Новости. Как стать магистром железных дорог
Газета "Вечірній Харків", 01.07.2009.
Гость «Прямой телефонной линии» — проректор по научно-педагогической работе Украинской государственной академии железнодорожного транспорта Сергей Владимирович Панченко.
Образование не подорожало
— Здравствуйте, Сергей Владимирович. Меня зовут Виктор Петрович. В этом году в вузах сократили госзаказ. Скажите, пожалуйста, сколько бюджетных мест сократится в вашей академии?
— Приказа Министерства транспорта и связи Украины о сокращении бюджетных мест пока нет. В целом по академии набор на бакалавра сократится примерно на 110 человек, на специалиста — на 130 человек. Почти на столько же уменьшится и прием на контрактное отделение.
— А как сказалось на академии сокращение экономических специальностей?
— Бюджетных мест на специальности «Маркетинг», «Менеджмент организаций», «Финансы» не существует уже четвертый год: мы принимаем студентов только на контрактную форму обучения. Но мы планируем создать бюджетные места по специальности «Экономика предприятия».
— И еще, если можно, вопрос. Подорожало ли образование по контракту?
— В сложных экономических условиях мы пошли людям навстречу: в этом году в нашей академии образование не подорожало ни на копейку. Цены на все специальности одинаковы: обучение на бакалавра на дневном отделении стоит 3500 грн. за семестр, на магистра и специалиста — 5980 грн.
— Добрый день, Сергей Владимирович. Моя внучка оканчивает IV курс, защищает диплом бакалавра и собирается учиться дальше. Чем отличаются дипломы специалиста и магистра и сколько стоит обучение?
— Специалист и магистр — это разные квалификационные уровни. Срок обучения на специалиста — 1 год, на магистра — полтора. По большинству специальностей в академии есть и бюджет, и контракт, но на экономические специальности только контрактное обучение — как на специалиста, так и на магистра. Год обучения на специалиста стоит около 7 тыс. грн., полуторагодичное обучение на магистра — 8,5 тыс. грн. Оплату можно производить посеместрово, раз в полгода.
— Некоторые вузы в кризисный период принимают оплату не за семестр, а за месяц. Идете ли вы на такие уступки?
— При приеме в академию на бакалавра такой практики нет.
Женщинам железная дорога тоже по душе
— Добрый день, Сергей Владимирович. Меня зовут Света. Скажите, пожалуйста, есть ли в академии специальности для девочек?
— У нас нет сугубо мужских специальностей. Но чаще всего девушки выбирают экономический факультет, специальности «Автоматика, телемеханика и связь», где готовят связистов, специалистов компьютерной системы управления. Нравится девчонкам и факультет управления процессами перевозок. Востребован также строительный факультет, где мы готовим архитекторов. Причем девушки делают удачную карьеру. Например, Полтавское и Сумское отделения ЮЖД сейчас возглавляют женщины.
— А какие специальности востребованы больше всего?
— «Организация перевозок и управления на транспорте» — такие специалисты заняты абсолютно во всех службах железнодорожного хозяйства: коммерческой, грузовой, пригородных и пассажирских перевозок.
— Здравствуйте, Сергей Владимирович. Скажите, пожалуйста, каких специалистов готовят у вас по специализации «Менеджмент внешнеэкономической деятельности» и «Организация международных перевозок» и насколько они востребованы на рынке труда?
— Мы обучаем таких специалистов только по контракту. К сожалению, сегодня мы не можем трудоустроить всех выпускников-контрактников. В этом году, например, мы обеспечили рабочими местами около 65% выпускников контрактной формы обучения.
— Меня зовут Виктор Степанович. Скажите, пожалуйста, готовит ли ваш вуз специалистов для таможни?
— В нашем вузе есть специализация «Организация таможенного контроля на железнодорожном транспорте». По этой специальности существует только контрактное обучение. Наши выпускники могут работать и на таможнях железнодорожных вокзалов — заниматься растаможиванием грузов, и на других таможнях.
Поездами «рулят» люди с высшим образованием
— Добрый день, Сергей Владимирович. Существует ли у вас распределение?
— В нашей академии распределяются 93% бюджетников и 65% контрактников. Практически все студенты, которые оканчивают академию на местах госзаказа, получают первое рабочее место, в основном — на железнодорожном транспорте. Мы практически единственный вуз в Харькове (кроме медицинского), который обеспечивает выпускников работой.
— Устраивают ли ваших специалистов эти рабочие места или они выбирают себе другую работу?
— От мест по распределению отказываются единицы, и связано это или с местом проживания, или с квотами на других предприятиях.
— Кризис не ударил по распределению?
— Кризис ударил по всему, и нельзя сказать, что в этом году распределение осталось на прежнем уровне. Изменилось количество мест на предприятиях, куда могут взять выпускников. К счастью, ЮЖД берет наших выпускников на рабочие специальности. К слову, когда-то это было даже обязательным: прежде чем занять руководящий пост в управлении дороги — специалист должен был не менее пяти лет проработать на линии, пройти все этапы производства — начиная с самой низкой должности. Наше распределение позволяет выпускнику занять средние рабочие должности.
— И сколько же получает молодой специалист после академии?
— Помощник машиниста, например, получает от 1250-1500 грн. до 2 тысяч. Большинство инженеров после окончания академии сами идут на рабочие должности, причем зарабатывают больше, чем руководители. А некоторые выпускники после вуза понимают, что не могут заниматься технологическим процессом или руководить коллективом. Поэтому многие машинисты и их помощники имеют высшее образование.
— А если выпускнику не досталось распределение — он может устроиться на гражданскую работу?
— Экономисты могут работать в разных отраслях на всех предприятиях, специалисты по теплотехнике — в городском хозяйстве, в Теплосети, на заводе им. Малышева и др. Специалисты по строительству дорожного и машинного оборудования находят себе работу по ремонту и строительству автомобильных дорог.
Переделывать общежития не будут
— Здравствуйте, Сергей Владимирович. Меня зовут Ангелина. Собираюсь к вам поступить, но я иногородняя, поэтому хотелось бы знать, как обстоят дела с общежитиями и условиями проживания. Года два назад у вас училась наша родственница, целый год она вынуждена была снимать комнату, потом ее все-таки поселили в общежитие, но в комнате уже проживало пять человек. Изменилась ли эта ситуация в лучшую сторону?
— В 2005 г. ЮЖД купила нам дополнительно общежитие на 300 мест, и ситуация с проживанием студентов улучшилась. Учитывая то, что мы готовим специалистов для всей страны и у нас очень много иногородних — всех студентов обеспечить общежитием мы не можем. Поэтому в общежитиях живут все бюджетники и больше половины контрактников.
— А какие там условия проживания?
— В 16-этажном общежитии в районе Конного рынка в комнатах проживают по два и четыре человека, а в общежитии возле Южного вокзала есть 2-х-, 4-х- и 6-местные комнаты.
— И еще разрешите уточнить. Говорят, что общежития около Конного рынка к Евро будут переделывать под гостиницы. Если это правда — куда будут расселять студентов?
— Я убежден, что переделывать общежития под гостиницы не будут.
В стройотряд — на море
— Здравствуйте, Сергей Владимирович, меня зовут Олег Борисович. Планируете ли вы организовать практику на предприятиях для студентов, получающих в академии второе образование?
— Такая практика есть только на дневной форме обучения. Как правило, если человек получает второе образование на заочном отделении — предполагается, что он работает, и отрывать его от работы, отправив на практику, невозможно. Этот перерыв в работе должен оплачиваться. Для заочников предусмотрено 40 дней для сессии, дольше этого срока мы не имеем права вызывать вас на обучение. Организовать практику в рамках 40 экзаменационных дней просто невозможно.
— Добрый день. Слышал, что летом у ваших студентов популярны стройотряды.
— Мы обучаем студентов рабочим специальностям. Круглый год в стройотрядах работают около 300 студентов (одну неделю в месяц), а летом в стройотрядах трудятся около 2 тысяч человек. Наши студенты работают проводниками вагонов (в этом году проводниками в стройотряды мы набрали больше 1200 человек), в составе 7 стройотрядов — помощниками машинистов, монтерами пути, составителями вагонов, билетными кассирами.
Проводник зарабатывает около 800 грн. в месяц, и, конечно, наши студенты очень любят летом работать в поездах на Евпаторию и Феодосию.
Личное дело
Панченко Сергей Владимирович. Родился 1 июля 1966 г. в пос. Зидьки Змиевского р-на Харьковской обл. В 1990 г. окончил Харьковский институт инженеров транспорта (сейчас — Украинская государственная академия железнодорожного транспорта). Учебу в институте совмещал с работой лаборанта, затем старшего лаборанта. После окончания аспирантуры работал ассистентом, старшим преподавателем. В 1996 г. — доцент кафедры автоматики, телемеханики и связи, ответственный секретарь приемной комиссии, помощник проректора по приему и учебному комплексу. С 2004 г. по настоящее время — проректор по научно-педагогической работе Украинской государственной академии железнодорожного транспорта. Хобби — охота и рыбалка. Женат, сын — школьник.
Марина Ефанова
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | ЖД транспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.