Новости. Философия для ГАИ

Еженедельник "Пятница", 16.05.2008.

Настоящей трагедией обернулось ДТП на Полтавском Шляхе, когда пьяный водитель сбил насмерть шестерых человек.. Как навести порядок на дорогах, в прямом эфире радио «Новая волна» объяснил политолог Александр Радченко.

ВИКТОР ФОМЕНКО: Александр Витальевич! Вопрос об усилении ответственности за нарушение правил дорожного движения поднимается давно. Ваше отношение?

АЛЕКСАНДР РЯДЧЕНКО: Я — водитель с двадцатилетним стажем, причем безаварийным. Я никогда не сажусь за руль выпивши, и выработал неагрессивный стиль вождения. У меня есть опыт вождения в разных областях, и то, как ездят харьковские водители, не идет ни в какое сравнение с остальной Украиной. В основной своей массе они очень агрессивны, постоянно нарушают правила. Взять Московский проспект. Если я придерживаюсь всех правил и еду 60 километров в час, то я, как правило, создаю аварийную обстановку: все вокруг едут быстрее. Еще одно наблюдение. Есть такое понятие, как «зеленая волна»: светофоры настраиваются на определенную скорость и, если ты ее выдерживаешь, то проедешь все светофоры без остановки.. Замечательная вещь! Но на том же Московском проспекте светофоры, на удивление, настроены на 75 километров в час. При том, что максимально возможная скорость в городе — 60… Нужно подходить комплексно. Усиление ответственности водителей — это хорошо, но мало. Проблема не только в водителях. Вторая часть проблемы — ГАИ. Не секрет, что у нас на дорогах идет необъявленная партизанская война между гаишниками и водителями.

В.Ф.: А чего вам боятся? Вы ведь не нарушаете…

Останавливает гаишник шестисотый «Мерседес». Новый русский тормозит, но из машины не выходит. Гаишник же ждет, когда к нему подойдут. Так проходит минута-другая. Наконец у «мерса» опускается стекло:

— Ну шо, в натуре, кому из нас тут деньги нужны?

А.Р.: Да, я умею с разговаривать с гаишниками, знаю их обязанности, знаю, как отстоять свою правоту, если меня незаконно остановили. А такое случается достаточно часто. Почему? У каждого сотрудника ГАИ план. И не просто план, а своеобразный план. Чем больше зафиксировал нарушений, тем лучше работаешь. С гаишника требуют протоколы, и совершенно никого не интересует показатель безаварийности. Вспомните месячник ненависти к ГАИ, который устроил Юрий Владимирович Луценко в начале года, когда были организованы совершенно откровенные «подставы», когда была поставлена задача забрать как можно больше прав. Но порядок на дороге так и не навели!

В.Ф.: Это называется «компанейщина». А ужесточение наказаний — это ведь другое. Не на раз, а навсегда.

А.Р.: Я поддерживаю более жесткие меры наказания, но только комплексно — вместе с отменой плана. В любом другом случае мы просто повысим цену проезда по нашим улицам. Если штрафы повысят, а ситуацию оставят прежней, когда с гаишника требуют известные показатели, мы просто будем платить больше в карман гаишника, то есть увеличим коррупцию на целый порядок. Правильный гаишник должен стоять в начале аварийного участка, чтобы предупредить нарушение правил и возможное ДТП. Но у современного работника ГАИ своя философия. На деле они становятся в конце участка и провоцируют правонарушение, чтобы составить протокол.

МНЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: Кто больше виноват в случившемся — водитель, севший за руль пьяным, или гаишники, попустительствующие подобным нарушениям? Всем известно: достаточно дать немного денег сотруднику ГАИ — и тебя отпустят в любом состоянии.

А.Р.: Есть еще третий ответ­ственный субъект, кроме пьяного водителя и коррупционного ГАИ. Это местная власть, которая построила такие дороги и поставила такие знаки, которые провоцируют правонарушения. Наверно, это определенного рода коллективная ответственность, точнее безответственность. Скажем, улица Пушкинская невероятно трудна для проезда. Да, стоят знаки «Остановка запрещена». Но тем не менее вдоль дороги — и справа, и слева машины стоят постоянно. Этому попустительствует: а) местная власть и б) работники ГАИ. Как правило, на такого рода улицах в крупных городах организуют одностороннее движение. Мне бы очень хотелось, чтобы в студию позвонил работник ГАИ и мы с ним проехались по городу. Например, по улице Морозова возле оптовых складов. Ситуация очень интересная. Там перед мостом были когда-то подъездные пути, и до сих пор висит знак «Нерегулируемый железнодорожный переезд». Естественно, стоит знак «Стоп», то есть проезд без остановки запрещен. Все бы хорошо, но железной дороги там уже нет — из двух линий одна сгнила, а другая заасфальтирована, то есть поезда там ездить не могут в принципе. А вот работники ГАИ за этим местом стоят регулярно. И таких мест в Харькове достаточно много.

МНЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: Уже два месяца, как харьковский автоклуб подал в городское отделение ГАИ документ, который описывает ситуацию на дорогах. Там указано порядка двадцати особо опасных точек. То есть общественность работу ведет. Единственно, что может сделать ГАИ — это сделать предписание городским дорожным службам, но эти предприятия не обязаны на него реагировать. У ГАИ нет никакого контроля. То есть помимо водителя, который не имел права садиться за руль пьяным, основная вина лежит на городских властях.

МНЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: Почему бы не установить шлагбаумы при въезде в город, хотя бы на главных улицах — Сумской, Пушкинской и т. д., чтобы водители платили деньги, которые пошли бы на ремонт дорог. И тогда бы уменьшилось движение машин по центру. Это одно. Второе — одностороннее движение. Меня всегда удивляло: почему на Сумской в районе университета огромные заторы? Ведь машины могли бы проехать по параллельным улицам, они совершенно пустые. Их что, специально берегут для проезда власти?

А.Р.: Платные дороги противоречат нашему законодательству. Городская власть не имеет прав устанавливать ограничения для въезда. Да, есть примеры, когда это предпринималось, например, летом в Крыму. Местные власти устанавливают рекреационный сбор и каждый въезжающий в Крым на авто должен заплатить. Но эта мера была признана незаконной и водители могут отказаться от уплаты сбора. Практики строительства частных или концессионных дорог, по которым организуется платный проезд, у нас в стране еще нет. Откуда брать деньги? Каждый из водителей платит приличный дорожный сбор, но государство перед обществом не отчитывается. До сих пор не ясно, как и насколько рационально тратятся эти деньги. Еще один резерв — ремонт дорог. Мой любимый Московский проспект ремонтируется каждую весну. Как инженер транспорта, который знает, как строить дороги, должен заметить: лучше один раз дорого, но качественно отремонтировать дорогу, нежели каждый год делать ямочный ремонт. На дыры денег не хватит, а на качественные дороги должно хватить. Просто это надо делать планомерно и постепенно.

В.Ф.: А что делать с остановкой, на которой произошло ДТП? Оборудовать или вообще перенести?

А.Р.: У нас достаточно часто водители въезжают на остановки. К тому же Полтавский Шлях очень тяжел для проезда. Наверное, стоило бы перед остановками ставить какие-то знаки, снижающие скорость.

МНЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: Я каждый день езжу по этой улице и несколько раз в день нахожусь возле места, где произошло происшествие. Обратил внимание: остановка трамвая практически не оборудована. Бордюрный камень, который ограждает остановку, выкрошился. Несколько ям и ливневых колодцев, которые водитель должен объезжать. А если немного скользко, если не рассчитал скорость автомобиля, то тебя точно выбросит на людей на остановке. Остановку надо однозначно убирать, иначе случится еще одно ЧП. Не все автолюбители имеют опыт управления автомобилем, который движется с горы. Это первое. Второе. Там очень расширенный и длинный перекресток — около 70 метров. Рельсы на несколько сантиметров выше уровня асфальта, а значит режут шины. И, как результат, каждый старается проехать так, чтобы сэкономить. То есть перекресток предельно аварийный. Плюс бегающие пешеходы. Что касается ответственности ГАИ, то я не понимаю, как за каждым участком и каждым водителем можно закрепить работника ГАИ?

А.Р.: На Руси всегда было две проблемы: дураки и дороги. И третья, самая главная — дураки на дорогах.

В.Ф.: Чем должно заниматься ГАИ? Луценко предлагал все автоматизировать и убрать людей с дороги…

А.Р.: Была такая идея, и я за нее двумя руками… В Германии я столкнулся с двумя парадоксальными вещами. Идем вечером по городу, мимо спешит немец, и не просто спешит, а буквально бежит. Наконец перекресток и абсолютно пустая дорога, горит красный свет. Немец останавливается, ждет, пока загорится зеленый, и только после этого перебегает дорогу. Я представил, что было бы у нас. Слышал такую шутку: светофор для пешехода имеет всего два сигнала: зеленый — идите — и красный — бегите. К сожалению, мы действительно бежим, и не только на сигнал светофора. Мы бежим и там, где вообще нет перекрестка, в любом месте, где вздумается. Дело не в том, что в Германии такие уж правопослушные водители. На всех аварийных участках стоят, во-первых, предупреждающие знаки, а во-вторых, видеокамеры. Видеокамеры рассчитаны так, что они автоматически фиксируют нарушителей, которые проезжают либо на красный свет, либо с превышением скорости и фотографируют переднюю часть автомобиля, где видно номерной знак, водителя за рулем и кто сидит рядом.

В.Ф.: А у нас вместо камер — гаишники, которые тоже наказывают. В чем разница?

А.Р.: Разница есть, причем прин­ципиальная. Во-первых, они стоят после аварийно опасных участков, а не до. И радостно потирают руки… Второе: немцев наказывают не сразу, квитанция приходит по почте. Не согласен — можешь обжаловать. Главное — неотвратимость наказания. Это гораздо более серьезный стимул, чем возможность расплатиться на месте.

В.Ф.: Но деньги и там, и там!

А.Р.: Но в одном случае это неотвратимость наказания за нарушение, а в другом ты откупаешься, то есть покупаешь право на нарушение…

В.Ф.: Как отучить от управления автомобилем в пьяном виде? Есть предложение лишать прав не на три года, а вообще пожизненно.

А.Р.: Жесткие меры нужны, но в общем комплексе работ по улучшению дорожной ситуации. Параллельно надо изменить систему отчетности ГАИ. Нужно закрепить гаишника за определенным участком дороги и поощрять за низкое количество аварий. Тогда и будет эффект.

В.Ф.: Но тогда начнется фальсификация статистики.

А.Р.: Любая власть стремиться скрыть свои недостатки. Есть только один способ борьбы — активность гражданского общества. Скажем, тот же клуб автолюбителей. Плюс работа СМИ. Общественный контроль не даст ГАИ скрывать и фальсифицировать ДТП.

По материалам программы «Культ личности» радио «Новая волна»

Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.