Новости. Татьяна Поливанова: Нужен новый акцент

Еженедельник "Пятница", 13.09.2007.

Парк Горького, стадион "Динамо", Саржин Яр. Три адреса, по которым запланированы высотные жилые дома и дорога. Насколько это оправданно - строить в парковых зонах и местах отдыха? Ситуацию прокомментировала один из авторов проекта, директор института "Харьковпроект" ТАТЬЯНА ПОЛИВАНОВА

Поливанова Татьяна Алексеевна, родилась в городе Прокопьевск, Кемеровская область, Россия. По образованию - архитектор. С 1990 года работает в институте "Харьковпроект". Сегодня - директор института. Мать взрослой дочери. Любит путешествовать. Посетила более 10 стран

Эфир "Новой волны" от 5 сентября 2007 г.

ВИКТОР ФОМЕНКО: Татьяна Алексеевна! Дорога пройдет через парковую зону, а значит, придется рубить деревья. Не жалко?

ТАТЬЯНА ПОЛИВАНОВА: Хотела бы уточнить. Не парк Горького, а кромка парка Горького. Дорога начинается между парком Горького и поселком Сокольники, проходит по верхней части границы между Саржиным Яром и парком Горького и выходит к улице Новгородской. Это будет широтная магистраль между улицей Сумской и Новгородской. Хотела бы обратить внимание, что транспортная проблема в Харькове стоит очень остро. По статистике, парк автомобилей в городе с 2000 года увеличился в 2,5 раза и продолжает расти. Поэтому если город не будет строить новые дороги и ремонтировать мосты, то в ближайшее время мы столкнемся с транспортным коллапсом. Харькову жизненно необходимы новые дороги, реконструкция существующих, строительство новых транспортных развязок.

В.Ф.: Но почему не начать с горячих точек, например с центра, где пробки стали регулярными?

Т.П.: Новая дорога как раз и поможет решить проблему центра… Так сложилось, что основная транспортная схема Харькова - радиально-кольцевая. Все шесть основных дорог имеют радиальный характер и пересекают центр города. Кроме того, Харьков имеет свои кольца и хорды, но их недостаточное количество. И получается, если хочешь попасть из одного конца города в другой, ты обязательно должен пересечь центральную часть города. Как результат, центр города наводнен транзитным транспортом. Для того чтобы решить эту проблему, необходима организация неких перемычек между основными транспортными магистралями. Магистраль, которую мы планируем провести по кромке парка, и явится некой широтной хордой, перемычкой между улицей Сумской и Новгородской. В этом случае человек сможет с Сумской совершенно свободно попасть на проспект Ленина, Клочковскую и далее…

В.Ф.: Есть мнение, что дорога, о которой идет речь, - это своеобразная ширма. За ней скрываются те, кто хочет в парке Горького построить новый микрорайон коттеджей.

Т.П.: Насколько мне известно, в первую очередь делается дорога, а выделенные участки, которые размещаются по кромке Сокольников, находятся за территорией парка Горького, вне рекреационной зоны… Замечу, что за последние год-полтора на территории парка не выделено ни одного нового участка и, насколько я знаю, не планируется… Что касается ветки к новым коттеджам, то ее в плане нет. Если же вы имеете в виду Сокольники, то они застроены уже давно. Там есть небольшой выезд на Деревянко, но совершенно ненормативный и очень опасный. Когда автомобиль движется с огромной скоростью через метромост со стороны Павлового Поля, то он рискует врезаться в выезжающий автомобиль со стороны Сокольников. Конечно же, новая магистраль решит и проблему Сокольников в том числе - появится нормальная возможность для выезда из поселка. Кстати, жители Сокольников неадекватно относятся к этой дороге, по?моему, даже негативно, считая, что она принесет в их экологический район массу негатива. Но это не так. Сокольники окружены Деревянко и Сумской, и шума там и так достаточно.

В.Ф.: Еще одна версия, зачем нужна дорога. Это будет подъезд к новым спортивным комплексам.

Т.П.: Комплекс, который мы предлагаем построить, планируется в начале дороги, ближе к улице Сумской. Это крытый плавательный бассейн имени Яны Клочковой, спортсменки, которой мы очень гордимся. Вполне уместно в этом парке сделать спортивный водный комплекс…

В.Ф.: Когда строят дороги, обязательно появляются придорожные постройки. Те же заправки…

Т.П.: Ну, это нонсенс! Какие заправки могут быть в парковой зоне? Любая заправка имеет санитарно-защитные зоны - от 50 до 100 метров, за этим очень жестко следит СЭС, и любое нарушение чревато очень серьезными последствиями.

В.Ф.: А кафе - это реальность?

Т.П.: В парковой зоне не могут размещаться никакие кафе, там могут быть только спортивные открытые сооружения, допустим корты, которые уже существуют. Кстати, дорога, которую мы планируем, будет прокладываться четко по той дороге, которая уже есть. Она обслуживает корты и другие предприятия на территории парка Горького. По большому счету, ничего особенно нового мы туда не привносим.

В.Ф.: На чьи деньги будет строиться дорога?

Т.П.: На деньги инвесторов. Этот вопрос уже решенный. Всего надо 30 миллионов гривень… Замечу, что в существующем Генплане Харькова, который был утвержден в 2005 году, пробивка, связывающая западную часть города с восточной, проходила под районом Шатиловка, так называемая пробивка Веснина. Но, к сожалению, за последние 20-30 лет эта трасса была застроена коттеджами, и киевляне, которые являются разработчиками новой концепции Генплана Харькова, заложили подземный тоннель. Но для того чтобы проложить один тоннель, а их нужно два и еще один - сервисный, требуется порядка 850 млн гривень. Понятно, что таких денег у города нет.

ВОПРОС ПО ТЕЛЕФОНУ: А вы подсчитали, сколько харьковчан будут пользоваться этой дорогой и насколько это будет оправданно? В Харькове есть три гиблых места. Это книжный рынок, рынок "Барабашово" (там, где недостроенная эстакада) и пересечение на новом мосту по Клочковской. Может, первоочередными сделать эти три перекрестка, а потом уже строить для хороших людей?

Т.П.: Вы зря думаете, что эти темы не поднимаются. Институт "Харьковпроект" занимается всеми транспортными проблемами комплексно. Мы учитываем и спуск Пассионарии, и пробивку Скрыпника, и другие транспортные узлы…

В.Ф.: Но почему тогда начинаете со спорного проекта?

Т.П.: А мы не начинаем. Это вы затронули. Параллельно мы разрабатываем многие узловые моменты и они находятся в той же стадии… Замечу, что у города появился любопытный шанс - "Евро-2012". Пару дней назад горсовет дал объявление по поводу организации тендера на разработку и реконструкцию дорожно-транспортной сети Харькова.

В.Ф.: Просветите по поводу Саржина Яра. Что там должно появиться?

Т.П.: Там три площадки - с двух сторон дамбы. Запланированы четыре двадцатипятиэтажных дома. Это не рекреационная зона, по кромке дамбы деревья вообще не растут… Как раньше строили в Яру? У каждого застройщика свои архитекторы, кто как умел, так и застраивал. В результате у нас появились дома такие, сякие, красные, синие, такой этажности, сякой… Понимаете? Ну некрасиво!

В.Ф.: Вы собираетесь исправить ошибку?

Т.П.: Да. Это проект нашего института. Это новая ласточка, но не новая тенденция. Она существовала в советское время, когда застройку можно было проводить только комплексно. Объект должен был вписаться в окружающую среду, чтобы он гармонировал с соседями. Сейчас у нас появился шанс выполнить на дамбе такой акцентный комплекс, который завершит проспект Ленина. К сожалению, в районе "Низких температур" был построен плоский дом, проспект Ленина в него как бы уперся, и мы потеряли визуальный акцент. Теперь мы хотим сделать новый. Это будет четыре точечных дома-свечки, между которыми будет виден Саржин Яр.

В.Ф.: Еще один пример спорной стройки - стадион "Динамо". Практически на территории стадиона собираются строить жилье. Это ваш проект?

Т.П.: Наш… Замечу, что не всегда проектировщики могут влиять на события. В свое время эта площадка была выделена застройщику-инвестору, проект попал к нам в институт, и мы стараемся, чтобы эта застройка не была высотной - максимум 9 этажей. Параллельно мы пытаемся расширить улицу Динамовскую. Это все, что в наших силах. Бороться с ситуацией мы не можем.

В.Ф.: Жилые дома на стадионе. Насколько это оправданно с архитектурной точки зрения?

Т.П.: Я не берусь судить. Это просто факт… Три дома, жилье среднего класса, даже ближе к эконом-классу.

ВОПРОС ПО ТЕЛЕФОНУ: Для того чтобы связать Сумскую с Клочковской и проспектом Ленина, достаточно одной Деревянко. Новая дорога пройдет практически параллельно этой улице и ее повторит. То есть мы начинаем рубить деревья в парке, строим подъезды к элитным коттеджам, дорогу для сильных мира сего, а реальные проблемы при этом не решаются.

Т.П.: Не могу согласиться, что Деревянко эту функцию выполняет. Деревянко выходит на улицу 23 Августа, которая имеет ненормативную ширину и низкую пропускную способность. А нам нужно иметь прямую связь, так называемую хорду между этими магистралями. Скажем, вы выезжаете с Салтовки, едете по Героев Труда. Дальше - две развилки: улица Шевченко, выход на Веснина, потом на Сумскую или второй вариант - по Желярди: узкие улочки мимо авиаинститута на Белгородское шоссе. Затем вся эта масса автомобилей собирается на Сумской между Веснина и Деревянко. Плюс "подкрепление" в часы пик со стороны Алексеевки.

МНЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: Я регулярно езжу по этому маршруту со стороны Новгородской в сторону Белгородского шоссе. Я ни разу не стоял там ни в одной пробке. А проблема - это с Новгородской попасть на Веснина. Там нет транспортной проблемы. Спонсоры дали деньги? Постройте хорошую дорогу. Но не преподносите это как решение транспортной проблемы города.

Т.П.: Я так скажу: вы невероятно счастливый человек, а у меня несколько другой опыт. Людям тяжело ездить сейчас по харьковским дорогам. Трассы ненормативно заужены, имеют ненормативные уклоны, требуют комплексной реконструкции. Харьков давно нуждается в глобальной реконструкции дорожно-транспортной сети.

Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.