Новости. Весенние перелеты птиц опасны для самолетов

"Газета по-харьковски", 10.04.2008.

Апрель - самое опасное время для полетов. Птичьи стаи спешат домой из теплых краев. Самолеты мчатся на скоростях в десятки раз больше. Нередко на воздушных путях они не успевают уступить друг другу дорогу, и происходит настоящая авария: птицы гибнут, самолеты теряют двигатели, лобовые стекла и части обшивки... Несмотря на опасность, защита от птичьей угрозы в Харьковском аэропорту - минимальна. Военный аэродром в Чугуеве обезопасил свои самолеты серьезнее.

В двигатель Ан-24 попала чайка

Харьковский аэропорт. На аэродроме выстроились самолеты украинских и зарубежных авиакомпаний. По травке вдоль асфальтовой дорожки разгуливают вороны.

- Не мешают полетам? – кивая в сторону птиц, спрашиваю у инженера-инспектора по безопасности полетов.

- Они местные. Когда самолет заходит на посадку, уходят в сторону, - говорит Владимир Фурс.

- Как воздушные суда сталкиваются с птицами?

- Самый последний заметный случай произошел в конце февраля, но не у нас, а в Донецке. Птица попала в двигатель, и он отказал. Но все обошлось без трагических последствий, воздушное судно смогло сесть. А у нас я помню случай, когда около двух лет назад в двигатель Ан-24 попала чайка. Двигатель тоже отказал, но самолет смог зайти на посадку на втором.

- И как вы боретесь?

- У нас старые методы. Применяются два способа. Первый - диспетчеры посадки и взлета невооруженным глазом наблюдают за полосой и орнитологической обстановкой и передают данные аэродромной службе. Та выезжает на полосу и сигнальными ракетами отпугивает птиц. К слову, планируем для этого еще закупить сигнальные устройства по типу сирены. Второй способ - помощь самих экипажей. Сейчас вам продемонстрирую.

Владимир Александрович включает радиосвязь, по которой звучит сводка метеослужбы. После целого ряда погодных показателей сообщается, что в районе взлетно-посадочной полосы наблюдаются отдельные перелеты птиц.

- Вот, когда экипаж слышит эту информацию, при заходе на посадку он включает фары и обогрев лобовых стекол пилотской кабины. Электромагнитные волны при обогреве и свет фар отпугивают птиц. Но, честно говоря, это не очень эффективно. Особенно весной - в период миграции птиц, когда перелетают большие стаи. Но других средств у нас пока нет, - вздыхает инженер-инспектор.

Военные судна засасывают мелких птичек

На аэродроме в Чугуеве совершенно иная картина. Здесь применяется целый комплекс защитных методов от птиц, убеждают нас метеорологи.

- На аэродроме и приводных радиомаяках, стоящих на удалении, ведется постоянное наблюдение за пернатыми. На основе наблюдений и расчетов потом составляют карту миграционных путей птиц, пересечения ими аэродрома, и разрабатывают рекомендации по орнитологическому обеспечению полетов на каждый сезон, - говорит начальник метеослужбы Харьковского университета воздушных сил майор Александр Беляев.

Рекомендации имеют много пунктов, обязательных для выполнения. Может, поэтому серьезных столкновений здесь удавалось избегать. В редких случаях бывало, что самолет засасывал мелких птичек, но техника оставалась практически целой, разве что лопатки в турбине ломались.

- Сейчас миграционные птицы летят с юга и юго-запада на северо-восток. Их миграционный путь проходит через наш аэродром. Эти пути не меняются испокон веков, и в этом плане нам не повезло. Весной в одну сторону, осенью по этим же путям назад. Через нас их пролетает очень много, 80-120 особей сам видел, - говорит начальник метеослужбы военной части в Чугуеве Дмитрий Рогозин.

- Сегодня наблюдаем миграцию малых стай. На высоте 200 метров пролетали гуси. Первые перелеты птиц начались еще 10 марта, летели гуси, утки, цапли, - докладывает механик-метеонаблюдатель аэродрома Валентина Ятченко.

Гнезда - уничтожить, насекомых - прогнать, траву - подстричь неудобно

Вдоль взлетно-посадочной полосы развешано десять зеркальных шаров, стоят полсотни механических чучел.

- Это просто мешочек, обклеенный зеркалами, - показывает на шар сантиметров пятнадцать в диаметре Дмитрий Рогозин. – В зеркалах отражается световой луч, и блеск отпугивает птиц. А вот механическое чучело - вертушка, ветер дует и вращает лопасти. И они раскрашены в яркие цвета – красный, белый и зеленый, именно чередование ярких полос отпугивает птиц. А вращающийся эффект создает впечатление, будто это что-то живое.

В самое сложное время, когда начинается весенняя миграция, вокруг аэродрома ставят оцепление - люди с биноклями, сигнальными ракетницами и радиостанциями. Иногда птиц разгоняют выстрелами из ракетниц. Также включается громкоговоритель с записью тревожных криков птиц – это должно отпугнуть остальных.

Порой работникам аэродрома приходится быть жестокими. Весной они уничтожает гнезда в округе, нанимают охотников для отстрела пернатых. Чтобы птицы не садились на аэродромную травку, ее подстригают на очень неудобной для них высоте 25 см. Даже насекомых в траве травят, чтобы они не соблазняли птиц. Кроме того, по договору, сельскохозяйственные угодья вокруг аэродрома не засеивают культурами, привлекающими птиц на обед.

Летчикам даются отдельные рекомендации: особое внимание в воздухе, при внезапной встрече с птицей фары включать в рулежное положение, чтобы ослепить птицу и она сменила свой курс, объясняет Дмитрий Рогозин. Опыт показывает, что, заметив судно, птицы стараются уйти вниз. Значит, летчик должен уходить в противоположную сторону – подняться вверх. Поскольку птицы предпочитают высоты до 900 метров, то людям рекомендуется летать намного выше. Но самый лучший эффект, по словам метеорологов, получается, когда все меры применяются в комплексе.

Знающий человек

Птицы прилетают на аэродромы за едой и развлечениями

Орнитолог Игорь КРИВИЦКИЙ, кандидат биологических наук ХНУ им. Каразина:

- Птицы прилетают на аэродром не просто так – он для них привлекателен по многим факторам. Скворцы могут охотиться на насекомых. А орлам там нравится парить. Раскаленная бетонная полоса создает мощнейший восходящий поток воздуха. Орел попадает на него и парит, поднимается вверх…

Возле чугуевского аэродрома есть городская свалка, возле харьковского аэропорта – роганский полигон отходов. Это привлекает пернатых, которые летят на мусорки за едой. В свое время я боролся с тем, чтобы роганскую свалку перенесли, но так ничего и не вышло. А ведь это одна из главных рекомендаций орнитологической безопасности.

В свое время я участвовал в орнитологической безопасности на северо-востоке Украины по заказу Министерства обороны. Меня часто вызывали на такие инциденты - столкновения птиц с самолетами. Помню, в Купянске самолет «поймал» несколько птичек, и упал в лесу. Пернатые в двигатель попали, а там тончайшие лопаточки в моторе... Такие случаи постоянно происходили в 80-90-е годы. Но если человеческих гибелей не было, случай старались скрыть.

Есть расчеты, что когда самолет движется со скоростью 900-950 км в час, а навстречу ему летит птица 50 км в час, то в точке соприкосновения получается удар силой 55 тон. Если попадает в корпус самолета, то проламывает насквозь.

Мой опыт показывает, что птиц побороть нельзя. К любому отпугиванию они довольно быстро адаптируются. К птицам лучше приспосабливаться.

Кстати

Пушка стреляет бройлерами

Чтобы избежать повреждения самолетов при встрече с птицами, украинские летательные аппараты проходят испытания на птицестойкость на земле. Еще во времена СССР на Авиационном научно-техническом комплексе им. Антонова (Киев) в лаборатории прочностных испытаний создали и запатентовали единственный в Европе испытательный стенд. Он представляет собой крупнокалиберную 150-миллиметровую пневматическую пушку диной около 8 метров. В ее затвор закладывается тушка птицы, а расположенный на конце ствола определитель скорости фиксирует необходимую силу удара о различные части самолета.

Для эксперимента берутся обыкновенные домашние куры - сотрудники лаборатории покупают их на базаре. Почему куры? Они более доступны по цене, а математические расчеты показывают их совместимость с другими видами птиц, обычно встречающимися с самолетами. Например, морская чайка по весу и форме полностью напоминает курицу-несушку.

Автор: Надежда ТЕСЛЯ

Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.