Новости. Не делайте из нас убийц!
"Газета по-харьковски", 01.10.2008.
Подъезжая к станциям метро, машинисты напряженно всматриваются в пассажиров
Несколько дней назад на станции метро "Спортивная" 94-летний дедушка пытался покончить с собой. Мужчина чудом остался жив, с переломом бедра его отправили в больницу. Родственники стараются не думать о том, что старик пытался добровольно уйти из жизни, но допускают: обострившееся болячки могли толкнуть его на такой шаг. А в милиции говорят, что дедушка даже предсмертную записку написал.
В подземке не ведут статистики происходящих у них суицидов. Хотя каждый из машинистов готов к тому, что подобное может случиться в любой момент.
Самоубийцу можно узнать
- Человек, который прыгает на рельсы, не думает, что, во-первых, делает машиниста невольным убийцей, а, во-вторых, в поезде находится свыше тысячи пассажиров. И если резко остановить состав, люди могут попадать, поломать себе руки, - говорит машинист со стажем Сергей Крючков.
- Можно ли вовремя затормозить и спасти человека?
- Многое зависит от того, на какой скорости въезжаешь на станцию, - отвечает машинист Сергей Лупандин. - Если не больше 40 км/час, то шансы есть. Но бывает, я вынужден ехать быстрее. Пассажиры часто удерживают двери и не дают мне вовремя отправиться. А график движения расписан посекундно, и если я сбиваюсь с него, то пытаюсь нагнать на другой станции. Ведь за мной идет другой поезд.
- Мы постоянно наготове. На станцию въезжаем - смотрим на пассажиров. Такого человека можно заметить по выражению лица, напряженности, готовности прыгнуть, - продолжает Сергей Крючков. - Однажды я издалека увидел такую бабушку - она собиралась броситься и стояла на краешке. Но я так медленно заехал на станцию, что старушка передумала прыгать. А потом узнал, что она все-таки бросилась под следующий поезд.
Стоит наступить на контактный рельс - и от человека останется уголь
- Часто сталкиваетесь с неадекватным поведением пассажиров?
- В последнее время почему-то все чаще, - удивляется Сергей Крючков. - Несколько раз сам замечал: отправляюсь со станции, смотрю в зеркало заднего вида, кто-то спрыгивает на пути, достает какую-то вещь, что-то там у него упало. Эти люди - тоже самоубийцы. Ведь стоит наступить на контактный рельс - и от человека останется один уголь, там напряжение 825 вольт! Зачем рисковать? Можно просто обратиться к работнику станции - он вытащит упавшую вещь специальными щипцами.
- Все правила и ограничения не просто так придуманы, они написаны после какого-то трагического случая, - говорит Сергей Лупандин. - А некоторые думают, что у нас - как в лифте: подставишь руку - дверь откроется. На самом деле, если машинист не увидит вас, это может очень плохо закончиться… Бывает, молодежь просто шутит, подталкивая друг дружку к краю платформы, а у меня сердце в пятки - а вдруг поскользнется и упадет?
Смертники есть почти у каждого машиниста
Почти каждый из машинистов может вспомнить трагический случай из своей практики. Олегу Анистратенко за 25 лет работы под поезд бросались дважды.
- Один случай был смертельный. 2 января пожилая женщина покончила собой. Там уже ничего нельзя было сделать - она бросилась прямо перед поездом. После ее гибели у меня был тяжелейший стресс, хотя меня все считают очень спокойным человеком, - рассказывает Олег. - Второй раз пьяный свалился между рельсов. Когда я подобрался к нему, оказалось, что он… уснул! Когда я его растормошил, спрашивает: "Где я?". Под составом, отвечаю. Но он даже вылезать не хотел, отбивался: мол, оставьте меня, я спать хочу.
- Я боюсь 15 февраля, - признается Сергей Лупандин. - Потому что 14-го - День влюбленных, который не у всех может сложиться удачно. В прошлом году в тот день на станции "Ботанический сад" пытались покончить с собой.
- Наверное, после столкновения с самоубийцами машинисты бросают свою работу?
- У нас почти все возвращаются на линию. В машинисты просто так не попадают. При приеме на работу нас серьезно проверяют на устойчивость психики, быстроту реакции. А после такого ЧП с нами работают психологи. На то, чтобы прийти в себя, положено три дня, чтобы прийти в себя, - рассказывают машинисты.
- Я понимаю, что у людей бывают разные ситуации в жизни, но иногда злость берет, и хочется таким людям сказать, что было бы намного проще спрыгнуть с девятого этажа любого дома, - говорит Сергей Лупандин. - И 75 копеек на вход в метро тратить не надо, и не будете подставлять нас, машинистов.
Факт спуска под землю сам по себе неприятен
Дмитрий МАНГУБИ, психиатр: "Метро - одно из самых распространенных мест, где совершают суициды. Обстановка не радостная, духота, много народа. Да и факт спуска под землю сам по себе неприятен. Человек может этого не осознавать, но подсознательно чувствует дискомфорт, и это еще больше усугубляет его состояние. Осенью количество суицидов увеличивается. Во-первых, сказывается осенняя депрессия - так называемое сезонное аффективное расстройство. Во-вторых, сейчас достаточно серьезный социальный кризис, начиная с политического и заканчивая финансовым. А, в-третьих, играет свою роль отсутствие разветвленной сети центров помощи потенциальным самоубийцам".
Кстати, кончают с собой, бросаясь под машины или поезда в метро чаще пожилые люди. Молодые люди выбирают другие способы свести счеты с жизнью. А если совершают суициды в метро, то демонстративно - в час пик, когда много народу.
Телефоны для тех, кто на грани
705-04-69 областная специализированная служба психологической помощи
"Телефон доверия", круглосуточно
771-84-41 - городской центр доверия для молодежи, с 9 до 18, по
будням.
706-32-84- телефон доверия "Нить Ариадны", с 17.00 до 21.00
Из Правил пользования метрополитеном
Если вы оказались на путях, помните? Контактный рель с высоким напряжением находится под краем платформы. Безопасное место - между ходовыми рельсами. Быстро идите к концу платформы, в направлении часов, и ждите появления сотрудников метрополитена.
Если вы стали свидетелем падения человека на пути, и он может двигаться, подскажите ему, что делать, а сами идите навстречу электропоезду и делайте круговые движения рукой, которые означают "стой".
Автор: Надежда ТЕСЛЯ
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.