Новости. 70 мгновений "Времени": По следу трамвая №7000

Газета "Время", 22.12.2007.

Юбилейный трамвайный вагон, которому выпала столь торжественная встреча на харьковской земле, до сих пор перевозит пассажиров.

Он еще бегает по тому же 6-му маршруту

Ежедневно, в утренние и послеобеденные часы "пик" юбиляра можно встретить на том же 6-м маршруте, с которого начинался его путь по харьковским линиям.

- Вагон до сих пор ходит под заводским номером 7000, - рассказывает заведующая Народным музеем Харьковского коммунального предприятия "Горэлектротранс" Валентина Пафык. - Этот номер оставили в качестве исключения. Хотя остальные вагоны нумеруются совсем иначе - в зависимости от принадлежности к тому или иному депо. В 1977 году "семитысячный" вышел в свой первый рейс из Коминтерновского депо. А после его расформирования вагон перевели в Октябрьское.

- Кто его сейчас водит?

- После Георгия Ивановича Касьянова, за которым вагон был закреплён с самого начала, у этого трамвая нет постоянного водителя. В 1977 году Георгий Иванович как лучший водитель получал этот трамвай в Чехословакии и водил его очень долго, практически до самой смерти.

Тогда вообще связи нашего предприятия с чехословацкими производителями были очень тесными. Туда ездили наши делегации, к нам приезжали чешские. Из Чехословакии мы получали запасные части для вагонов.

- А как же отечественные трамваи?

- До 1964 года по Харькову ходили трамваи серии Х. Их выпускал Мытищинский завод для всего СССР, но разрабатывались они в Харькове. А с конца 60-х годов мы регулярно стали получать чешские трамваи. Первой "ласточкой" был трамвай марки Т-3. Некоторое время по 5-му маршруту ходили трамваи серии К-2. Тоже чешские. Но у нас они не задержались, потому что соединение между вагонами было жёстким, а у нас разворотные кольца очень крутые. Другие же чешские трамваи, полученные в 1960 - 70-х годах, работают до сих пор. Это очень надёжные машины.

Кстати, у нас ещё были чешские троллейбусы "Шкода", тоже очень хорошие. Эксплуатировали их очень долго. Несколько машин ещё до сих пор ходят на Баварии.

После перестройки наши связи с чехословацкими производителями оборвались. И чешских трамваев мы уже не получаем.

- А много ли их осталось в Харькове на сегодняшний момент?

- Практически все, что ходят по городским маршрутам, за исключением десяти новых вагонов, произведенных в России. Они появились совсем недавно. А всего в Харькове работают 356 трамваев.

Трамваи чешские, запчасти - наши

Несмотря на то, что связи с зарубежными поставщиками прервались, "Горэлектротранс" продолжает получать запчасти для ремонта трамвайных вагонов, только теперь уже с харьковских заводов. Вот что рассказал нам главный инженер предприятия Николай Радченко:

- Перед эксплуатацией чешских вагонов были открыты заказы на выпуск запчастей на наших предприятиях - ХТЗ, заводе Малышева и других. С тех заводов, которые ещё работают, мы и продолжаем получать запасные детали.

В этом году на базе Коминтерновского депо был открыт вагоноремонтный завод, который начнёт работать со следующего года. Так что будем ремонтировать старые трамваи, а, кроме того, надеемся постепенно приобретать и новый подвижной состав - были бы деньги.

Татьяна Буряковская.

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай
Единицы ПС:   Tatra-T3SU #7000

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.