Новости. Крушение царского поезда как повод для покаяния

Газета "Вечірній Харків", 29.10.2007.

Завтра православные Харьковщины пойдут покаянным крестным ходом от станции "Мост" до "Спасова скита" - места крушения царского поезда под Борками.

В 2 часа 14 минут 30 октября 1888 года (по новому стилю) между станциями Тарановка и Борки под Харьковом потерпел крушение поезд, в котором из Ливадии в Петербург ехал Александр вместе со своей семьей. Хотя вагон, в котором находилась семья императора, при аварии был разрушен, но благодаря находчивости и силе Александра III (он держал падавшую крышу) всем, кто в этот момент был рядом с ним, удалось спастись. Последствия этого крушения оказали влияние на дальнейшую судьбу всей России.

Была ли катастрофа неизбежной

Летом 1888 года император Александр III трижды проезжал по Юго-Западным железным дорогам. Огромный императорский поезд состоял из тяжелых вагонов, для движения которых требовалось два товарных паровоза. Железнодорожный персонал заботился об удобстве и спокойствии государя и свиты. По правилам, самые тяжелые вагоны полагалось цеплять в начало состава, за паровозом.

Но чтобы пассажиров не беспокоили дым, гарь и шум паровоза, тяжелые царские вагоны ставили в середину состава. Правила обязывали также после смены локомотива у всех пассажирских составов проверять тормоза: отъезжая от станции, вагоны разгоняли и подтормаживали. Однако, чтобы не беспокоить царскую семью толчками, тормоза не проверяли. Кроме того, скорость состава была недопустимо высокой для русских железных дорог с их легкими рельсами, деревянными шпалами и песочным балластом.

На большой скорости тяжелые составы могли вышибить рельсы. Об этом и написал в рапорте на имя министра путей сообщения К. Посьета управляющий Юго-Западными железными дорогами Сергей Юльевич Витте.

В обязанности управляющего входило сопровождение императорского поезда во время его следования по Юго-Западной дороге. Витте потребовал снизить скорость до безопасной, иначе он отказывался его сопровождать. Требования управляющего были приняты, но при первой же встрече и Посьет, и сам Александр III выразили Витте свое недовольство. Министр аргументировал свое недовольство тем, что на других дорогах императорский поезд в скорости не ограничивали и подобных условий не ставили.

Сергей Юльевич не стал возражать царю, да и не мог, а министру дал резкий ответ, в котором сказал, что другие могут делать все что угодно, а он своему государю голову ломать не хочет и не позволит. Тон ответа был очень резким. В то время так говорить в присутствии императора не полагалось, поэтому дерзость Витте запомнили надолго. Но на самом деле управляющий особенно не рисковал: Юго-Западные железные дороги были коммерческим, а не казенным предприятием и поэтому не подчинялись государству. О дерзком управляющем вспомнили после аварии.

Катастрофа

Участок пути Тарановка - Борки был введен в эксплуатацию всего за два года до крушения. Дорога была построена с превышением допустимого угла наклона пути, рельсы уложили на песочный балласт. Его насыпали меньше существующей нормы. Поэтому насыпь постоянно размывалась дождями и оседала. Летом 1888 года этот перегон признали аварийным, а машинистам рекомендовали тихую езду. Обычные поезда дорога выдерживала, хотя небольшие аварии случались довольно часто. Но тяжеленный царский поезд на скорости в 60 верст в час и с сильно раскачивавшимся паровозом создавал сильное боковое давление на рельсы. Перед проходом правительственного поезда балласт подсыпали, а шпалы заменили, но не новыми, а снятыми с другого участка пути.

Утром 30 октября 1888 года в Тарановку царский поезд прибыл с полуторачасовым опозданием. На предыдущем перегоне машинисты, пытаясь наверстать время, разогнали состав до 70 верст в час.

В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Большой, тяжелый и длинный салон-вагон был укреплен на колесных тележках. При ударе тележки отвалились. Тем же ударом были сломаны поперечные стенки вагона, а боковые треснули и крыша стала падать на пассажиров. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных пассажиров спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Образовалось треугольное пространство, в котором и оказалась царская семья. Часть вагонов разнесло буквально в щепки, погибли 20 человек, в основном из прислуги, знатные путешественники уцелели. Только великая княжна Ксения Александровна, тогда еще ребенок, после этой катастрофы стала горбатенькой. Те, кто выжил в катастрофе, с ужасом вспоминали о ней всю жизнь.

Воспоминания участников аварии

Вот как описывали пассажиры саму катастрофу: "Старый дворецкий, которого звали Лев, вносил пудинг. Неожиданно поезд резко покачнулся, затем еще раз. Все упали на пол. Секунду или две спустя столовый вагон разорвался как консервная банка. Тяжелая железная крыша провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: взрывом отрезало колеса и пол вагона.

Первым выполз из-под рухнувшей крыши Император. После этого он приподнял ее, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона. Это был поистине подвиг Геркулеса. Сила второго взрыва была так велика, что шестилетнюю дочь императора Ольгу выбросило из вагона, превратившегося в груду обломков. Она покатилась вниз по крутой насыпи. Кругом бушевал ад. Некоторые вагоны, находившиеся сзади, продолжали двигаться, сталкиваясь с передними, и падали набок. Оглушительный лязг железа, ударяющегося о железо, крики раненых еще больше напугали и без того перепуганную шестилетнюю девочку. Один из лакеев, кинулся за ней вслед и поднял ее на руки.

- Я так перепугалась, что исцарапала бедняге лицо, - позже вспоминала Великая княгиня. Из рук лакея она перешла в отцовские руки. Он отнес дочурку в один из немногих уцелевших вагонов. Дети остались в вагоне одни. А Государь и Императрица вместе со свитой стали помогать лейб-медику, ухаживая за ранеными и умирающими. Приказав принести личный багаж, Мария Федоровна принялась рвать свое нижнее белье на бинты, чтобы помочь раненым. Вскоре из Харькова прибыл вспомогательный состав. Несмотря на всю их усталость, ни Император, ни Императрица не захотели сесть в него, прежде чем были посажены все раненые, а убитые, пристойно убранные, погружены в состав. Число пострадавших составило двести восемьдесят один человек, в том числе двадцать один убитый.

Причины катастрофы

Причины аварии расследовала специально созданная комиссия. Главный руководитель следствия Анатолий Кони зафиксировал удручающее зрелище: оба паровоза глубоко зарылись в насыпь, а далее "остатки вагонов, исковерканные железные фермы, вырванные двери, куски дерева и щепы самых разнообразных размеров с клочками материи и осколками зеркальных стекол, битая посуда и кухонные принадлежности, мебель, разбитые шпалы, согнутые рельсы и масса железных и медных предметов, назначение которых сразу определить было невозможно - все это возвышалось грудами..." Девятнадцать трупов, четырнадцать изувеченных - скорбный итог катастрофы.

Рассматривалось множество причин катастрофы. Одна из них - террористы. У многих были свежи воспоминания о покушениях на Александра II. Проверив все версии, специалисты сделали вывод: причина аварии - недопустимое превышение скорости.

Вскоре последовали выводы - отправлены в отставку министр путей сообщения К. Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. Сергею Витте предложили место директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов. На предложение Витте ответил отказом. Новый министр путей сообщения Вышнеградский объяснил ему, что отказываться нельзя, ведь предложение исходило от самого царя. "Вы, пожалуйста, доложите государю, - писал в ответном письме Витте, - если государь прикажет, я, конечно, это сделаю, но чтобы он имел в виду, что я никаких средств не имею. Жалованье директора департамента 8-10 тысяч, а я в настоящее время получаю более 50 тысяч". Витте недавно женился, бросать дом и переезжать в Петербург из Киева ему не хотелось. Тогда император приказал удвоить жалованье новому директору департамента, причем вторая половина жалованья выплачивалась из личных средств императора.

Последствия катастрофы

Счастливое избавление императорской семьи от гибели во время крушения поезда под Борками было воспринято как чудо. Катастрофа произошла в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). Во имя их были построены десятки храмов по всей России.

Год спустя неподалеку от места крушения царского поезда уже возвышался деревянный храм. По случаю чудесного спасения царской семьи возвели Храм Христа Спасителя. А еще спустя время разросся большой монастырь, выстроенный усилиями монахов Святогорского монастыря и ставший его филиалом.

Тогда еще никто не знал, что со временем эта катастрофа повлечет за собой два очень важных события. Ушибы, полученные в результате катастрофы, спровоцируют у Александра III болезнь почек, от которой он через шесть лет умрет. Назначение титулярного советника в отставке Сергея Витте директором департамента станет началом одной из самых плодотворных карьер за время царствования Романовых. Витте подготовит и успешно проведет около десятка важнейших реформ, по результатам которых страна войдет в пятерку мировых промышленных лидеров.

Александр Ключко

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт, Происшествия

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.