Новости. Языком рассерженного харьковчанина

Еженедельник "Пятница", 29.11.2007.

Видно, так уж исторически сложилось, что пользоваться общественным транспортом чаще всего мне приходится в пору поздней осени и ранней весны. Наверное, подсознание, выбирая из двух зол - погоды и необходимости грузиться в маршрутку, или, того хуже, в трамвай или троллейбус, - в это время года считает общественный транспорт злом наименьшим. Или впечатления от поездок в это малоприятное время года так ярки, что вытесняют все прочие, более приятные и менее колоритные?

В конце концов, сейчас это не так уж и важно: на сегодня мои путешествия по нашему городу закончились, все самое страшное позади, я дома, в тепле, сижу с ногами на диване, в обнимку с огромной чашкой кофе и компьютером, и буквально горю желанием поделиться впечатлениями. Несмотря на бурлящее глубоко в душе желание, сегодня мы не будем говорить о метрополитене. Не то чтобы ситуация слишком изменилась к лучшему, просто с момента нашей предыдущей публикации ничего не изменилось, в т. ч. и к лучшему.

Заезд на всю голову

А начнем, пожалуй, с маршрутных такси и автобусов- В том, что это крайне востребованный вид транспорта, можно убедиться каждое утро и вечер, наблюдая многометровые очереди к остановкам. Фактически в час пик более-менее цивилизованно можно добраться до места назначения, лишь заняв место на конечной остановке. Судя по всему, именно понимая, насколько они востребованы, водители маршрутных такси идут на всевозможные ухищрения, чтобы помочь нам таки добраться до работы или домой. Приставные скамеечки, стоячие места в маленьких маршрутках, сокращение маршрута за счет срезания углов и поворотов по городу- Надо ли говорить, как это добавляет колорита и эмоций рабочему дню? Вам нужны примеры? Маршрутка №230, которая едет с Алексеевки к станции метро "Пушкинская", по ул. Деревянко с заездом к станции метро "23 Августа". Пытаясь сэкономить время, сплошь и рядом водители просто пропускают этот заезд. И несмотря на якобы активно ведущуюся борьбу наших городских властей за переход на автобусы средней и большой вместимости, на этом маршруте средние автобусы появились совсем недавно и в очень небольшом количестве. Как штрихи к портрету маршрута - капли дождя или снега с крыши в ненастную погоду, сквозняки и промозглая сырость. Автобус №77, конечная остановка возле станции метро "Госпром", едет на Алексеевку. Любопытно наблюдать за тем, как водители соблюдают интервал между отправлениями. Особенно в вечернее время. Несмотря на то, что на остановке стоит уже целая очередь маршруток, а с другой стороны площади - очередь желающих поскорее уехать домой, водитель той из них, которая собирает пассажиров, не тронется, пока все места, в т.ч. и стоячие, не будут заняты. И так - по всему городу- А кстати, вы не вспомните случайно, когда вам последний раз выдавали талончик в маршрутке или автобусе? Хочу вам напомнить, что именно наличие такого талончика является подтверждением вашего присутствия в транспортном средстве и основанием для получения страховки в случае какого-либо несчастного случая. Или вам кажется, что при нынешней интенсивности движения как в городе, так и на пригородных маршрутах, разбитых дорогах, усталости водителей, работающих намного больше положенного и изношенности самих маршруток и автобусов такие аварии маловероятны? Тогда вы - либо радужный оптимист, либо просто давно не ездили по нашим дорогам. А как насчет провоза льготников? Как часто вы видели, что водитель отказывается везти бабушек, дедушек, инвалидов? Частенько, не правда ли? Но и это еще не все- Не далее как на этой неделе во многих маршрутных такси и автобусах мне удалось увидеть крайне любопытное предупреждение о повышении тарифов на проезд, причем в ближайшее время. И это при том, что оплата совсем недавно уже повысилась.

От редакции. Нам не только звонят и пишут читатели, которые рассказывают о подобных случаях почти на всех маршрутах. Мы ведь и сами ездим, и отнюдь не только на собственном транспорте. В первый момент кажется, что в этой сфере все так безнадежно - буквально невозможно ничего сделать. Какие-то "авгиевы конюшни" получаются- Прежде всего мы обратились к директору Департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Евгению Водовозову (тел. 731-40-88). Ведь именно горсовет выступает заказчиком перевозок по городу, и именно городским властям решать, кому, как и по каким ценам возить харьковчан. Евгений Водовозов утверждает, что пока горсовет не намерен поддержать предложения перевозчиков о повышении тарифов, что же касается прочих нарушений, то если от граждан будут конкретные обращения, то они попытаются разобраться. Ведь по сути многое из описанного нами выше может послужить основанием для лишения права работать в городе. Но кажется нам, что эти проверки могут тянуться долго, а мы так и будем каждое утро с боями пытаться доехать до работы хотя бы с минимальным комфортом. И тут у нас возникла, наверное, неплохая идея. В каждой маршрутке или автобусе обязательно должны быть телефоны фирмы-перевозчика. Мы начали с самой крупной из них - АО "Герц" и обратились к ее директору Евгению Шевченко (тел. 8-050-323-66-01). Не могу сказать, что разговор прошел гладко, но, по крайней мере, наши замечания были внимательно выслушаны, а на вопросы мы получили внятные ответы. Если и это не помогает, в качестве еще одной инстанции можем порекомендовать обратиться в профильное управление Харьковской облгосадминистрации (начальник управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Шептура Александр Николаевич, тел. 705-04-08).

Тыгдымский конь

После того, что уже рассказано о частных перевозчиках, не удивительно, что подобная же ситуация творится и на троллейбусных и трамвайных маршрутах. Многое из того, о чем мы сейчас здесь упомянем, уже давно кажется пассажирам чем-то само собой разумеющимся. Нас уже давно не удивляет, что график движения электрического транспорта неведом никому, кроме, может быть провидения; что в трамваях и троллейбусах холодно зимой и нестерпимо жарко летом; что они часто и надолго ломаются, на много часов парализуя движение; что кондуктора стараются провезти нас без талончика, забывая о том, что если завтра этот трамвай сойдет с рельсов и с кем-то из нас (тьфу-тьфу!) что-то произойдет, никто не компенсирует нам затраты на лечение. И даже появление на маршрутах взятых в лизинг новых машин практически не решает этих проблем.

От редакции. Увы, вопрос - когда электрический транспорт станет удобным и безопасным - так и остался риторическим, куда бы мы ни обращались. Никто - ни в городской, ни в областной администрации не смог нам на него ответить. Кое-что удалось узнать у мэра Михаила Добкина (тел. приемной 731-54-37). Он рассказал, что дотация из городского бюджета КП "Горэлектротранса" в 2007 году составила порядка 100 млн грн. В следующем году, с учетом увеличения минимальной зарплаты и повышением цен на комплектующие, сумма дотации может вырасти до 200 млн грн. Повышения стоимости проезда вряд ли будет - с помощью этого шага финансовые проблемы предприятия решить невозможно. Сейчас руководство "Горэлектротранса" вместе с городскими властями продумывают пути увеличения прибыли этого коммунального предприятия. Один из вариантов - сокращение непрофильных активов (например, баз отдыха). Помогут или нет вливания из бюджета и продажа недвижимости - неизвестно. Но альтернативы пока нет.

Эх, разведу!

Ну ладно. Допустим, все так плохо, когда пользуешься транспортом "эконом-класса". Может быть, когда наконец-то можешь себе позволить ездить на такси, ситуация значительно улучшается? Да, уже не приходится терпеть зачастую неприятное соседство попутчиков, ты уже не привязан к определенному маршруту движения, едешь когда и куда захочешь. Получается - все безоблачно? Отнюдь. К сожалению, наши службы радио-такси не позволят нам расслабиться. Таксисты не только опаздывают, приезжают по другим, чем было заказано, адресам, ездят как придется... Мне не раз приходилось сталкиваться не только с тем, что водители приезжают на вызов в слегка нетрезвом виде и пытаются получить за свою работу много больше заявленных тарифов. Вы когда-нибудь пробовали попросить водители сменить радиостанцию, которая играет в салоне? Помните, с какой "радостью" он на это реагировал? А вспомните количество адреналина, которое попало в вашу кровь, когда, собираясь ехать на вокзал или в аэропорт, вы вызываете такси, причем заранее его вызываете, вам обещают подачу через 15-20 минут. Но проходит полчаса, а иногда и больше, и никто - ни оператор радио-такси, ни сам водитель - не могут вам ответить, когда же все-таки будет машина. Ведь бывало, признайтесь, и бывало не раз? А ответ почти всегда один: "Не нравится - ходите пешком". Резонно, наверное...

От редакции. Если так и не удалось договориться с оператором, есть в принципе два выхода. Если пламенная любовь именно к этой службе такси клокочет в груди, попробуйте на них пожаловаться (Главное Харьковское областное управление по делам защиты прав потребителей, начальник Федорчук Евгений Данилович, тел. 700-39-65). Можете даже попробовать подать в суд, особенно если вы таки опоздали на поезд или вам был нанесен еще какой-то урон. Это, конечно, дело долгое и хлопотное, но чисто теоретически вполне может поставить обнаглевших таксистов на путь исправления. Второй выход пригоден в том случае, если вы категорически не приемлете скандалов и долгих разбирательств: смените службу такси. И друзьям своим посоветуйте не пользоваться услугами тех, кто уже показал свой уровень сервиса...

Еще у Ильфа и Петрова, когда автомашины были слабенькими и маленькими, а их, этих самых автомобилей, было на землице нашей грешной совсем мало, - еще в те далекие времена вопрос пешехода уже становился актуальным. Сейчас автомобили стали взрослыми, красивыми, наглыми и агрессивными. Ну а пешеход - он, конечно, уже не в лапти обут, поизворотливее вроде как стал, но как был тем серым и обыденным, так и остался ныне бесправным, безликим, не автовладельцем, той самой никакой статистически-безликой единицей, рядовым плательщиком налогов, короче - "просто пешеходом", который только уже одним своим существованием в мире очень мешает дорожному движению на территории района, города, области и вообще региона. Вот и получается, что везде-то нас, маленьких пешеходов, обижают, стараются напомнить, где наше место в череде больших и маленьких автомобилей. Короче, пешеходы всех стран, а особенно города Харькова, объединяйтесь!

Инга Паютова, для "Пятницы"

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус, Автобус, Разное
Городские маршруты:   Аб77е, Аб230е

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.