Новости. Льготников ЗА БОРТ?
Еженедельник "Пятница", 11.06.2009.
Некоторое время тому назад, а точнее в 2003 г. в одной из «культурных столиц» Европы произошел знаковый, как любим часто мы говорить, случай: отстаивая дарованное государством право на бесплатный проезд, сотрудник милиции — борец с организованной преступностью применил оружие, ранив водителя и кондуктора. Последние пытались это святое право офицера милиции оспорить, но, естественно, силы были неравны — предприниматели оказались в больнице с «огнестрельными ранениями различной степени тяжести».
Я вспомнил этот инцидент в связи с другим, более свежим случаем, произошедшем на моих глазах пару дней назад в другой культурной столице (мы-то, харьковчане, знаем, кто есть кто среди «столиц»). На остановке «Проспект Гагарина» в так называемое «маршрутное такси», направлявшееся в сторону аэропорта попытались войти два пенсионера (судя по внешнему виду — пенсионера у нас можно узнать не только по возрасту). Последовавшая сцена превзошла все, что лично я видел в этих «такси» ранее. Водитель — мужлан в засученных до ушей спортивных штанах и драной майке, наполовину высунувшись из командорского места, — прямо-таки заорал на опешивших ветеранов. Тут было все — и «совсем охренели эти…!», и «чего лезете в маршрутку — есть для вас троллейбус!», «я уже взял пятерых таких как вы!», «какого… не сели в 115-й, а претесь в мой!», и «какие на… дети войны!», «а мне кто будет платить!?», «я не обязан возить всех бесплатно!» и прочее в таком же духе. (Из санитарно-гигиенических соображений привести весь набор воплей обезумевшего хама за рулем не представляется возможным.)
Приводить какие-то подробности, имена, номер маршрута («для принятие мер») в данном случае совершенно бессмысленно и просто глупо. «Случай в автобусе» (в этом вся беда) — не исключение, а абсолютная, устоявшаяся практика, чрезвычайно точно иллюстрирующая реальное положение дел в Украине. В нашем виртуальном «государстве» существуют два правопорядка. Первый — в официальных документах, законах «о том, о сем, пятом-десятом», второй, настоящий правопорядок имеет место в реальном мире — в автобусе (маршрутке), в поликлинике, в суде, в милиции и т. п.
Кстати о так называемых маршрутках. Как и многие другие слова из современного украинского новояза (типа «социальные сорта хлеба».), это понятие как нельзя точно характеризует наши «реалии» — вместо решения проблем мы изобретаем слова, эти проблемы маскирующие. Пенсионерам, ветеранам и прочему «контингенту» можно бесплатно ездить автобусом — «кроме такси». Вот вам и «маршрутка».
Если бы власть, «компетентные органы» действительно возжелали раз и навсегда решить проблему с недобросовестными «перевозчиками», отказывающимися брать на борт льготников (а то и просто вышвыривающих последних за борт), — если бы это входило в планы контролеров, здесь давно был бы наведен порядок. Пару показательных лишений лицензий с широковещательной информационной компанией по всем каналам — и на следующий день «контингент» садился бы в автобус без опасения получить эмоциональный шок или, того хуже, инфаркт. Да и сами льготники почувствовали бы, что закон — на их стороне.
Предчувствую возражения: все не так просто, перевозчики не могут бесплатно возить льготников, государство должно компенсировать им эти затраты и этого не делает, транспортники несут убытки — невозможно работать. В последнем доводе бедных предпринимателей — ответ на все их возражения. Не нравится такой неблагодарный бизнес — переводите «активы» в другой, более спокойный и более прибыльный. А нет — работайте на тех условиях, которые устанавливает государство. Не нравится государство (то бишь власть) — меняйте ее. Продавливайте — законно — «монетизацию» и т. п. А вариант «Не буду возить, потому что невыгодно» не проходит — наши нищие пенсионеры, забытые «слугами народа» ветераны — тоже люди, и свое право таковыми оставаться, уже оплатили.
А самим обладателям льгот по бесплатному проезду можно только посоветовать: спокойно садитесь в автобус, не вступайте ни в какие пререкания с «перевозчиком», просто запишите не спеша все данные автобуса, номер маршрута, время и позвоните в соответствующее управление, а еще лучше — напишите письмо в прокуратуру. Дальше, извините, не ваше дело. Проверки, которую будут проводить различные «органы», достаточно дорого обойдутся недобросовестным перевозчикам, решающим свои трудности (они на самом деле есть, а у кого их нет?) за счет самых слабых.
И еще совет одного льготника: в случае претензиями со стороны контролера (предъявить удостоверение и т. п.) попросите его самого показать документ. Часто на этом конфликт чудесным образом заканчивается отступлением контролера (или кто там он был на самом деле).
Кому-то проблема передвижения пенсионеров, ветеранов, инвалидов покажется не столь масштабной, как вопрос о том, кто именно из известных нам ничтожеств, претендующих на звание всеукраинских «кондукторов», останется у вожделенного кормила. Как сказать… Ведь все там будем, или — почти все.
Вячеслав МАНУКЯН, магистр права, для «Пятницы»
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Автобус |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.