Новости. Метрополитен возродил уничтоженный музей
Офіційний сайт КП "Харківський метрополітен", 05.11.2008.
4 ноября — День железнодорожника Украины, профессиональный праздник всех, кто связан с работой стальных магистралей. Именно 4 ноября 1861 года, еще во времена Австро-венгерской империи, на территорию современной Украины – во Львов – прибыл первый поезд, который назывался «Ярославом». Он соединил Вену, Краков, Перемышль и Львов.
С тех пор железнодорожный транспорт завоевал огромную популярность, он многократно эволюционировал, например, в подземную магистраль метрополитенов, скоростные монорельсовые дороги. Но железнодорожники и метрополитеновцы свято чтят свою историю, своих ветеранов-первопроходцев, традиции, уходящие корнями в далекое прошлое. 4 ноября в ГП «Харьковский метрополитен» с утра стали собираться почетные гости: ветераны предприятия, Почетные Железнодорожники Украины. «Почетный Железнодорожник» — это наивысшая награда транспортного ведомства. А потому каждый ее носитель — гордость всего предприятия, всей отрасли. В Харьковском метрополитене около четырех десятков человек удостоены в разные годы такой высокой награды. Многие из награжденных до сих пор трудятся в подземке, часть — ушла на заслуженный отдых. Их всех постарались собрать организаторы праздника. Среди тех, кто нашел в себе силы прийти оказались интереснейшие люди. К примеру, Василий Петров был машинистом первого пробного поезда, который впервые прошел в 1975 году по подземной магистрали Харькова. А Иван Чубенко навсегда вошел в историю Харькова как помощник машиниста первого поезда, перевезшего в подземке пассажиров.
Именно ко Дню железнодорожника приурочили метрополитеновцы открытие возрожденного музея предприятия. История музея — трагична и поучительна. Он был создан в 1985 году, в канун первого юбилея предприятия. В музей вошли уникальные экспонаты, в том числе и особо ценные экземпляры: зуб мамонта, найденный во время строительства одного из тоннелей Свердловско-Заводской линии (сейчас — Холодногорско-Заводская), первые инструменты метростроителей (образца 1968-1969 годов), фотографии с торжественного начала строительства, многое другое. Многие годы музей пополнялся и расширялся, он даже был включен в Реестр культурного наследия Украины. А однажды в 2006 году бывшее руководство подземки решило музей… просто уничтожить. Сперва даже хотели выбросить экспонаты на мусорную свалку, но метрополитеновцы отстояли свои раритеты, спрятав часть из них от «начальственного ока» в подвале. А в помещении музея разместили кабинеты одной из служб предприятия.
Одним из первых распоряжений нового начальника метрополитена — Геннадия Броншпака — стал приказ о возрождении музея. Разрушать всегда легче, чем строить. Как рассказывают метрополитеновцы, выполнением этого поручения занималась объединенная профсоюзная организация и хранитель истории подземки, ветеран предприятия Евгений Таранник. По крупицам восстанавливал он экспозиции, разыскивал утраченные экспонаты, работал и по ночам, и на выходных.
Приглашенные на праздник железнодорожников ветераны остались довольны тем, как восстановили музей. Председатель Совета ветеранов ГП «Харьковский метрополитен», фронтовик Великой Отечественной Иван Приймак говорит: «Возрождение музея — это очень важное дело, ведь оно поможет сохранить информацию о труде тысяч людей для вечности, для потомков. Когда уничтожали музей, у нас, ветеранов, отняли гордость. Теперь нам вернули чувство собственного достоинства. Можно привести сюда внуков и показать: смотри, чем дед занимался…»
Открывая возрожденный музей, начальник ГП «Харьковский метрополитен» Геннадий Броншпак отметил:
— Древние говорили, что если у человека отнять историю, то у него будет отнято не прошлое, а будущее. Нельзя строить работу предприятия, не зная того, как оно создавалось, как закладывались его традиции. Сегодня музей метрополитена вновь будет выполнять свою важную функцию: я дал распоряжение, чтобы принятие новых сотрудников отныне происходило только в музее. Это важно для того, чтобы молодые люди, приходящие к нам на работу, знали историю предприятия и гордились тем, что имеют отношение к такому замечательному объекту, как харьковская подземка. Но особо и они, и мы все, метрополитеновцы, будем гордиться теми людьми, которым посвящены все эти музейные экспонаты, теми профессионалами, которые заложили основы нашего предприятия и традиции, бережно сохраняемые до сих пор. Спасибо вам, дорогие ветераны!
Геннадий Броншпак наградил Почетной грамотой предприятия Ивана Мурашко, машиниста первого электропоезда, перевезшего пассажиров в Харьковском метрополитене. К сожалению, Иван Петрович не смог присутствовать на торжественной церемонии, награда была передана ему лично, как говорится, с доставкой на дом. А помощником этого машиниста был в далеком 1975 году Иван Чубенко, который на церемонии открытия музея присутствовал, и награду из рук начальника получил лично. Уникальный человек — машинист первого пробного поезда Василий Петров — получив награду, поделился с журналистами своими воспоминаниями. Он был первым в Харьковском метрополитене машинистом первого класса — приехал в наш город из Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург), где несколько лет трудился в метрополитене. А остальные машинисты пришли либо из учебных заведений, либо — с Южной железной дороги, опыт ведения метропоездов у них был маленьким. Именно поэтому первый пробный поезд доверили вести именно Василию Николаевичу. Также в этот день были награждены один из первых машинистов предприятия Николай Феофанов и первый начальник службы электроснабжения Анатолий Садовенко, первый главный инженер службы автоматики, телемеханики и связи Геннадий Витольберг.
Своими воспоминаниями поделились с присутствующими и Иван Чубенко, и бывший начальник дирекции строящегося метрополитена Владимир Пархоменко, и первый главный инженер подземки Леонид Вставский. Ветераны вспомнили, как строили предприятие, как проходило становление метрополитена, как в создании подземки участвовали абсолютно все предприятия мегаполиса. Очень трогательно прозвучало выступление председателя молодежного Совета ГП «Харьковский метрополитен» Дмитрия Мазанько, который от лица молодых сотрудников высказал ветеранам слова восхищения и уважения.
А под занавес торжественной церемонии открытия музея прозвучали стихи поэтесс метрополитена Ларисы Михайловой и Нины Авраменко, посвященные подземке. Кстати, музей отражает не только рабочие достижения ГП «Харьковский метрополитен», но и творческие победы его сотрудников: там представлены изданные метрополитеновцами книги, диски с песнями, написанными на их стихотворениями, награды с различных конкурсов.
Подводя итог мероприятия Геннадий Броншпак сказал, что отныне музей метрополитена будет только разрастаться и улучшаться. Ведь пока не все экспонаты, присутствовавшие ранее, найдены и восстановлены. Создатели музея обратились к харьковчанам с просьбой помочь в формировании новых экспозиций: всех, у кого есть какие-либо свидетельства славной истории метрополитена (документы, фотографии, предметы) просят предоставить их для истории, чтобы с ними могли познакомиться посетители музея. Кстати, первые заявки на посещение экспозиции в метрополитен поступили уже в день открытия. Среди желающих посетить музей истории метрополитена — студенты и школьники, сотрудники предприятий, сотрудничающих с подземкой.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.