Новости. Тимошенко хочет лишить часть льготников бесплатного проезда
Агентство Телебачення «Новини», 29.05.2009.
Сократить перечень льготных категорий на право бесплатного проезда в транспорте предложила на заседании Кабмина премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Свою позицию она аргументировала тем, что к льготникам относится немало граждан, которые имеют достаточный доход, чтобы платить за проезд. Перевозчики подчеркивают: правительство должно совсем отказаться от льготников, взамен ввести денежные надбавки малоимущим
Украина уже давно осталась в меньшинстве по вопросам предоставления льгот и социальной защиты населению. Перевозчики не устают приводить опыт не только западных стран, но и России. Северные соседи еще в 2005 году провели так называемую монетизацию льгот и вместо прав бесплатного проезда и других упраздненных привилегий ввели денежные надбавки. Без громких протестов не обошлось, но теперь даже немало самих льготников реформу считают удачной. В Украине, говорят транспортники, также необходима такая система социальной защиты. Дескать, это позволит решить, кому действительно нужны льготы, а кто может и оплачивать проезд. К тому же при подобной реформе деньги будут работать, уверены эксперты, а не изыматься из бюджета на компенсации перевозчикам.
Рафиг Гадиров, перевозчик: «Государство, если дополняет до пенсии какую-то сумму денег, он же потом от перевозчика получает эти деньги в виде налогов, в данной ситуации, что у нас государство не может получить ни от нас, ни от льготного контингента».
Сейчас, говорят перевозчики, 28 категорий граждан имеют право на бесплатный проезд. Кроме инвалидов и ветеранов войны, это и ветераны или сотрудники различных ведомств, которые имеют и льготы, и неплохую зарплату. Всего, по данным областного управления социальной защиты, в регионе проживает 844 тысячи льготников. 85 процентов из них имеют право бесплатного проезда, но лишь треть, приводит данные глава управления Игорь Балута, действительно малоимущие. Компенсировать проезд всех льготников, по закону, должно государство. Однако, по словам председателя союза работодателей на автотранспорте Николая Шевченко, пока государство платит всего десять гривен в год за перевозку одного льготника. Но и этих средств, подтверждают чиновники, транспортники не получают.
Игорь Балута, начальник облуправления социальной защиты: «Сумма компенсаций, необходимая Харьковской области на транспортировку льготного контингента, должна быть около 119 миллионов, на сегодняшний момент в бюджете предусматривается сумма 24 миллиона гривен».
На заседании Кабмина Тимошенко заявила, что решение проблемы оплаты за перевозку льготных категорий пассажиров она видит в приобретении проездных билетов для них за счет бюджета. Но когда в правительстве подсчитали, сколько на это нужно средств, поняли: их у государства просто нет. Бюджетный дефицит не прибавляет оптимизма и самим льготникам. Больше всего люди боятся, что замена привилегий надбавками приведет к тому, что деньги просто не будут выплачивать.
Александр, пенсионер: «Я считаю, правильно, какая система есть сейчас».
Ирина, сотрудник книжного бизнеса: «У меня родители пенсионеры - это будет очень сложная ситуация. Эти люди, они совсем не готовы, чтобы сняли льготы»
Вячеслав, грузчик: «Я считаю, что это неправильно. Не у всех категорий граждан есть возможность платить в транспорте».
Татьяна Анатольевна, пенсионерка: «Ну, вообще для пенсионеров это, конечно, не выгодно. Хотя, смотря сколько доплачивать будут - кто мало ездит, может, и есть смысл».
По словам эксперта по вопросам социальной защиты, профессора Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Виктора Елагина, именно монетизация льгот дает возможность персонифицировать государственную помощь, т.е. предоставить возможность самим льготникам выбирать, какая помощь им нужна. Но для проведения реформы необходимо провести большую работу: как подготовить общественность, так и просчитать возможности бюджета, - в каком объеме и кому может помочь государство.
Виктор Елагин, профессор кафедры социальной и гуманитарной политики: «Одна бабуся користується цим транспортом, щоб поїхати на базар, а інша - сидить дома. А в сільській місцевості вона взагалі цим не користується, а гроші ідуть, й тут немає взагалі персоніфікації цих видатків. Це треба робити, але ще, я наголошую, це потрібно було обумовлено й економічно, й в соціальному середовищі».
Пока перевозчики даже и не надеются на скорую льготную реформу. Но при этом подчеркивают: в условиях кризиса бесплатная перевозка пассажиров приводит к упадку предприятий. Тем более среди льготников немало аферистов. По словам начальника Харьковского метрополитена Сергея Мусеева, каждую неделю сотрудники подземки выявляют до полусотни владельцев поддельных удостоверений. А потому, обрадовались бы, если бы первым шагом реформы было хотя бы предоставление льготникам проездных билетов.
Сергей Мусеев, начальник ДП "Харьковский метрополитен": «Когда, определив точно, эти люди достойны и заслужили своим жизненным путём, трудом иметь льготу постоянного проезда, – пожалуйста, мы им предоставляем льготу бесплатного проезда в виде предоставления льготного средства проезда. Остальные не заработали, не имеют льготу - следственно, должны оплачивать проезд».
В подземке, по словам Мусеева, такую систему планируют ввести за собственный счет: в действительные удостоверения поместить специальные чипы, по которым будет предоставляться бесплатный проезд.
Марина Николаева
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро, Трамвай, Троллейбус, Автобус, ЖД транспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.