Новости. Рейс номер 5752 и другие

Газета "Слобода", 19.03.2004.

"Внимание, в международном зале продолжается регистрация билетов на рейс 5752, следующий в Вену". Это было первое, что услышали прибывшие в харьковский аэропорт участники выездного заседания постоянной комиссии горсовета по промышленности, экономическому развитию и собственности во главе с Андреем Руденко.

Первый в Украине аэропорт построили в 1923 году именно в Харькове. Поэтому первыми украинскими авиалиниями стали Харьков-Киев и Харьков-Одесса; регулярные перевозки по этим направлениям начались летом следующего года. Здание нашего аэровокзала выглядит несколько архаично, хотя построено оно, по нынешним меркам, сравнительно недавно — в 1954 году, и отличалось во времена пуска в эксплуатацию "повышенной парадностью".

Пятьдесят лет аэровокзал верой и правдой служит Харькову. Через эти "ворота" осуществлялись воздушные связи с 90 городами страны и мира. Ели, растущие перед аэропортом, вероятно, столь же почтенного возраста, и так же исправно курсирует по пятому маршруту троллейбус "Аэропорт-”Зiрка".

Из видимых изменений — плитка, уложенная вместо растрескавшегося асфальта, ставшие разборчивыми объявления диспетчеров и изрядно подросшие вокруг аэропорта заборы. О причинах, побудивших сотрудников заострить внимание на охране территории, а также о других аспектах деятельности АКП "Международный аэропорт Харьков" подробно доложил комиссии начальник ГУ экономики и коммунального имущества Евгений Черненко.

Еще совсем недавно — в позапрошлом году — предприятие пребывало практически в состоянии банкротства. Непомерным грузом висел более чем 14-миллионный долг. Не просматривалась стратегия развития предприятия, не существовала концепция подбора кадров, множились нерешенные социальные вопросы. Словом, аэропорт нужно было срочно выводить из пике.

В рамках новой экономической стратегии был введен режим жесткой экономии, сделан акцент на повышении доходности предприятия. В частности, непрофильные активы (объекты) были переданы на баланс города, списан громадный долг. Цех бортпитания, введенный в эксплуатацию недавно, только за 4 месяца дал около 150 тысяч гривень дохода. До 30 тыс. грн. в месяц приносит сдача в аренду складских помещений.

Используемые критерии подбора кадров позволили создать дееспособный коллектив сотрудников, получивших к тому же международные сертификаты. Контроль за утверждением заместителей возложен на профильное управление горисполкома.

Легко заметить, что основополагающим принципом подхода к решению едва ли не всех проблем становится сейчас соответствие международным нормам. Аэропорт и сегодня может принимать самолеты класса родных Ан-140. Собственно, это и делается: в 2003 году через воздушные ворота города проследовало 32 тысячи пассажиров, что, кстати, на 30 % больше, чем в 2002 году, и в 2,5 раза больше, чем в 2001 г.

Но если предприятие захочет побольше заработать, обслуживая, скажем, лайнеры иностранных компаний, то сейчас ничего не выйдет. Ведь по международным нормам наша взлетно-посадочная полоса годится для приема лишь одного некрупного Boinga в сутки. Расти же этой полосе дальше некуда, да и не за что. Правда, полосу можно укрепить, оснастить соответствующими времени и требованиям приборами. Как следствие — повысится статус аэропорта и, соответственно, количество принятых самолетов. Но это в будущем.

Пока же к концу истекшего года предприятие по налоговому учету, как говорят профессионалы, “вышло в ноль”, т. е. не является уже убыточным, но и прибыльностью пока похвастаться не может. Для конкретизации перспективных задач подготовлен специальный меморандум — опять-таки в строгом соответствии с международными стандартами — с предложением направлений инвестирования. Спектр направлений находится в широком диапазоне — от глобальных до локальных. К первым можно отнести проекты по созданию аэропорта разлета, лицензионно-таможенного склада, узла транзитных грузов. Остальные наработки относятся, скорее, к сфере производства и предполагают оказание услуг иного рода — организацию проверок, тестирование бензина и дизтоплива, ремонт авиационной техники и т. п.

В общем, при сохранении динамики и неизменности курса, выбранного новым руководством аэропорта, при поддержке городских структур у предприятия есть возможность перейти в категорию прибыльных. Учитывая же отдаленную перспективу, не стоит забывать и о чугуевском аэродроме: большим кораблям — дальнее плавание, большим самолетам — длинная полоса.

Михаил ПАВЛЕНКО

Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.