Новости. Виктор Остапчук: «Время и движение вперед нельзя остановить!»
Газета "Время", 03.07.2009.
Философы-материалисты утверждают, что мир состоит из времени и пространства, и сущностью этих неразделимых понятий является движение. Пролетарский поэт верно подметил, что «мы диалектику учили не по Гегелю», повседневная жизнь исходит из более понятных рабочему человеку категорий, но такая дата, как 140-летие Южной железной дороги, требует исторического осмысления.
Мы утверждаем, что без прошлого нет будущего. Под этой аксиомой подпишется каждый. И все же – почему так важно знать то, что было до нас? Очевидно, ответ на этот вопрос надо искать в преемственности поколений, поскольку во все времена главная роль в социальном развитии общества отводится молодежи. Герой Украины, начальник ордена Ленина Южной железной дороги В. Н. ОСТАПЧУК не раз подчеркивал, что сегодняшний день и особенно перспективы развития магистрали напрямую связаны с уровнем академических знаний молодого пополнения, его профессиональным мастерством и физической закалкой, которые должны подкрепляться нравственными критериями, заложенными отцами и дедами…
— Зерно истины кроется именно в этих высоких нравственных началах, а они немыслимы без знания того, что было до нас, — убежден Виктор Николаевич. – Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от прочной основы. Современные технические достижения на железнодорожном транспорте заложены в момент реализации мечты о «паровом коне». Сейчас трудовые процессы ускорены и механизированы, а часто и автоматизированы, но по своей сути ничуть не изменились.
У нас велик интерес к тому, что волновало дедов и прадедов. Точно так же и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им тоже будет необходим наш нравственный, производственный и культурный потенциал, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.
Через десять лет те железнодорожники, которым сейчас под 50 и более, уже станут полноправными ветеранами. Нынешние питомцы Малой Южной, окончив специальные учебные заведения, примут эстафету у сегодняшней молодежи, а им будет, как говорится, дышать в затылок очередное поколение юных железнодорожников. Время и движение вперед нельзя остановить, но могу поручиться, что и к 150-летию дороги наши преемники, как и мы сейчас, обязательно вспомнят 6 июля 1869 года, те самые истоки, откуда «есть пошла», как пишут в былинах, Южная железная дорога.
«…Харьковчане услышали первый свисток паровоза. Огромная толпа зашаталась, заговорила, заволновалась. Сначала появился дым, потом локомотив, украшенный флагами и гирляндами зелени, с музыкой на открытой площадке и представителями официальной власти. Люди онемели и молча рассматривали, как плавно катится невиданное чудовище. Кто-то выкрикнул «ура», грянул оркестр, и тысячи «ура» слились со звуками мелодии…» Так был описан приход первого поезда в Харьков в журнале «Всемирная иллюстрация»…
Я не раз читал эти строки, они воспроизведены в книге об истории Южной, изданной 10 лет назад, к 130-летию дороги. Событие изложено настолько подробно, что зримо представляешь себе и поезд из нескольких вагонов, подкатывающий к платформе, и нарядную восторженную толпу. Людей изумляла невиданная дотоле скорость движения: поезд вышел из Белгорода в 9 часов утра, а в Харьков прибыл уже к половине двенадцатого.
У меня эта картина ассоциируется с подобной из наших дней, тоже уже ставших историей. Спустя 133 года, и тоже в июле, в Харькове вновь состоялось знаменательное не только для Южной, а и для всей страны событие – был дан старт первому в Украине скоростному пассажирскому поезду. Эта дата – 11 июля 2002 года – стоит в одном ряду с той, первой. Всем нам памятен этот день. С самого утра Привокзальную площадь, часть которой перед главным входом в Южный вокзал преобразилась в зеленый «оазис» с двумя фонтанами, начали заполнять люди. На торжество пришли работники дороги, ветераны, юные железнодорожники Малой Южной.
Значимость данного мероприятия подчеркивало участие в торжественной церемонии тогдашнего главы государства Леонида Даниловича Кучмы. Министр транспорта, наш незабвенный Георгий Николаевич Кирпа, назвал открытие скоростного движения по маршруту Харьков — Киев «новой эрой в развитии железнодорожного транспорта Украины». Он тогда, помнится, обрисовал перспективы, и в соответствии с его словами уже в августе из Киева в Харьков пошел встречный «Столичный экспресс», а со временем такие поезда из Киева пустили в Одессу, Симферополь и Львов.
В 1869-м в духе того времени на платформе были накрыты столы, подготовлен аналой для молебствия. Мы придерживаемся своих традиций. Возле четвертого вагона протянули сине-желтую ленточку, которую предстояло разрезать высоким гостям. Им преподнесли хлеб-соль, начальник поезда отрапортовал о готовности. Но, как и тогда, гремели торжественные марши. И реакция людей, думаю, была очень похожей. Тогда, 140 лет назад, нашлось немало смельчаков из публики, которые изъявили желание прокатиться по «чугунке». И наши почетные гости, участники церемонии тоже быстро заполнили вагоны. Сигнал к отправлению был дан в традициях прошлой эпохи — ударом в колокол. Первый в Украине «Столичный экспресс» тронулся в путь, постепенно набирая обороты, и уже через два часа после выезда из Харькова его торжественно встречали на станции Полтава-Киевская, а спустя еще три с половиной часа скоростной поезд под звуки «Киевского вальса» подошел к столичному перрону…
— Как же нам все-таки повезло, что 140 лет назад дорога на юг, соединявшая центр России с портами Черного моря, пролегла через Харьков!
— Убежден, что судьба города и дороги не могла сложиться иначе. Харьков был крупным торговым и ярмарочным центром и стоял на перекрестье. Соответственно наша магистраль и тогда, и сейчас является своеобразным перекрестком, объединившим главные направления движения: с севера на юг и с востока на запад. Первой в конце 1869 года начала действовать Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, следом за ней — Харьковско-Николаевская и Лозовско-Севастопольская, позднее преобразовавшаяся в Курско-Харьковско-Севастопольскую. А слившись воедино, все они дали жизнь транспортной структуре, получившей в начале прошлого века название Южные железные дороги, а с тридцатых годов современное — Южная железная дорога.
Бум железнодорожного строительства во второй половине 19-го века был вызван жизненной необходимостью. То, что страна, раскинувшаяся на огромной территории, нуждается в современном транспортном сообщении, лишний раз доказало поражение в Крымской войне, когда оторванные от театра боевых действий части российской армии были обессилены уже в результате длительных пеших переходов… Пуск скоростных экспрессов — это тоже веление времени, часть общей работы по воплощению в жизнь стратегической программы «Европейский выбор».
И первый поезд, и первый скоростной экспресс несли с собой цивилизацию и прогресс.
Открытию скоростного движения в Харькове предшествовали модернизация пути и обустройств на всем протяжении участка Харьков — Гребенка, развернутая длина которого — 592 километра. Кстати, модернизацию пути наши путейцы проводили впервые. Для них это был совершенно новый комплекс очень сложных работ — не просто капитальный ремонт, но и оздоровление земляного полотна, очистка и восстановление водоотводных сооружений, уборка полосы отвода… Думаю, путейцы не забыли, что они многое тогда делали впервые, и трудились, что называется, в общей связке. На участке скоростного движения были задействованы практически все путейские подразделения Южной, помогали и коллеги с других дорог — Донецкой, Приднепровской, Юго-Западной.
Такое единение наглядно свидетельствовало о незаурядности предстоящего события. По прошествии лет наши потомки, отмечая очередной юбилей, обязательно вспомнят день, когда из Харькова, «первой столицы», с европейской скоростью отправился в Киев современный пассажирский экспресс с европейским уровнем комфорта и обслуживания. И его путь пролегал мимо станций с европейским дизайном и архитектурой…
— Прорыв в «эру высоких скоростей» — безусловная заслуга в первую очередь нынешних железнодорожников, непосредственно участвовавших в этой сложной комплексной работе. Но есть же в нем и вклад тех, кто 50 с лишком лет назад осуществил монтаж контактной сети, построил тяговые подстанции и восторженно встречал первые электрички, прибывшие из Харькова в Лозовую и Казачью Лопань?
— Безусловно. Потому мы и говорим о преемственности поколений. Я сам и мои ровесники, а тем более ветераны отлично помним крылатую фразу «…плюс электрификация всей страны», которой руководствовались наши отцы и деды. Именно в конце 50-х — начале 60-х был заложен первый камень в фундамент широкомасштабного проекта, значение которого возрастает с каждым годом, поскольку он охватывает важнейшие аспекты сегодняшнего дня — экономический, экологический, геополитический… Электрификация основных грузо- и пассажиронапряженных направлений — это наша главная стратегическая программа, рассчитанная не на одно и не на два десятилетия.
В 2007-м, удачном для нас году мы открыли сквозное движение на электротяге на обширном полигоне дороги от пограничной станции Тополи до стыковой станции Гребенка. Это очень весомое достижение в общегосударственном масштабе, поскольку данное направление — исключительно важное с точки зрения привлечения в Украину дополнительных транзитных вагонопотоков со стороны России, Казахстана, Китая и стран Восточной Европы. Мы принимали поздравления из столицы, от коллег с других дорог, но не забывали при этом, что работы по электрификации так называемого широтного хода дороги были начаты еще в 1967-м. Первым участком данного направления, электрифицированным на переменном токе, стали 77 километров от Валуек до Купянска, затем был переведен на электрическую тягу переменного тока участок Купянск — Граково, а в 1972-м от Купянска до Харькова пошли новые для того времени электровозы двойного питания ВЛ-82.
— Десять лет назад 130-летие дороги было ознаменовано открытием электрифицированного участка Миргород — Ромодан…
— В 1994-м, через три года после распада Союза, коллектив дороги приступил к реализации Государственной программы электрификации железных дорог Украины. Первая памятная веха на этом пути — 1997 год, когда был электрифицирован 42-километровый участок Гребенка — Лубны. В 1998-м мы продвинулись на 30 километров — до Ромодана, в год 130-летия дороги, 1999-м, прошли 26 километров до Миргорода, а в 2000-м контактный провод продлили еще на 15 километров — до Гоголево.
Начало третьего тысячелетия было ознаменовано 25-километровым рывком до Сагайдака. 2002-й — еще более удачный, удалось продвинуться на 48 километров до Полтавы-Киевской. Затем темпы по объективным причинам резко снизились. В 2003-м электрификация дошла только до Вакуленцев, в 2004-м — до Божкова. Новый мощный рывок удалось сделать в 2006-м — 48 километров до Коломака. А завершающий этап был еще более значительным — 52 километра до Совнаркомовской. Победу, как, уверен, многие помнят, мы праздновали 20 сентября 2007 года на станции Огульцы. С того дня ей было присвоено имя Александра Пучко — одного из самых ярких и талантливых руководителей Южной.
А потом без промедления началась подготовка к переводу на электротягу участка Полтава — Кременчуг — Бурты с выходом на Одесскую магистраль. В прошлом году, ко Дню независимости Украины, мы завершили работы по электрификации станции Полтава-Южная, а той осенью, электрифицировав участок Кременчуг — Бурты и состыковав таким образом контактную сеть двух сопредельных дорог — Южной и Одесской, положили начало масштабной работе, по завершении которой электрическая тяга соединит Кременчуг с Полтавой-Южной, а Полтаву-Южную — с Красноградом. В нынешнем году, 1 июня, было подано напряжение на контактную сеть электрифицированного парка приема и отправления станции Кременчуг. Теперь этот один из крупнейших узлов дороги исправно и в необходимом объеме обеспечивает отправление грузов к одесским портам. Параллельно с электрификацией, как у нас заведено, полностью обновляется вся инфраструктура дороги: проводится ремонт путей, систем сигнализации, централизации, блокировки и связи, реконструируются вокзалы и посадочные платформы.
— Виктор Николаевич, прошлый, 2008 год положил начало разрушительному кризису, который коснулся практически всех государств мира. Южная сразу же в полной мере ощутила последствия сбоев в работе предприятий нефтеперерабатывающей и сырьевой направленности, расположенных в Сумском и Полтавском регионах. Итоги работы дороги за первое полугодие 2009-го поневоле отражают диалектику нынешнего состояния экономики. И тем не менее «южане» не теряют оптимизма и 140-летие дороги встречают с хорошим настроением…
— Кризисы на нашем веку уже случались. Вспомним начало девяностых, когда разрыв хозяйственных связей, передача россиянам Белгородского отделения, дававшего львиную долю погрузки, поставили дорогу на грань выживания. Экономические показатели составляли тогда лишь третью-четвертую часть когда-то достигнутого. И все же даже тогда, хоть и ценой немалых усилий, удалось восстановить часть грузопотоков, следовавших через Южную дорогу со стороны России, найти и привлечь дополнительные грузы и пассажиропотоки на вновь формирующемся рынке транспортных услуг.
А потом был взлет! Причем такой стремительный, какого не переживала еще ни одна отрасль страны. Под руководством Георгия Николаевича Кирпы железнодорожники стали, образно говоря, «украинским локомотивом реформ» и добились поистине фантастических результатов. Достижения в труде открыли возможность для роста заработной платы, расширения пакета социальных гарантий, внедрения страховой медицины… Жизнь Георгия Николаевича трагически оборвалась, но мы верны его традициям, его стилю работы, и уже в этом заложена надежда на новый подъем.
С диалектикой, как говорится, не поспоришь. Но сердце этих аргументов принимать не хочет, и потому кризису противопоставлен комплекс мероприятий, в которых большое место занимает экономия эксплуатационных расходов. У нас большие планы, мы работаем по их осуществлению и верны своей традиционной роли ведущего перевозчика грузов и пассажиров. Удалось не только удержать, но и улучшить позиции по целому ряду важных показателей, отражающих степень эффективности использования подвижного состава.
Напомню, что Южная железная дорога осуществляет транспортное обслуживание предприятий семи областей Украины: Харьковской, Полтавской, Сумской, Кировоградской, Черниговской, Луганской и Донецкой. Эксплуатационная длина главных путей составляет свыше 2811 километров, а развернутая длина — около 4009 километров. На сегодняшний день электрифицировано более половины путей, и работы в этом направлении продолжаются, о чем мы уже говорили. А еще дорога является одним из крупнейших плательщиков налогов в Харьковской области и в полном объеме выполняет свои обязательства перед государством. В 2008-м Южная перечислила в бюджет и другие целевые фонды 1,3 миллиарда гривен.
— В преддверии юбилейной даты в редакцию поступили отчеты практически всех служб и подразделений дороги о том, как они справились с обязательствами по достойной встрече 140-летия магистрали. Например, службой сигнализации и связи введена в действие блочная маршрутная централизация по станции Мерефа, на постах ЭЦ-2 и 3 станции Кременчуг модернизированы устройства СЦБ для пропуска обратного тягового тока, подготовлен проект для внедрения по станции Полтава-Южная микропроцессорного маршрутного набора…
— В условиях кризиса работать намного сложнее, но магистраль не сбивается с рабочего ритма. Если что-то не получается, ищем альтернативы. Взять, допустим, показатели использования локомотивов. Благодаря тому, что на участках Купянск — Основа — Полтава — Кременчуг сформировали и отправили около шестисот поездов весом до шести тысяч тонн, удалось сэкономить очень значительную сумму. А на участке Купянск — Валуйки с целью качественного использования купянских локомотивов двойного питания ввели 5 вывозных электровозов по обслуживанию за рабочее время локомотивной бригады двух пар грузовых поездов. Раньше вывоз 20-ти поездов обеспечивался восемью электровозами, а теперь всего 5 вывозных обеспечивают сдачу 20-ти поездов на Валуйки, а также вывоз 20-ти поездов с этой станции.
Можно привести немало примеров подобного хозяйственного отношения к делу. Так, для увеличения грузооборота службой перевозок был выполнен ряд организационных мероприятий, направленных на обеспечение дополнительного предъявления зерновых, муки, жмыхов и продовольственных грузов. Также проведена работа по оптимизации плана формирования поездов. Со станции Красный Лиман вагонопоток назначением на Юго-Западную и Львовскую железные дороги, который ранее следовал через Приднепровскую и Одесскую железные дороги, теперь направлен через нашу Южную. Со станций Ромодан и Гребенка восстановлено направление вагонопотока на станции Одесской дирекции через стык Бурты.
На нашей дороге, как ни на одной другой, эксплуатируются 8 рельсовых автобусов. Пять из них курсируют в Сумском регионе, благодаря чему было высвобождено 4 состава пригородных поездов на маршрутах Белополье — Пушкарное — Ахтырка и Сумы — Лебединская — Смородино. При эксплуатации рельсовых автобусов доходы от пригородных перевозок возросли вдвое, а экономия дизтоплива только за сутки достигает полутора тонн...
Хочу отметить и такой аспект. План подготовки к 140-летию дороги, утвержденный в конце прошлого года, предусматривал объективное отражение исторического прошлого, современного состояния и значимости Южной магистрали для Украины и ряда ее регионов, перспектив развития. Немалое место в нем отведено информационному обеспечению, культурно-массовой и спортивной работе. В соответствии с этим планом, например, Полтавская дирекция подготовила исторические справки и материалы по своим станциям, на крупнейших из них, в Доме науки и техники и административном здании дирекции, установлены стенды «От прошлого до современного», «Южная железная дорога из окна вагона». Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере «Молодая гвардия», участвуют в спортивно-развлекательных и воспитательно-патриотических мероприятиях, позволяющих узнать историю дороги, проникнуться ее традициями. В день юбилея праздничное торжество пройдет не только в центре, но и на отдаленных станциях…
Немало интересных публикаций к юбилею дороги появилось и в нашей дорожной газете «Южная магистраль» под рубрикой «Имя Южной». Думаю, мало кто знал, например, о «железнодорожном короле» Самуиле Полякове, а ведь он строил почти четверть железных дорог Российской империи, в том числе и Курско-Харьковско-Азовскую. А имя «профессора паровозного дела» Героя Социалистического Труда Николая Лунина даже мы, «южане», традиционно связывали с Новосибирским депо, откуда родом его знаменитый метод ухода за локомотивом. Между тем Николай Александрович с августа 1945-го несколько лет возглавлял Смородинское отделение паровозного хозяйства нашей дороги и обучался на инженерных курсах при ХИИТе…
Новые сведения удалось почерпнуть из газеты и о, казалось бы, хорошо известных на дороге людях — бывших начальниках дороги, в частности, об Александре Пучко, которого я считаю своим учителем. В тяжелейший период катастрофического спада грузовых перевозок Александр Александрович заявлял: «Мы сегодня могли бы сократить не менее 30 тысяч железнодорожников. Но этого никогда не сделаем. Потеря профессионально подготовленного многотысячного кадрового потенциала означала бы для железной дороги полный крах. Мы все сделаем, чтобы выжить, и поэтому делаем ставку на кадры, на собственные силы, ибо, кроме нас самих, никто нам не поможет. Мы сохраним накопленный потенциал, который, твердо уверен, будет востребован в будущем».
Я тоже готов подписаться под этими словами. История дороги складывается из человеческих судеб, и если мы хотим добиться успеха, то должны прежде всего позаботиться о работоспособном коллективе, не забывая о ветеранах и детях. А каждому из нас неплохо было бы взять на вооружение принцип дважды лауреата Нобелевской премии Марии Кюри: «Надо верить, что ты на что-то годен, и этого «что-то» нужно достигнуть во что бы то ни стало».
Убежден, что празднование 140-летия дороги еще в большей степени сплотит наш коллектив для выполнения поставленных задач и, кроме того, что тоже очень и очень важно, сыграет положительную роль в вопросах информирования заинтересованных в сотрудничестве с нами предприятий и организаций, а также населения о деятельности и возможностях дороги.
От всей души поздравляю славный трудовой коллектив и ветеранов орденоносной Южной железной дороги с нашим общим юбилеем. Праздничные торжества помогут нам окунуться в историю, как говорится, оглянуться на пройденный путь, осмыслить просчеты и победы, чтобы затем уверенно двигаться дальше.
Беседовала Светлана МУДРАКОВА.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | ЖД транспорт |
Комментарии
Просмотреть соответствующую тему на форуме.
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.