Новости. Павлово Поле — хорошо, район станции метро «Пролетарская» — нормально, а вот на Салтовке сильно хамят
Газета "Время", 28.07.2009.
Еще булгаковский кот Бегемот говорил, что самая ужасная профессия на свете — это профессия кондуктора.
В CCCР в далекие 1980-е их заменял компостер, рассчитанный на совесть пассажиров (для «зайцев» существовали контролёры).
Мы, простые пассажиры, даже не догадываемся, насколько это героическая профессия. Кондукторы встают в 3 часа ночи, а во время смены проходят несколько километров по салону трамвая или троллейбуса, протискиваясь между пассажирами.
18 льготных категорий «льготных» пассажиров
Поработать кондуктором мне довелось на 45-м маршруте троллейбуса (ул. 12 апреля — ул. Зубарева). Меня немного пощадили, «на работу» я вышла к 8 часам утра. Хотя обычный день кондуктора начинается в 4.45 — в это время выезжает первый троллейбус. Но сначала нужно еще зайти в депо и взять талоны и билетно-учетный лист, в котором на протяжении всего дня отмечать количество билетов, проданных за «круг». Работать самостоятельно я не решилась, меня прикрепили к профессиональному кондуктору, которая обучала меня азам ремесла.
Надежда Мартынюк кондуктор уже 15 лет, до этого работала на «ХТЗ» транспортировщицей, снимала горячие детали с конвейера. Говорит, когда перешла в депо, очень радовалась, после «чугунки» этот труд просто отдых.
— Только потом поняла всю «прелесть» профессии, — вздыхает Надежда. — Люди в цирк ходят, а нам тут цирк каждый день показывают…
45-й маршрут небольшой, всего 7 остановок, но получить нормальную выручку можно.
— У меня план 100 грн. в час, до лета я выполняла его на 100%, получала в среднем зарплату 2500 грн. в месяц. Сейчас даже «час пик» не чувствуется, троллейбус полупустой ходит. Поэтому план заваливаю, зарплата — не больше 750 грн., — рассказывает Надежда Петровна.
К «выгодным», по словам Надежды, также можно отнести маршруты №№24, 34, 46. А вот одни из самых плохих — это №№18 и 36 (по нему ходит всего 2 машины). Вообще же 3-е троллейбусное депо обслуживает 12 маршрутов, но только на 5-ти из них работают кондукторы.
…Выезжаем, я беру в руку талончики, первая остановка. Этих пассажиров Надежда обилечивать не спешит, пусть, говорит, немного заполнится троллейбус, тогда и по салону пойдем.
— Как вы определяете, кто уже заплатил, ведь все лица не запомнишь?
— Нужно смотреть на остановку, кто заходит, сколько человек, — учит меня Надежда.
Обычно утро — самый сложный период, люди торопятся на работу, разменных денег еще нет. Троллейбус постепенно заполняется, но платить никто не спешит, показывают удостоверения — пенсионное, инвалидное, постоянный… О, работник милиции.
— Так ведь им разрешается бесплатный проезд только при исполнении служебных обязанностей?
— Да, но ведь никак не проверишь, куда он едет, по делам или нет. Поэтому мы просто закрываем на это глаза. У нас 18 льготных категорий пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд. По правилам все удостоверения должны предъявляться в развернутом виде. Даже если ты пенсионер, а едешь без удостоверения, будь добр, 1 гривню заплати. Но «забывчивые» никогда не платят, начинают ругаться, а спорить с ними бесполезно. Предъявляют, бывает, и «липовые» удостоверения — самодельные или чужие. Такие пассажиры тоже очень конфликтные, — объясняет Надежда.
Бывает «заяц» белый, бывает «заяц» серый…
За пару остановок продали всего один билет. Не густо… 55,3% пассажиров трамваев и троллейбусов — льготники, подсчитали в «Горэлектротрансе». Но есть и другая категория безбилетников — «зайцы». Это раньше они перебегали от двери до двери, теперь просто говорят: платить не буду. На каждом «круге» таких граждан я насчитала от 5 до 7 человек.
Подходим к одному мужчине.
— Что у вас за проезд? — спрашивает Надежда.
— Удостоверение.
— Предъявите, пожалуйста.
Мужчина долго роется в сумке, потом говорит, что забыл дома, а платить, естественно, отказывается.
— Я его каждый день бесплатно вожу, он то удостоверение забывает, то деньги. А на вид приличный... Раньше быть «зайцем» было стыдно. За такое могли и по месту работы сообщить. Сейчас же в обществе нет отрицательного отношения к «зайцам». Но выталкивать же их не будешь, драться тоже... Строго говорю им, чтобы вышли на следующей остановке, а они с наглым видом едут дальше. Люди у нас некультурные, чего в троллейбусе только ни увидишь — семечки, апельсины, пирожки едят, даже спят иногда, — с горечью говорит Надежда Мартынюк.
…Продвигаемся дальше. Почему-то многие считают, что, дав кондуктору 50 коп. или не взяв билет, они прям таки осчастливят его. Но, как упоминалось выше, зарплата кондуктора напрямую зависит от выполнения плана.
Полностью погрузившись в увлекательный процесс отрывания билетиков, я совершенно забыла, что троллейбус не стоит на месте, а еще и движется. Меня качнуло на повороте и я нечаянно наступила сидящей женщине на ногу. Сразу же приношу извинения, но та осыпает меня бранными словами.
— Не обращайте внимания, — советует Надежда. — Ей просто поругаться с кем-нибудь хочется, такие люди тоже бывают.
Порой кондукторам не только грубят. Две недели назад избили женщину на 24-м маршруте: при обилечивании несколько молодых людей начали хамить, потом распустили руки. У кондуктора сотрясение мозга, она неделю была на больничном.
За первый круг продали 48 билетов.
— Это еще хорошо, слаженно работаем, — успокаивает Надежда.
Через три часа работы руки от грязных денег и поручней троллейбуса стали черными, на кончиках пальцев отпечаталась краска от талонов, на ноги несколько раз наступили, они покрылись слоем пыли.
— А еще многие ведь с тачками ездят, так о них столько раз ноги бьешь! — показывает свои синяки Надежда Петровна.
В троллейбусах иногда промышляют и «карманники». Хотя сейчас их стало намного меньше, чем несколько лет назад.
— У нас они украсть не пытаются, действуют по-другому. Я билеты продаю, а они смотрят, откуда люди деньги достают. Бороться с ними мы никак не можем, даже не выгонишь, как раз карманники за проезд исправно платят. Обвинять человека не в чем, я ведь не вижу, когда он это делает, просто знаю, что этот ворует, — сетует Надежда Мартынюк.
Делаем последний круг… После смены из троллейбуса выхожу абсолютно разбитой. От постоянного движения транспорта еще пару часов продолжало покачивать...
«Заколдованный треугольник»: ставка, план, премия
В троллейбусном депо №3 работает 53 кондуктора (из них только один мужчина), хотя должно быть 190 человек. В прошлом году депо получило 39 новых троллейбусов российского производства.
С июня часовой тариф кондуктора 5,31 грн. Если он выполняет план, получает 40% премии от ставки, если план перевыполнен, еще 40% от выручки.
— Среди кондукторов большая текучесть, — признается заместитель начальника по эксплуатации 3-го троллейбусного депо Валерий Щербина. — Людей на такую работу не заманишь. Водителей тоже приходит мало, сейчас стажируется группа из 6 человек, если хоть двое останутся, уже будет хорошо.
Если раньше на работу кондуктором брали только с харьковской пропиской (ответственность большая, крупные суммы денег), то теперь принимают всех, главное, чтобы непьющий был и документы в порядке.
В троллейбусах без кондуктора деньги за проезд собирают водители. У них тоже есть план, примерно 65% от кондукторского. Они получают 15% от привезенной выручки.
— Бывают и недобросовестные люди. Если видим, что мало выручки привозит, ставим его на другой маршрут, который работает с кондуктором, — объясняет Валерий Щербина.
По отношению к представителям этой профессии сами кондукторы разделили Харьков на три «зоны»: Павлово Поле — хорошо, район станции метро «Пролетарская» — нормально, а вот работать на Салтовке невозможно — сильно хамят.
Яна Тарасенко
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай, Троллейбус |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.