. 26 июня 1962 г. в институте, где он учился, созвали экстренное собрание коллектива, на котором огласили приказ ректора института, профессора А. Игнатьева. В нем, в частности, говорилось: "…Студенты и весь коллектив института всегда будут чтить память о своем славном товарище - Чигирине Юлии Федоровиче. Пройдут годы, но коллектив Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта имени С.М. Кирова никогда не забудет благородного подвига Юлия Чигирина, отдавшего свою жизнь ради того, чтобы жили другие…" Приказом ректора Чигирину Юлию Федоровичу была присвоена квалификация инженера путей сообщений - строителя. Имя Юлия было навечно внесено в списки студентов строительного факультета вуза, а его диплом решено было хранить в институте как дорогую реликвию.

5 февраля 1963 года власти Московского района Харькова приняли решение о переименовании улицы Электротехнической в улицу имени Юлия Чигирина, а Горбатый мост - в мост имени Чигирина. Рассказ о поступке мужественного гражданина Харьковский горисполком направил в Москву, в Кремль. И вскоре Президиум Верховного Совета СССР принял указ о награждении Чигирина Юлия Федоровича орденом Красной Звезды (посмертно)…

…Прошли годы. 45 лет минуло с того дня. За это время многое стерлось из памяти, потерялась острота и боль трагической утраты. Пришли новые поколения людей со своими радостями, горестями и вечными проблемами. Но о герое все же не забыли. В начале 2006 года руководство Южной железной дороги решило поставить на платформе "Жовтнева" в пос. Высокий, где совершил свой подвиг Юлий Чигирин, каменную стелу из темного лабрадора с портретом. И теперь простой черкасский парень Юлий навсегда с нами, жителями поселка Высокий, харьковчанами, которые каждый день проезжают или идут по мосту Чигирина или по улице, носящей его имя.

Вот только вспоминая о нем, невольно задумываешься о нынешних молодых. А есть ли среди них способные на такое - отдать свою жизнь за других? Ведь пока есть такие люди, до тех пор у общества еще сохраняется надежда на то, что оно не погибнет в бездуховности и безразличии.

Николай Ручкин

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт, Город и область, Происшествия

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.