Новости. Машины-мутанты не прижились. В Харькове выпускались грузовики… с троллейбусными рогами

"Газета по-харьковски", 21.11.2008.

В 1952 году Институт горного дела Академии наук Украинской ССР и Харьковское троллейбусное депо создали новый вид грузового транспорта с безумным названием – троллейвоз-электросамосвал.

Симбиоз троллейбуса и самосвала (МАЗ-205, ЯАЗ-210Е, а позже и 25-тонного МАЗ-525) должен был значительно повысить экономичность работы в карьерах. Троллейвоз на шасси карьерного МАЗ-525 был оснащен двумя троллейбусными электродвигателями общей мощностью 172 кВт. Передача электроэнергии от станции к двигателю осуществлялась так же, как и у троллейбусов – по нужным маршрутам натягивались провода, которых касались контактные дуги электросамосвалов.

Новая технология была выигрышна во многих отношениях. Труд водителей значительно упрощался, производительность работы этих «автомутантов» была на 76% выше, чем у обычных самосвалов, а стоимость их работы – меньше на 39%.

Но и без большого минуса не обошлось. Во время работ в карьерах экскаваторы, естественно, постоянно передвигались. И ежедневно переставлять за ними столбы с проводами, чтобы самосвалы могли подъезжать в новое место, было непросто. Нужен был более мобильный троллейвоз, оснащенный дизельным двигателем.

В 1964 году на Белорусском автозаводе был построен первый отечественный дизель-троллейвоз, который окрестили БелАз-7524-792. Вместимость его кузова составляла 34 куб.м, грузоподъемность – 65 т. БелАз был оснащен модернизированным электродвигателем тяжелого гусеничного трактора мощностью 200 кВт и генератором тока мощностью 280-300 кВт.

В 1965 году начались заводские испытания этого автопоезда, причем они были разделены на отдельные тесты работы в дизельном и электрорежиме. А в 1968 году было построено еще два таких дизель-троллейвоза.

После завершения испытаний госкомиссия пришла к выводу, что «использование троллейвозов в условиях карьеров с наклонным залеганием угольных пластов без наличия затяжных подъемов нецелесообразно».

Автор: Владислав БЕРЕЖНОЙ

Разделы по теме:
Рубрики:   Троллейбус
Перевозчики:   Депо №1

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.