Новости. "Харьковская подземка просто кишит тайнами!"

Газета "Сегодня", 03.08.2008.

От ядерного взрыва в нашем метро не спрячешься, но от потопа — запросто.

Хотя харьковская подземка относительно молодая, ей всего 33 года, загадок она таит предостаточно. Большая их часть — наследие советской эпохи. Тогда метрополитен был не только средством передвижения, но и объектом гражданской обороны. По этой причине все работники подземки до сих пор подписывают документ о неразглашении информации и на контакт с прессой идут крайне неохотно. Один из них — машинист, проработавший в метро уже четверть века, согласился приоткрыть нам завесу. Чтобы эта откровенность не стоила ему работы, мы изменили его имя.

Метрополитен — это как подводная лодка, считает Александр. В харьковской подземке есть все, чтобы выжить в экстремальных условиях: подстанции, туалеты, которые могут принять сразу до 40 посетителей, комнаты отдыха и даже продуктовые склады, которые сейчас, правда, пустые. Во время существования Союза в этих хранилищах было полно всевозможной снеди, счет шел на тонны, но где сегодня советские тушенка и шоколад, работникам метро неизвестно.

ГОРОД

Хотя подземку и строили во времена холодной войны как объект гражданской обороны, уберечь пассажиров, случись вдруг на самом деле ядерный взрыв, она вряд ли сможет, уверен Александр: «Даже если перекрыть все входы, метро продолжает дышать — воздух снаружи поступает».

Помимо стальных и бетонных перекрытий, которые закроют входы и выходы в подземку в случае опасности, почти на каждом перегоне, над которым есть водоемы, установлены термоворота. В частности, они есть на станции «Киевской» и «Академика Барабашова». А на станции «Центральный рынок» термоворота установлены даже с двух сторон. Если, не дай Бог, пойдет вода, ворота закроются автоматически, хотя руководить движением дверей можно и вручную. Вес термоворот в среднем от 40 до 100 тонн — их создавали из расчета на максимальный напор воды, чтобы не снесло.

НА СКОРОСТИ

Хотя во всех советских городах метро строили как стратегические объекты, разница между ними все-таки существует. К примеру, московская подземка более глубокая, чем киевская и, уж тем более, харьковская. Все дело в средствах — чем глубже роют метро, тем оно дороже. Диаметр тоннеля харьковской подземки уже, чем московской. По рельсам московского метро, к примеру, пройдет любой железнодорожный состав, а харьковский и киевский тоннели создавали, исходя из размеров специальных вагонов для подземки.

Зато в чем харьковское метро даст фору столичным, так это в скорости. Средняя скорость движения поездов под Харьковом достигает 60 км в час, но на некоторых отрезках пути состав разгоняется до 80 км в час, тогда как в Киеве — максимум 50 км в час.

А еще в харьковской подземке нет заброшенных магистралей, как в киевской. Зато есть такие, что соединяют между собой ветки, и даже выходят на поверхность. «Построили, скажем, в Мытищах вагон для харьковского метро, который попадет под землю целиком. Вагон приедет в Харьков по железной дороге, и уже в городе по специальной ветке попадает в Московское депо. А оттуда его можно переслать на любую линию метро. Например, с Холодногорско-заводской линии составы перегоняют на Алексеевскую в районе станции метро «Проспект Гагарина», — рассказал Александр.

ВХОД-ВЫХОД

В метро можно попасть не только через вертушку. Прямой вход в подземку существует из Главного управления метрополитена, что на Центральном рынке, и в здании облгосадминистрации — тоннель ведет на станцию «Пушкинскую». Ход рыли для того, чтобы партийные лидеры в случае войны могли укрыться под землей. А вот аварийных выходов на поверхность из харьковского метро нет. Зато из тоннеля можно выбраться через вентиляционную шахту, и этот путь хорошо известен харьковским и приезжим графитчикам, которые уже не раз, тайно проникнув в подземку, разрисовывали вагоны баллончиками с краской. А, к примеру, польские графитчики как-то не только пробрались в метро через вентиляционные проемы и разрисовывали вагоны метро (да так, что пришлось весь состав отправить на генеральную мойку), но и сняли документальный фильм о своих «арт-гастролях» по подземкам бывшего Союза.

ВОДЯТСЯ МЫШИ И ФИЛИНЫ

Водится в харьковской подземке и живность, причем подчас — небезопасная. Серьезная проблема вагонов метро — обычные блохи. Спрыгивая с бомжей, кровопийцы обитают в диванах и запросто скачут по полу. «Мужчинам еще ничего, они в брюках всегда ходят. А вот женщины-уборщицы, чтобы защититься от паразитов, специально надевают штаны», — рассказал нам машинист Степан.

Помимо блох, в подземке живут мыши. Провиантом грызунов с избытком обеспечивают неряшливые харьковчане, которые оставляют в вагонах и на платформе булочки, чипсы и орешки. Причем мыши настолько адаптировались в подземке, отмечают машинисты, что не убегают и спокойно едят, даже если видят движущийся состав. «Сидит между рельсами и грызет, причем даже головы не поднимет», — рассказал Александр. Завсегдатаи нескольких станций метро — воробьи — попадают под землю через вентиляционную шахту или когда вагон стоит на улице. Бывает, что машинистам случается увидеть в тоннелях метро и вовсе экзотических птиц. «Как-то между «Заводом Малышева» и «Московским проспектом» увидел филина. Видать, в вентиляционную трубу залетел, что в парке Артема. Состав шел быстро, не меньше 60 км в час, а птица летела прямо перед стеклом машиниста. Я тогда понял, с какой скоростью летает филин», — вспоминает Александр.

ДВЕ ТОННЫ МУСОРА В ДЕНЬ

Кстати, под землей генеральную уборку устраивают не только для пассажирских составов. Поливомоечный поезд — железнодорожная цистерна с соплами по всему корпусу — ходит по рельсам подземки по ночам. Хотя запас воды у него немаленький, генеральная уборка сразу целого тоннеля исключена, моют участки по очереди. «Как-то помыли перегон от "Советской" до "Гагарина". И когда шли первые поезда, влажность в тоннеле была такая, что лобовые стекла и зеркала снаружи запотели. Пришлось останавливать состав и протирать лобовое стекло тряпкой», — вспоминает Александр.

Каждую ночь станции тоже убирают, когда уходит последний пассажир. Огромный агрегат, похожий на пылесос, идет по станции и щетками чистит пол, а уборщицы собирают пакеты и бутылки. После харьковчан ежедневно из метро вывозят две тонны мусора, в праздники — и того больше, рассказал "Сегодня" пресс-секретарь подземки Олег Перегон. Мусор — вообще большая проблема для метро. Бывает, что из-за него двери в вагон не закрываются. А несколько недель назад в "расческу" эскалатора на станции "Пушкинской" упала 5-копеечная монета и остановила движение эскалатора. Пришлось закрыть станцию на время.

Оксана Якушко

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Комментарии

Константин
02.10.2008 12:25
А где в киевском метро заброшенные магистрали? Насколько мне известно там ни одна станция закрыта не была... Была когода-то закрыта линия в Москве, но потом она снова заработала. Да и скорости движения в Москве ИХМО намного выше нежели в Харькове.

Buba
02.10.2008 17:44
1. термоворота - убей журналамера
2. Про диаметр туннелей - пусть спецы прокомментируют, но там вроде тоже не все правильно
3. Скорость в Киеве - сам мерял ГПСом на открытой ветке, было 80 кмч. Про это писал на форуме
4. Возможно, имеется в виду туннель Крещатик-Университет в объезд Театральной в Киеве - он действительно закрыт. Про ССВ - бред идиота
5. Вход из обкома разве на Пушкинскую? А не в туннель ПУ-УН?

TopCom
03.10.2008 11:33
Цитата(Buba @ 2.10.2008, 17:44) *
5. Вход из обкома разве на Пушкинскую? А не в туннель ПУ-УН?

выход из обкома в релейку на Универе

Buba
03.10.2008 20:40
Цитата(TopCom @ 3.10.2008, 11:33) *
выход из обкома в релейку на Универе

А к чему тогда относится выход в этом туннеле? Его отлично видно и даже слышно из поезда

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.