Новости. Льготники и автоперевозчики в юридических «ножницах»

Газета "Время", 05.06.2009.

Недавно в редакцию газеты «Время» обратилось сразу несколько читателей со сходными жалобами. Речь шла о том, что люди, имеющие льготы на проезд в автотранспорте, нередко не могут воспользоваться своим законным правом. Либо могут, но только после долгих и утомительных препирательств с водителями.

По одну сторону «баррикады»…

В общем-то, автор этих строк и сам неоднократно был свидетелем подобных сцен — между пассажиром, предъявившим соответствующее удостоверение, и водителем начиналась перебранка. Водители заявляли, что «больше одного/двух/трёх льготников я не везу», и вообще «мне надо выполнять план» и т. д., и т. п. Что характерно, ссылок на какие-то законодательные акты, ограничивающие проезд льготников, при этом не приводится. Разве что можно увидеть в некоторых маршрутных такси или экспресс-автобусах листок, на котором написано что-нибудь вроде «проезд льготников осуществляется на основании действующего законодательства Украины». Понятно, что не «вопреки законодательству», но это никак не вносит ясности в болезненные взаимоотношения льготников и автоперевозчиков. Доходит даже до того, что некоторые льготники, в основном из числа пенсионеров-«детей войны», начинают сомневаться, имеют ли они вообще право на бесплатный проезд — об этом, например, с горечью написала харьковчанка Галина Ивановна Курочка.

Кстати, в одном из полученных редакцией писем описывались и «левые» доходы водителей, которые они якобы получают таким образом: «На автостанции в Змиёве водитель не хотел ехать в Харьков из-за пенсионеров... А потом он решился на взятку и сказал, мол, давайте по две гривны и я вас повезу...» Естественно, подлинность этого эпизода проверить уже невозможно, но сама ситуация вполне правдоподобна.

…и по ее другую сторону

Произвол, некому пожаловаться, попираются законы — так видится эта ситуация с одной стороны. Людей можно понять — ведь право на бесплатный проезд у них юридически есть. И почему они должны продираться через терновые заросли хамства, чтобы это право реализовать? Кстати, помимо эмоций, в письмах были и вполне конкретные вопросы: например, так сколько же льготников по закону может перевозить одно транспортное средство? И куда можно пожаловаться на грубость водителя, если таковая имела место?

Чтобы выяснить, как эта ситуация видится с другой стороны, корреспондент «Времени» обратился за комментарием к Николаю Шевченко, директору АО «Герц» и президенту Харьковской городской ассоциации автобусных перевозчиков.

По его словам, действительно, ни в одном законе не прописан скользкий момент с «количеством льготников», притом, что сама законодательная база предусматривает ни много, ни мало 27 категорий граждан, имеющих право бесплатного проезда. «Вы же понимаете, что если в маршрутку, рассчитанную на 14 мест, сядет 10 из тех, которые не платят, то поездка потеряет всякий смысл с коммерческой точки зрения», — говорит Николай Евгеньевич. По законодательству, компенсировать (в денежной форме, разумеется) льготный проезд автоперевозчику должно государство. Между тем, как рассказал Н. Шевченко, только на трёх маршрутах в пределах города Харькова убытки от перевозки льготников за год составили 1 млн. 280 тыс. гривен — без получения какой-либо компенсации.

Однако существует еще один тонкий юридический момент — статья 31 Закона об автомобильном транспорте, где указывается, что «отношения автомобильного перевозчика... с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления определяются договором про организацию перевозок пассажиров». В нём устанавливаются, кроме прочего, «размер компенсации автоперевозчика вследствие перевозки льготных пассажиров».

«Было бы невыгодно — не возили»

Газета «Время» обратилась за комментарием к директору департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Евгению Водовозову.

По его словам, картина, очерченная Николаем Шевченко, неполна. Дело в том, что в законы, определяющие категории льготников, а точнее, в их «конечные положения» включен и механизм финансового обеспечения подобного проезда. Например, в «Законе о социальной защите ветеранов» говорится, что «расходы на обеспечение бесплатного проезда ветеранов войны... осуществляются за счёт средств государственного бюджета Украины, в порядке и условиях, определяемых Кабинетом министров Украины». Городские и областные власти, как видим, не упомянуты. Соответственно, денег на компенсацию автоперевозчикам проезда льготников в городском бюджете не заложено.

Исключением является случай, когда льгота какой-либо категории населения вводится непосредственно местными властями. Как сообщил Евгений Водовозов, со всеми автоперевозчиками у горсовета заключён договор, и ни о какой компенсации речи там не идёт — и заключавшие договор перевозчики знали это, когда его подписывали. Ситуация с появившимися юридическими ножницами («Закон об автомобильном транспорте» — закон, предусматривающий бесплатный проезд) появилась потому, что «имело место слишком много популистских законодательных инициатив». «Если бы автоперевозчикам было невыгодно возить пассажиров, неужели вы думаете, что они бы их по-прежнему возили?» — спросил меня Евгений Наумович под конец беседы.

В случае грубости со стороны водителей, отказа «принять на борт» человека, имеющего законную льготу, он посоветовал обращаться с жалобой непосредственно в департамент транспорта и связи. Лучше — в письменном виде.

Что в «сухом остатке»? С одной стороны, автоперевозчикам предусмотрена компенсация. Это есть в законодательстве, чёрным по белому. С другой стороны, не вполне понятно, кто именно должен её выплачивать, в результате (как правило) её не выплачивают в принципе. Естественно, предприниматели не желают работать себе в убыток и стараются найти «обходные пути», придумывая собственные правила вроде «больше трёх льготников не возим». Так же естественно, что люди, получившие льготу, не понимают, почему они должны от неё отказываться в чужую пользу.

Как разрешить подобную ситуацию, видимо, могут ответить только те, кто все эти законы принимал, то есть депутаты. А пока пассажирам приходится периодически выяснять отношения с водителями, а предпринимателям — подсчитывать убытки.

Евгений Кривочуприн

Разделы по теме:
Рубрики:   Автобус

Комментарии

Константин
08.06.2009 11:41
НУ и дальше. Депутаты действуют как всегда. Они пообещали, стали добренькими, кто-то пролез в парламент. После этого, как водится, они про свои обещания забыли. Денег то на это дело никто выделять не собирался изначально.
Вопрос в другом, в ответственности власти за принятие популистских законов, которые в принципе не имеют механизма реализации. Это же типичных лоховской развод, в итоге льготник ругается с водилой, а депутат "предоставивший" льготы остаётся в стороне. Более того, перед очередными выборами он козыряет, что он "даёт" льготы своим избирателям, и будет "обеспечивать" бесплатный проезд всех и вся и далее. Ясен перец, что ему лично такой вот 3,14z...ж ничего не стоит. И в вечном споре между водителем и льготником именно депутата почему-то никто не поминает. И более высоких должностных лиц тем более.
То есть более простым языком баба Хывря с бабой Маней приняли закон, согласно которому они обязуются выкатывать картошку на огороде бабы Дуни, и делить её между собой.

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.