Новости. Метро: игра на повышение
Газета "Новый день", 19.11.2008.
Харьков ожидает повышение тарифов на проезд в метро. Причем схема используется та же, что и при предыдущем повышении стоимости проезда (с 40 до 75 копеек): харьковчан пугают ценой в гривню 90 копеек, после чего стоимость проезда в полторы гривни будет подана как благо. В благом деле повышения финансового благосостояния метрополитена первая столица идет по следам нынешней столицы страны.
Киев вот уже две недели не без труда, но практически молча привыкает к новым голубым жетончикам, стоящим в четыре раза дороже, чем старые зеленые.
Киевские городские власти решили рубить с плеча. Цены на все виды городского коммунального транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус и фуникулер) повышены сразу до двух гривень за поездку. Особенно странным выглядит подорожание наземного транспорта, даже при том, что, покупая талоны заранее, а не у кондуктора или водителя, можно ездить за полторы гривни. Ведь и в этом случае, например, коммунальный автобус 33-го маршрута (ходит на Лесном) обходится пассажиру гораздо дороже, чем имеющий аналогичный маршрут, да вдобавок ходящий чаще и быстрее 241-й частный автобус, проезд в котором стоит гривню. Так что коммунальные автобусы и трамваи полностью превращаются в транспорт для пенсионеров и других льготников.
Совсем другое дело подземка: она для киевлян значит еще больше, чем для харьковчан. В часы пик другого способа добраться из спальных районов Левобережья в деловой центр Киева, расположенный на правом берегу Днепра, практически нет – в такси или собственном автомобиле вы рискуете провести в пробках несколько часов. Поэтому подорожание с практически неощутимых для кошелька 50 копеек до существенных и по столичным меркам двух гривень никого не порадовало. Как не успокоили и заявления киевского мэра Леонида Черновецкого, что проезд «для настоящих киевлян не подорожал». Имеются в виду годовые проездные стоимостью 372 грн. Шансы небольшого куска пластика, который ввиду его частого использования должен лежать в легкодоступном месте, прожить целый год и не быть утерянным, украденным либо сломанным, вряд ли велики. Вот и выходит, что покупать годовой проездной страшновато, а в стоимость месячного заложены совсем другие тарифы проезда.
Оказалось, однако, что возможности противостоять повышению тарифов фактически не существует – даже в реалиях Киева, который отличают сильная оппозиция в горсовете, пристальное внимание центральных госорганов и более развитое, чем в регионах, «гражданское общество». 30 сентября, когда Киевсовет повышал стоимость проезда, Блок Кличко демонстративно покинул зал заседаний, а Блок Юлии Тимошенко обещал оспаривать это решение в суде. На этом политическая оппозиция подорожанию проезда и закончилась. Внимание политиков поглотили другие проблемы.
Более настойчивы оказались госчиновники. Правительство создало комиссию, свою проверку начал Антимонопольный комитет. Однако и здесь все, похоже, закончилось ничем. Славящийся своим умением жестко разговаривать с непослушными монополистами Антимонопольный комитет умыл руки. Отметив, что при формировании нового тарифа метрополитенщики, не афишируя причин, увеличили графу «эксплуатационные затраты» на 400 млн грн., а «другие затраты» – более чем на 200 %, АМК тем не менее не вынес никакого собственного решения, переложив ответственность на госкомиссию. Та же, в свою очередь, вынесение решения отложила в долгий ящик.
Были и общественные протесты. 9 ноября группа товарищей, состоявшая, по оптимистичным оценкам, из 400 человек, провела на Крещатике акцию протеста. И даже заблокировала вход в одноименную станцию метро, устроив попутно дымовую завесу из горящих покрышек, за что была разогнана «Беркутом». По словам одного из участников акции, журналиста Виталия Атанасова, идея организации «низового» протеста спонтанно родилась «в сети». Но даже если принять на веру, что это не пиар, размах акции для города с населением (по самым скромным подсчетам) более четырех миллионов человек – не впечатляет.
Тем более что свою контракцию провели сотрудники метро. И хотя давно известно, что такие акции коммунальщиков организовываются «сверху», к их аргументам трудно не прислушаться. Аргументы таковы: проржавели сегменты эскалатора, которые нечем заменить; нет запчастей для ремонта поездов; холодно в ремонтных цехах; зарплаты в 300 долларов по меркам столицы просто смешны. Контраргументы найти вообще-то можно. Например, такие: прикидки специалистов-рекламщиков свидетельствуют, что только за счет рекламы можно покрывать большую часть эксплуатационных затрат. И что реальные доходы от рекламы отличаются от декларируемых раз так в двадцать. А вот аргумент метрополитенщиков: «Будете требовать отмены новых тарифов – проведем забастовку» крыть нечем. Спорить тут можно только о том, через сколько минут после начала забастовки остановится движение на городских дорогах и сможет ли на это отреагировать, например, Совет национальной безопасности и обороны.
И наконец, еще об одном аргументе, который приводят местные чиновники (не важно, в Киеве или Харькове) при повышении стоимости проезда. Нам всегда говорят, что метро у нас – самое дешевое в мире. Аргумент этот довольно спорный. Потому что, во-первых, есть и дешевле. Во-вторых, оно далеко не самое длинное и глубокое. В Харькове длина подземки не 400 км, как в Лондоне, в ней нет 300 станций, как в Париже. И метро не уходит в землю на 150 м, как в Пхеньяне. Самая глубокая из харьковских станций – «Пушкинская» выглядит несолидно (35 м) даже в сравнении с киевской «Арсенальной» (105 м). А это все – те самые пресловутые «эксплуатационные затраты». И, в-третьих, не следует забывать о различии в уровне жизни. Исходя из уровня зарплат вряд ли правомерно сравнивать нас с Европой. Даже навскидку, не проводя сравнительного анализа уровня жизни, один евро за метро для миланца совсем не выглядит более серьезной тратой, чем полторы-две гривни для нас. А в странах с более низкими доходами населения проезд в метро вполне сравним по стоимости с услугами подземки в Украине.
Влад КСЕНЗ
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Комментарии
Это когда у нас метро 40 коп. стоило?
Просмотреть соответствующую тему на форуме.
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.