Новости. Бесправие льготников: Ветеран, помоги себе и людям

Газета "Вечірній Харків", 03.09.2007.

Харьковчане помпезно отметили очередную годовщину освобождения города от фашистских захватчиков. Снова поздравляли ветеранов, рассказывали об их героизме... Но праздник отшумел и, как это происходит ежегодно, ветераны снова остались один на один со своими проблемами.

Одной из таких проблем являются пассажирские перевозки. Пресс-служба Харьковского городского союза ветеранов Афганистана провела анализ ситуации и пришла к неутешительным выводам.

"Маршрутка" - тот же автобус

Наверняка многие харьковчане неоднократно наблюдали, как к автобусной остановке подходит полупустой автобус, а бабушки и дедушки почему-то войти в него не торопятся. Эта странная картина уже никого не удивляет, как, впрочем, и не интересует - жизненные ценности изменились. Еще лет пятнадцать назад при виде входящего в транспорт ветерана или просто пожилого человека молодые люди вскакивали с согретого места и уступали вошедшему - старшему по возрасту пассажиру. Воспитывали нас так... Но это совсем другая тема, хотя тоже о нравственности. Речь пойдет о пассажирских перевозках льготников.

Автобусные и таксомоторные перевозки уже давно вошли в нашу транспортную жизнь. Так вот, между ними есть разница. Автобусные перевозки - это перемещение людей и их багажа с помощью автобусов. Осуществляются они на основании договоров перевозчиков с органами местной власти в соответствии с "Правилами предоставления услуг пассажирам автомобильного транспорта", которые утверждены Постановлением № 176 Кабинета министров Украины 18 февраля 1997 года (далее - "Правила № 176"), Законом Украины "Об автомобильном транспорте" № 3492-IV от 23.02.2006 года и другими нормативными документами.

В "Правилах № 176" четко определено и понятие "такси". Итак, такси - это специальный легковой автомобиль, оборудованный таксометром и предназначенный для перевозки пассажиров и багажа в порядке индивидуального пользования. Из этого определения прекрасно видно, что "маршрутное такси" или, как говорят в народе, "маршрутки" не имеют к такси никакого отношения, так как: во-первых, в них не установлены таксометры, во-вторых, они не работают в режиме индивидуального пользования и в-третьих - стоимость проезда является фиксированной, независимо от расстояния проезда.

Чтобы окончательно отказаться от размежевания автобусов и "маршруток", а свести их в единое целое под понятием "автобус", в тех же "Правилах № 176" дается определение: "Автобус - это пассажирский автомобиль с количеством мест для сидения более девяти, с местом водителя включительно". Все! Утверждение того, что "маршрутка" - это такси, несостоятельно и противоречит законодательству Украины. То есть, влечет за собой... Но об этом чуть ниже.

По два льготника в одни руки

А вот наглядный пример типичной для нашего города ситуации. Автобусная станция "Холодная гора". Остановка маршрута "Ст. м. "Х. гора" - Залютино (пансионат)". Температура воздуха "за бортом" +34°С. Жара, духота, сердце замирает при каждом глубоком вздохе... Две очереди. Одна образована "обыкновенными" пассажирами, другая - "льготными". К остановке подъезжает автобус.

Две старушки из "льготной" очереди беспрепятственно входят в салон автобуса, а остальные льготники покорно остаются ждать на солнцепеке следующую машину. Я вхожу в числе последних пассажиров и предъявляю удостоверение.

- У меня уже есть два льготника, - мгновенно реагирует водитель.

- Ну и что? Вы отказываете мне в бесплатном проезде? - задаю вопрос "в лоб".

- Нет, конечно. Проходите...

Вот и все. Проблемы-то, оказывается, нет! Почему же так не поступают наши уважаемые ветераны? Скорее всего, они просто не знают о том, что нет никаких ограничений при перевозке льготных пассажиров. Ни по одному, ни по два, ни по пять! Сколько бы ни вошло в автобус пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, их всех обязаны доставить по маршруту.

Кроме того, слишком прочно сидят в сознании людей, воспитанных в Советском Союзе, различные запреты, квоты, лимиты и прочие ограничения. И потому бабушки и дедушки верят водителю, который презрительно и нагло заявляет: "Я везу только одного льготника!". Верят, что он говорит так не из-за алчного желания заработать лишнюю гривну, одновременно унизив достоинство заслуженного человека, а потому что "так по закону положено". Хотя именно отсутствие доступной законодательной информации и юридическая безграмотность пассажиров выгодны перевозчикам.

Тут вам - не здесь

Причем ситуация на различных маршрутах разная. Так, на маршруте "Ст. м. "Х. гора" - Залютино (пансионат)" история повторялась в каждом автобусе: "Везу только двух льготников! - Отказываете? - Нет, проходите..." Со слов водителей, к таким действиям их подталкивает руководство соответствующего общества с ограниченной ответственностью. Смотрим дальше.

Маршрут "Станция м. "Холодная гора" - 8-е кладбище". Водители не возражают, но до конечной остановки почему-то не ездят, а разворачиваются возле ДСУ. Странно, но факт. Маршрут "Новый быт - ст. м. "Ц. рынок". Потрясающая ситуация: "Везу только одного льготника! - Отказываете?.. - Да. Выйди вон из машины, а то дальше не поедем!" В разговор вмешиваются другие пассажиры с требованием в мой адрес: "Выходи, а то мы опаздываем!" И не задумались они в тот момент, что своим поведением они не только способствуют нарушению законов Украины, но и показывают сидящим рядом детям, как по-хамски нужно вести себя с ветераном боевых действий... В это время подъезжает "маршрутка" бригадира. К его чести, нужно заметить, он извинился за своего подчиненного и объяснил пассажирам, что водитель неправ...

Маршрут "Ст. м. "Х. гора" - Песочин". Никаких проблем. Маршрут "Ст. м. "Х. гора" - Солоницевка". Все благополучно. Маршрут "Ст. м. "Х. гора" - сан. "Рай-Еленовка". На этом маршруте перевозят по четыре льготника. Аргументом служит распечатанная на принтере бумажка с указанием этой цифры и фамилией владельца лицензии на маршрут. Ни печати, ни подписи владельца на бумаге нет, но тем не менее... Маршрут "Ст. м. "Х. гора" - Ледное". Без проблем...

Перевозчикам невыгодно?

Так почему же на одних маршрутах пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд, едут спокойно, а на других - их унижают, оскорбляют, показывая, что их заслуги перед Отечеством не стоят даже гривны? Как поступать им в таких ситуациях? Эти вопросы адресуем в Департамент транспорта и связи Харьковского горсовета. Сотрудники этого департамента не смогли дать четкий ответ, зато рассказали о том, что Министерство финансов Украины, несмотря на многочисленные письма харьковских чиновников, не выделяет средств для перевозчиков на компенсацию за проезд льготных пассажиров (см. в ст. 7 и 29 ЗУ "Об автомобильном транспорте" о тех, кто должен компенсировать).

Оказывается, владельцы автобусов, обслуживающих городские маршруты, - несчастные предприниматели, которые терпят баснословные убытки при перевозке льготников, а новые автобусы перевозчиков, приобретенные на кредитные средства, простаивают из-за массового увольнения водителей. Билеты не выдают, потому что таким способом, скрывая истинную сумму выручки, перевозчики компенсируют свои убытки от перевозки льготных пассажиров (см. ст. 39 и 60 ЗУ "Об автомобильном транспорте"), а льготники - это наглые пассажиры, имеющие высокий материальный достаток, потому что у них есть мобильные телефоны и золотые украшения, и им должно быть стыдно за то, что они пытаются воспользоваться своим законным правом.

Любопытно и то, что у меня как редактора журнала "Интернационалист" поинтересовались: "А что сделали лично вы для того, чтоб перевозчикам компенсировали проезд льготных пассажиров?" На мой ответ: "Я отдаю свой голос на выборах за наиболее достойных кандидатов в Верховную Раду" мне сказали: "Вот видите - вы ничего не сделали!". Честно говоря, до этого времени я был уверен, что этими вопросами должны заниматься специалисты из соответствующих органов власти.

По своему опыту знаю, что, прежде чем заняться каким-либо бизнесом, предприниматель просчитывает "плюсы" и "минусы" коммерческого проекта. В том случае, когда бизнес-план говорит о прибыли, его реализовывают. Если же прибыли существенные, то под них не грех и кредит взять. Из этого следует, что пассажирские перевозки являются довольно-таки прибыльным бизнесом. Более того, для получения лицензии на маршрут существует конкурс - то есть, этим бизнесом хотят заниматься многие предприниматели, но выбирают лучших из них. Поэтому разговор об убытках - вероятнее всего, миф.

Далее. Если водители автобусов увольняются, значит требования, которые предъявляют к ним перевозчики, жесткие и в какой-то мере нереальные. И водители, как здравомыслящие люди, ищут другую работу, например переходят работать в такси или на грузовые автомобили, а может, просто идут торговать на рынке.

Ну, и относительно льготников, имеющих мобильный телефон и золотые украшения. Неужели в госучреждениях думают, что ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза или сотрудник прокуратуры (он тоже имеет право бесплатного проезда) должен выглядеть как бездомный бродяга?

Инспектора вызывали?

Вот что говорят по этому поводу в Территориальном управлении главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в Харьковской области.

Для того чтобы адекватно отреагировать на отказ в бесплатном проезде, необходимо сделать следующее:

1. Написать заявление на имя начальника Территориального управления главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в Харьковской области Бондаренко Владимира Дмитриевича, в котором нужно указать данные заявителя (Ф.И.О., адрес места жительства, контактный телефон, название и номер льготного удостоверения), номер маршрута, номер автобуса, дату и время, когда было отказано в бесплатном проезде. Желательно указать фамилию водителя и двух-трех свидетелей, но можно и без этой информации.

2. Отправить заказное письмо с заявлением по адресу: 61035, г. Харьков, пр. Гагарина, 129, Территориальное управление главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в Харьковской области.

3. Можно также сообщить контролирующему органу о нарушении законодательства Украины по телефону 736-06-07. Но письменное заявление в любом случае нужно!

Что же последует за вашим сообщением или жалобой? Сотрудники автотранспортной инспекции проведут внеплановую проверку маршрута. Причем проверка будет проведена без предварительного сообщения перевозчику, то есть внезапно. По результатам проверки (при подтверждении вашей информации об отказе в проезде льготным пассажирам) составляется акт, и виновный в нарушении перевозчик будет оштрафован на 170 гривен.

При повторных жалобах действия контролирующих органов аналогичны. Но! Если поступило несколько жалоб, то информация передается в Киев, где делаются соответствующие выводы, вплоть до лишения лицензии на маршрут. При получении перевозчиком лицензии на новый срок также учитываются письменные претензии пассажиров, а значит, в следующем году маршрут может обслуживать уже кто-то другой...

Таким образом, хочу обратиться к добропорядочным гражданам, прежде всего к участникам боевых действий: если вы видите, как нарушается законное право на бесплатный проезд заслуженного жителя Украины - не будьте равнодушны, помогите ему. Только не горячитесь. Не портьте свои нервы и терпеливо объясните водителю, в чем он неправ.

Украину называют демократической страной, а при демократии должен главенствовать Закон… Так начните отстаивать свои законные права. Что ж, видимо, такова доля бывших участников боев - воевать за справедливость.

Николай Хорошев, участник боевых действий, для "Вечерки"

Разделы по теме:
Рубрики:   Автобус

Комментарии

muv
30.04.2010 16:58
Штраф 170 гривен перевозчику за отказ в льготном проезде по-моему очень мало. За такое водителя нужно отстранять от работы с соответствующей записью в трудовой книжке - что бы водителем пассажирского транспорта уже больше никогда не работал... Вот сегодня в 16.00 я со ждал Аб234 на ост. "ХЭМЗ" (возле 2-й больницы на Московском пр., в сторону центра). Кроме меня на остановке стояли 4 пенсионера (в том числе моя мать). Аб234 проехал остановку и остановился метров на 30 дальше, высадил пассажиров и уехал. К сожалению, номер ПС не рассмотрел, т.к. он был несмотря на сухую погоду в грязи...

Дмитрий Николаевич
30.04.2010 17:32
Аналогично делают и на 296м-те. Но там может как месяц назад, то ли проверку хорошую провели - вроде водители(а езжу я довольно часто) были более сдержанными в своих эмоциях,но сейчас всё возвращается "на круги своя".
Это будет продолжаться, пока за этот "транспорт" не возьмутся крепко - а то только так, единичные проверки, рейды. Отчасти, показушные.
А вот если бы пару перевозчиков лишили бы лицензии - думаю может думать начали, перед тем как что-то делать.
Но, раз наш "любимый" транспорт курируется высшими лицами в мерии - то думаю нескоро это будет.Тобишь порядок.
Так что, терпим граждане пассажиры!

muv
30.04.2010 19:04
Так может пассажирам не следует молчать, а как можно больше подобных нарушений доводить до сведения Территориального управления главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в Харьковской области? Ведь (цитата из ссылки в первом посте): …При повторных жалобах действия контролирующих органов аналогичны. Но! Если поступило несколько жалоб, то информация передается в Киев, где делаются соответствующие выводы, вплоть до лишения лицензии на маршрут. При получении перевозчиком лицензии на новый срок также учитываются письменные претензии пассажиров, а значит, в следующем году маршрут может обслуживать уже кто-то другой... (конец цитаты). И если таких заявлений от пассажиров будет очень много, то проигнорировать их будет труднее?..

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.