Новости. Кондуктор должен быть выносливым

Газета "Новый день", 16.09.2008.

Харьков. Грохоча, оставляя за собой пятна и полосы масла, рассыпая в разные стороны детали, движется улицами города «надежный», «малошумный», «экологически чистый» вид городского транспорта – троллейбусы и трамваи. Множество харьковчан ежедневно пользуются общественным транспортом и, естественно, сталкиваются с кондукторами.

Мы привыкли их видеть каждый день, этих тружеников общественного транспорта, выполняющих свою работу с раннего утра до позднего вечера. Но мало кто знает, что профессия кондуктора – одна из самых нелегких и порой опасных.

Людмила продает билетики в трамвае уже шесть лет. «Что я могу сказать о своей работе? Тяжелая она у нас, – рассказывает девушка. – Я вам скажу откровенно, кондукторам не позавидуешь. Скажем, рабочий день у нас начинается в пять-шесть часов утра, а заканчивается поздно вечером. И целый день на ногах! Хорошо, если народу немного, а иногда в салоне такая давка бывает – не протиснуться. Но работать-то надо! К вечеру валишься с ног. Иногда хочется бросить все и уйти. Но куда пойдешь? У нас хоть небольшая зарплата, но платят регулярно».

Предъявите билетики

В среднем за день трамвай или троллейбус перевозит около 1 000 пассажиров. Казалось бы, кондуктор может продать много билетов. Но на деле выполнить план очень трудно.

«Потому что много у нас бесплатных пассажиров, – поясняет Людмила. – Как правило, в общественном транспорте ездят студенты, пенсионеры, чернобыльцы, афганцы. А еще наши клиенты – работники милиции, судьи и налоговики, у которых, как и у пенсионеров, бесплатный проезд. Льготников очень много: иногда в салоне их набирается до семидесяти процентов».

По словам кондукторов, очень многие пассажиры ездят с «липовыми» документами. «Берут чужой документ, наклеивают свою фотографию, – рассказывает Людмила. – Некоторые с деловым видом под нос тычут красные книжечки с надписями «КГБ», «ЦРУ». Один мужик мне предъявил удостоверение участника Великой Отечественной войны. Я открываю – а там год рождения 1906.

Бабушки и мамы везут детей, которым уже далеко не шесть лет, а платить за них отказываются. Кричат: «Вам что, жалко? Вы что, на себе их везете?»

Особая тема для кондукторов – «зайцы». «Пока не подойдешь и не дернешь, никто не заплатит», – уверяют кондукторы.

«Добросовестных пассажиров очень мало, процентов пять от общего потока, – говорит Людмила. – Идешь по салону – а многие глаза прячут, мол, проездные у них. Попросишь показать, начинают возмущаться. Говорят, что проездной дома забыли. Приходится скандалить. Некоторые едут одну остановку и поэтому отказываются оплачивать проезд. Когда начинаю настаивать на оплате, от злости деньги прямо в лицо швыряют, мол, подавись... Некоторые пишут жалобы в депо или в газеты».

Самая же конфликтная категория пассажиров, по словам кондукторов, – пенсионеры. Особенно мужчины.

«Когда просишь предъявить пенсионное удостоверение, таких выражений наслушаешься, – вздыхает Людмила. – Один меня в развале Союза обвинил. Другой, забывший документ, послал меня за оплатой к президенту. И ничего им в ответ не скажешь…»

Наших бьют!

Что и говорить, работа кондуктора – дело неблагодарное. Кондукторы подвергаются огромному риску во время выполнения свих служебных обязанностей. Особенно в вечернее время.

Людмила вспоминает, как однажды в ее вагон вошли шестеро оболтусов лет пятнадцати. Чтобы поездка не показалась скучной, подростки стали ковырять дверь, ведущую в кабину водителя, громко ругаться, виснуть на поручнях. Кондуктор сделала им замечание и попыталась выставить одного из хулиганов за дверь... и чуть не оказалась там сама. Разбушевавшийся тинэйджер стал выталкивать Людмилу на улицу! Водитель высадил хулиганов, но те пообещали вернуться. Угрозу они привели в исполнение вечером: войдя в трамвай, они преградили девушке путь, пригрозив «отвернуть башку»... К счастью, в трамвае ехали милиционеры, которые усмирили подростков. Но сколько таких случаев происходит с определенной периодичностью? Случаи, когда водитель, заступаясь за кондуктора, тоже «получал по голове», происходили не единожды.

От автора

Еще булгаковский кот Бегемот говорил, что самая ужасная профессия на свете – это профессия кондуктора. Трудность ее сознают немногие – лишь те, кто сталкивается с ней непосредственно. Никто не знает, во сколько кондукторы встают, сколько километров проходят внутри трамвая или троллейбуса, толкаясь и протискиваясь между пассажирами. Никто не знает, сколько кондукторы получают за свою нелегкую работу, а получают они очень мало. Многие их откровенно не любят, кто-то на них не обращает внимания, презрительно отворачиваясь к окну, кто-то пытается всю свою накопившуюся за день злость, горечь, обиду излить на кондукторов, обвиняя их в поборах и повышениях цен на проезд.

Давайте же будем уважать труд этих людей и постараемся хоть на самую малость облегчить им жизнь. Это ведь совсем просто. Нужно только исправно платить за проезд и сдерживать свои эмоции по поводу нашего горемычного транспорта. Кондукторы не виноваты в поломках и задержках трамваев и троллейбусов. Стоит помнить и о том, что работники «Горэлектротранса» обеспечивают харьковчанам возможность быстро и без проблем преодолевать многие километры городских расстояний.

Счастливого им пути!

Елена МОРОЗОВА

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.