Новости. Автобусы становятся опасными?

Газета "Вечірній Харків", 26.03.2009.

В последнее время на дорогах все чаще происходят ДТП, в которых страдают пассажиры автобусов. Что происходит — автопредприятия снизили планку для своих водителей или причина в ином?

3 марта в Чугуевском районе перевернулся рейсовый автобус Харьков — Купянск — пострадало 18 пассажиров, 19-летний парень погиб: он был на заднем сидении и во время аварии вылетел в заднее окно. А 16 марта на 467-м километре автодороги Харьков — Киев «Мерседес» столкнулся с пассажирским автобусом, следовавшим по маршруту Краснокутск — Харьков. Погибли водитель и пассажиры иномарки.

Официальные версии ГАИ: водители автобусов не виноваты: первого подрезала легковушка, во втором случае аварию спровоцировал погибший шофер. Но сами пассажироперевозчики автобусов не склонны сваливать все только на человеческий фактор.

Дороги в области — хуже некуда

Валковское АТП обслуживает девять межгородских маршрутов и двенадцать пригородных.

Водитель именно этого автопредприятия Александр Кравченко, проезжая по маршруту Валки — Харьков, 16 марта спас пассажиров загоревшегося автобуса Краснокутск — Харьков.

— Почему так часты ДТП? Первая причина — конечно, дороги, — говорит директор Валковского АТП Наталья Тридуб. — Возьмем, к примеру, трассу Валки — Харьков — повсюду выбоины, канавы. Ночью их можно не заметить, машину, попавшую в такую яму, выбросит в кювет и будет авария.

— А у нас в Змиеве можно ездить только по центральным улицам, на периферии — вода по колено и повсюду ямы, — поддерживает коллегу главный бухгалтер Змиевского АТП Людмила Васильевна.

— 85% дорог в области не пригодны к эксплуатации, — уверена инспектор по кадрам Богодуховского АТП Виктория Оксенич. — Хотя, конечно, сказывается и неопытность кадров. В советское время автопредприятия были государственными. При приеме на работу водители сдавали экзамены. Первые три года им разрешалось ездить только на пригородных маршрутах, лишь после этого они допускались на междугородное сообщение. Сейчас же некоторые АТП берут людей чуть ли не со школьной скамьи. Автовладельцам мешают льготники?

Да, отсутствие дорожных знаков и качество дорог делают свое дело, соглашается глава правления ОАО «Изюмское АТП» Валерий Слабунов. Портятся рулевой механизм, тормозная система.

— Последний случай — совсем недавно, на трассе Харьков — Должанский, — вспоминает Валерий Слабунов. — Наш автобус «Скания» попал в яму, повыбивал все рессоры.

И все же на первое место глава правления ставит проблему льготников.

— Только в этом году из местного бюджета нам не компенсировали за льготников 150 тысяч гривен. А это — безопасность движения. На эти деньги мы могли бы купить резину, запчасти. Горисполком нам диктует цену на проезд 1,50 грн., а себестоимость перевозки — 2,40. Где брать разницу? — возмущается Валерий Слабунов.

— Мы тоже в основном возим школьников, а их льготный проезд нам финансируют из местного бюджета лишь на 70%, — соглашается главный бухгалтер Змиевского АТП Людмила Васильевна.

— Самые опасные маршруты у нас: Кегичевка — Первомайск и дорога на Артемовку. Компенсаций нет с прошлого года. У нас на предприятии 12 автобусов, чиним их на последние деньги, — жалуется бухгалтер Кегичевского АТП Елена Леонидовна.

Но и это еще, оказывается, не все беды АТП.

— По нашим законам водителю, проработавшему на городских маршрутах 12,5 лет и в 55 уходящему на заслуженный отдых, в первую пятилетку пенсию выплачивает предприятие. Мы ежегодно направляем 90 тысяч гривен в Пенсионный фонд. Это колоссальный удар по карману, — подсчитывает убытки глава Изюмского АТП.

Первый заместитель ГУ промышленности, транспорта и связи Харьковской облгосадминистрации Игорь Колот так комментирует жалобы автоперевозчиков.

— Я бы поставил на первое место все-таки человеческий фактор: от плохого самочувствия или невнимательности на дороге никто не застрахован. Хотя аварий по вине водителей автобусов в области практически нет. Что касается технического состояния автобусов, то на учете у нас состоит 2000 машин, из них только 50% — не старше трех лет. Замены требуют 20%, хотя совсем изношенных нет и их техническое состояние постоянно проверяют инспекторы ГАИ. С дорогами хуже. Их делят на три категории:

государственного значения ремонтируем мы, коммунальные — местные советы, сельские — районные власти. Но чтобы привести все дороги в нормальное состояние, необходим миллиард гривен. Таких денег, конечно, нет. Проблему льготников мы тоже знаем. Конечно, это влияет на качество услуг автопредприятий.

К тому же сейчас в стране нет государственных АТП, только частные. Когда мы подписываем договор с ними, мы обязуем их обновлять транспорт и следить за его техническим состоянием. К сожалению, не все перевозчики это выполняют.

Профессор кафедры автомобилей Леонид Рыжих:

— Причин роста числа аварий с автобусами несколько. Во многих автопредприятиях не соблюдаются элементарные нормы безопасности. К примеру, в небольшом АТП часто нет ни медика, который проверял бы водителя перед выездом, ни механика, который отвечал бы за исправность автобуса. Кроме того, АТП жалуются на отсутствие качественных деталей. У нас в стране нет организации, которая бы контролировала и сертифицировала выпуск запчастей. Поэтому владельцы автопредприятий покупают то, что предлагает рынок… Не стоит забывать и о квалификации водителей. Сам факт, что ГАИ зафиксировала 14 случаев управления автобусами без наличия надлежащей категории у водителя, говорит о многом. Ведь категория D, предоставляющая право перевозить пассажиров, дается, только если водитель получил категорию C и проездил с ней три года на междугородных направлениях… В городе аварий больше, чем в области

По данным пресс-службы областной ГАИ, за январь-февраль 2009 года на дорогах Харьковской области зафиксировано 18 ДТП с участием автобусов. 12 из них были совершены по вине водителей автобусов. За эти же два месяца инспекторы ГАИ проверили 701 АТП и 3666 единиц автотранспорта. Три водителя задержаны в состоянии алкогольного опьянения, 14 — управляли автобусом без соответствующих документов.

А вот в самом Харькове с 1 января 2009 года произошло уже 50 ДТП с участием автобусов: 43 столкновения и 5 наездов на пешеходов (22 человека получили травмы).

Игорь Марчак

Разделы по теме:
Рубрики:   Автобус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.