Новости. Возьмем безопасность движения в свои руки!

Газета "Время", 25.03.2009.

С 1 марта в Харькове и области началась беспрецедентная акция — «Народный аудит безопасности и комфорта дорожного движения».

Проверить наши дороги относительно безопасности для пешеходов и водителей взялась общественная организация «Товариство учасників руху». Ее активисты призывают присоединяться к этой работе всех жителей Харькова и области, обнаруживших «слабые звенья» в обустройстве местных дорог и магистралей.

Разведка на дорогах

Большинство наших соотечественников связывают слово «аудит» исключительно с бухгалтерской терминологией. На самом деле аудит — это своего рода глубокая проверка, которая применима в любой области деятельности. Существуют аудит энергосбережения, водопотребления, экологический и юридический и т. д.

— Во многих странах мира успешно зарекомендовал себя аудит дорожной безопасности, он стал там неотъемлемой частью всех программ по безопасности движения, — говорит президент «Товариства учасників руху» Александр Ситенко. — Результаты такого аудита публикуются в средствах массовой информации, они становятся руководством к действию и для местных властей, и для автомобилистов.

— Вы назвали свой аудит «народным». Почему?

— В этом слове заключается основная идея акции. Ведь немало людей, выходя на улицу, ежедневно замечают массу несуразностей в обустройстве дорог. Дерево, закрывающее обзор водителю, неудобный разворот, слишком низкий бордюрный камень — словом, объекты, нередко являющиеся причинами ДТП, но незамеченные проектантами. Вот и получается, что зачастую, кроме местных жителей и водителей, регулярно передвигающихся одними и теми же маршрутами, никто не знает, где на дороге нас подстерегают опасности и неожиданности.

— Как же осуществляется такой аудит, сложно ли обычному человеку принять в нем участие без специальной подготовки?

— Мы просим присылать нам простые схемы опасных участков, описания проблем, фотографии. Сообщение может выглядеть так: 1) краткая характеристика объекта и в чем состоит замеченная проблема; 2) что предлагается сделать для устранения недостатков; 3) что даст реализация предложения.

При таком аудите в поле зрения участников акции могут попадать и дорожные знаки (обоснованно ли они установлены), и разметка (или ее отсутствие), и светофоры, и парковки. Один из участников нашей акции, уже довольно пожилой харьковчанин, провел самую настоящую «дорожную разведку» и предоставил нам целую серию фотографий, на которых видно, как «сшибают» деньги за парковку автомобилей, как ведут себя на дорогах сотрудники ГАИ. Это — тоже повод для анализа и принятия соответствующих решений.

Нас в первую очередь интересует информация о местах, где часто происходят аварии, где водители или пешеходы чувствуют себя особенно неуютно. К примеру, в населенных пунктах Ольшаны и Покровка нет тротуаров, люди ежедневно рискуют жизнью, выходя на дорогу. Я не понимаю, как можно не заниматься этой проблемой, игнорировать ее? Чтобы понять суть ситуации, достаточно зайти в любое отделение детской травматологии и посмотреть на страдания маленьких пациентов, оказавшихся заложниками таких недоработок взрослых.

Знаки «от царя Гороха»

— Как долго продлится «Народный аудит» и что вы будете делать с полученными сообщениями?

— Акция эта пока бессрочная — все будет зависеть от того, насколько быстро нам удастся изменить ситуацию на дорогах к лучшему.

Все материалы будут обрабатываться членами нашей организации, Харьковским автодорожным университетом, работниками ГАИ, предприятием «Харьковсигнал» (оно занимается установкой светофоров, разметкой улиц и т. д.). Уже создан научно-координационный совет, в состав которого вошли ведущие ученые и специалисты по дорожному движению. Каждое сообщение, поступающее в рамках акции, будет рассмотрено этим советом, а затем — передано местным властям для реагирования.

— Какими будут, по-вашему, результаты этой работы?

— В зависимости от степени и масштабов выявленных проблемных элементов можно будет получить более-менее совершенную разноуровневую систему управления дорожным движением. Первый уровень — в рамках отдельных перекрестков или участков дорог. Второй — в пределах одной или нескольких улиц. Третий — в масштабах города, области, а затем — и страны в целом. От совершенства таких систем в значительной степени зависят безаварийность, скоростной режим и комфортность наших магистралей.

Периодически чиновники говорят об идеях строительства гигантских развязок и «пробивок» огромных магистралей, других дорогостоящих мероприятиях. В то же время мировая практика свидетельствует, что для реального эффекта необходимо «выжать» максимум возможностей из уже имеющихся дорог и улиц. Как показывает опыт проведения народного дорожного аудита в других странах, первые этапы его реализации дают цепь простых и недорогих решений, приносящих огромную пользу. Интересный факт: в зарубежных странах до 65 проц. предложений по устранению факторов риска, поступивших от участников народного аудита, потребовали финансирования до 1 тыс. долл., но в результате их внедрение дало решающую эффективность для всего проекта!

— Как вы думаете, откликнутся ли на ваши призывы об участии в аудите широкие массы общественности?

— Конечно, и мы уже ощущаем этот отклик. Люди остро реагируют на то, что наша дорожная система безнадежно устарела. Возьмем ситуацию с дорожными знаками. Часть из них висит на своих местах чуть ли не со времен царя Гороха, противореча не то что веяниям времени, но и здравому смыслу. Есть такие знаки, которые массово игнорируются участниками дорожного движения, так как выполнить их предписания невозможно.

В первую очередь, речь идет о знаках, определяющих обязательные направления движения или запрещающие остановку транспорта. Бывает, что знаки в прошлом устанавливались по просьбам отдельных организаций или даже граждан. Ставили их на месте масштабных ДТП, думая, что тем самым обезопасят водителей. Время показало, что эти ограничения себя не оправдали, но они почему-то так и остались на своих местах, создавая лишь дополнительные проблемы...

Еще одна проблема — огромное количество потенциально опасных остановок транспорта. Скоро исполнится год с момента страшной аварии на улице Полтавский шлях в Харькове. Тогда и специалисты, и простые граждане отмечали, что последствия действий пьяного водителя были бы не такими кровавыми, если бы трамвайная остановка была оборудована как положено. Власти с этим вроде бы согласились, но и сегодня люди продолжают стоять на той же остановке в тех же рискованных условиях. То есть даже резонанс от трагедии не заставил чиновников пошевелиться! Участники нашей акции предложили на этой трамвайной остановке и подобных ей поставить красивую ограду — вроде тех, что устанавливаются сейчас на перекрестках в центре города (только без непрозрачных рекламных щитов).

Вообще, наше общество однозначно сказало, что ситуация, сложившаяся на дорогах, ему отнюдь не безразлична. Показательной стала реакция на недавний закон, повысивший штрафы за нарушения правил дорожного движения — люди массово поддержали его. Жизнь человека бесценна, и необходимо использовать любые способы предотвращения аварий, в том числе и карательные. Хотя только наказаниями проблем не решить. После внедрения повышенных штрафов многие харьковчане стали обращаться к нам, как к общественной организации, с предложениями, касающимися изменения и усовершенствования существующей системы установки дорожных знаков, разметки дорожного полотна, организации парковок и многого другого.

Первыми объектами анализа «Народного аудита» стали перекрестки улицы Пушкинской и Театрального переулка, Сумской и проспекта Правды, Клочковской и Алексеевской. Уверен, что собранный материал позволит навести порядок в этих местах.

Материалы «Народного аудита безопасности и комфорта дорожного движения» можно направлять в адрес общественной организации «Товариство учасників руху»:

61057, г. Харьков, пер. Театральный, 4, 8-й этаж.
e-mail: tur.temp@mail.ru

Татьяна Буряковская

Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.