Новости. Город стальных магистралей

Газета "Вечірній Харків", 08.07.2004.

Нынешний год стал юбилейным не только для Харькова, отмечающего 350-летие своего существования, но и для Южной железной дороги. Причем ее коллектив отметит сразу две «круглые» даты: 135 лет — самой магистрали и 90 лет — зданию управления на Красноармейской, 7.

Построенное в 1912-1914 годах по проекту академика архитектуры Дмитриева, архитектора Ракитина и инженера Роттерта, это монументальное пятиэтажное здание с внутренними дворами выдержано в строгих классических формах. Средние части северного, восточного и южного фасадов подчеркнуты крупными ризалитами, а над главным входом, обращенным к северной части площади, возвышается купол. Порталы входов выполнены в граните, а углы здания скруглены в плане и завершены пологими куполами.

В начале ХХ века здание управления было достроено не полностью и лишь в 60-е годы по проекту архитектора Фастовца была завершена та его часть, которая примыкает к южной стороне площади, обращенной к трамвайному кольцу. При этом архитектурный облик сооружения был сохранен. Следует заметить, что здание управления Южных казенных железных дорог (а именно так они именовались до революции 17-го года) стало не единственным подарком архитектора Дмитриева родному Харькову. В 1927 году на Ивановке по проекту этого зодчего был возведен Дворец культуры железнодорожников (ныне — Центральный дом науки и техники ЮЖД), ставший одним из лучших сооружений клубного типа того времени и продолжающий оставаться памятником архитектуры и сегодня.

Как сообщается в справочных книгах-ежегодниках «Весь Харьков» и «Весь Харьков в кармане» на 1912-1917 годы, прежде управленческий аппарат Южных железных дорог работал в самом центре города. В 1912-1913 гг. управление размещалось на Николаевской площади (ныне — площадь Конституции) в доме Земельного банка, в котором сегодня работает областное управление Ощадбанка, а в начале 1914 года оно переселилось в соседний дом под номером 28, принадлежавший Московскому купеческому банку (ныне — автодорожный техникум). Впрочем, ряд подразделений и служб работали по другим адресам.

Упомянутые библиотечные фолианты донесли до нас и фамилии начальников Южных железных дорог того далекого времени. В 1912-1913 гг. начальником дорог был Владислав Стульгинский, действительный статский советник (что соответствовало генеральскому чину), инженер путей сообщения, проживавший на Юмовской (ныне — улица Гуданова, 4). В 1914 году он возглавил управление по сооружению железнодорожной линии Мерефа — Херсон, а во главе Южных казенных железных дорог стал Борис Воскресенский, коллежский советник, инженер путей сообщения, прежде работавший начальником Северо-Донецкой железной дороги. Именно при нем управление Южных дорог и переехало в нынешнее здание. В 1917 году его сменил на должности Борис Языков, действительный статский советник, инженер-технолог, инженер путей сообщения, который в 1912-м и в последующие годы возглавлял службу пути Южных железных дорог.

Впрочем, рядовые харьковчане и гости города чаще всего соприкасались (как это происходит и сегодня) не с центральным аппаратом управления железной дороги, а с теми ее структурами, которые организуют и выполняют пассажирские перевозки. На Екатеринославской улице, 1 (позднее там находился кинотеатр имени Карла Маркса, а ныне — заочный машиностроительный техникум) располагалась Харьковская городская станция Южных железных дорог, в которой не только продавали пассажирские билеты «на все станции Русских и Заграничных железных дорог», но также принимали и страховали багаж, осуществляли его хранение, занимались упаковкой перевозимых вещей, мебели и товаров, выдавали различные справки.

Такие же городские станции функционировали в Симферополе, Севастополе, Ялте, Феодосии. Тогда Южные железные дороги охватывали значительно более обширную территорию, чем сегодня: к ним относились Крым, Николаев, Белгород, Александровск (ныне — Запорожье), Мелитополь. В 1914 году в структуре Харьковской городской станции появилось справочное бюро. Тогда оно также располагалось на Екатеринославской, 1, а через год переехало на Пушкинскую, 1 — в здание гостиницы «Метрополь» (после Великой Отечественной войны, в 50-е годы, на его месте был построен жилой дом). Обратиться туда можно было как лично, так и позвонив по телефону. Кстати, тогда работали на Городской станции, как, впрочем, и в аппарате управления железных дорог и дорожных службах, только мужчины. Например, билетный кассир был всего один — Иван Голенков, а заведовал справочным бюро Генрих Дайберг.

В предоктябрьский период в нашем городе, помимо управления Южных казенных железных дорог, размещался также целый ряд других структур. На Сумской, 18 и 20 (ныне радиотехникум) работали Харьковский порайонный комитет Министерства путей сообщения и Харьковский комитет по перевозке минерального топлива, руды, флюсов и чугуна из горнозаводского района юга России. Кроме того, в Харькове располагались управление Северо-Донецкой железной дороги (в 1912 году — на Рымарской, 28, а с 1913 года — по Вознесенской площади (ныне — площадь Фейербаха, 7), где сейчас находится академия железнодорожного транспорта) и Городская станция Общества Юго-Восточных железных дорог (в 1912 году — на Рыбной (ныне — Кооперативная), 10, а позже — по Подольскому переулку (ныне — улица Гамарника), 7 и 9. Кстати, у каждой из магистралей был свой вокзал: у Южных дорог — рядом с их нынешним управлением, у Юго-Восточных — Балашовский, у Северо-Донецкой — на Леваде.

Сегодня в Харькове насчитывается девять административных районов. «Самыми» железнодорожными являются Ленинский (на его территории находятся управление ЮЖД, станции Харьков-Пассажирский и Харьков-Сортировочный, многочисленные предприятия), Октябрьский (часть станции Харьков-Пасс., а также Новоселовка и Новая Бавария) и Червонозаводский (Основянский узел). А вот Киевский район, на территории которого до 1914 года размещалось управление Южных дорог и немало ее подразделений, продолжает оставаться единственным, где нет ни метра железнодорожных путей. И все же его также нельзя считать совсем «нежелезнодорожным»: на улице Иванова, 26 работает детское отделение дорожной клинической больницы и Дорожный центр здоровья женщины ЮЖД.

Олег Стобецов

Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.