Новости. Аэропорт — на границе

Медіа-група "Об'єктив", 28.10.2004.

Идея строительства большого аэропорта на украинско-российской границе между Харьковом и Белгородом не нова, но недавно она получила более конкретное наполнение. Определились участники проекта с обеих сторон, они заручились поддержкой на высшем уровне и занимаются привлечением инвестиций.

Знающие люди говорят, что строить аэропорт где-то на свободных землях под Харьковом собирались еще во времена СССР. Старые аэропорты Харькова и Белгорода попали в черту городской застройки, что резко ограничивало их дальнейшее развитие. Помнится, одно время вроде собирались строить новый аэропорт в Дергачах, поговаривали, что даже метро туда потянут, но эти планы если и были, ничем не кончились.

В последние годы на многочисленных украинско-российских форумах в числе прочих перспективных двусторонних проектов озвучивался и проект строительства совместного аэропорта — теперь уже около границы или прямо на ней. Впрочем, говорили о нем как о далекой перспективе: дело хорошее, но понятно, что поднять его очень трудно — вот будут развиваться наши отношения, нам когда-нибудь будут по плечу и такие проекты.

И вот внезапно этот проект предстал уже в гораздо более конкретной форме. Во время визита нынешнего премьер-министра Виктора Януковича в Харьковскую область проект украинско-российского аэропорта Белгород — Харьков ему представил директор ОАО «Славиа» (Славянская авиация), советник губернатора Белгородской области и генеральный директор торгового дома Славинторг Виталий Шишков. Собственно, «Славиа» и создавалась под задачу создания аэропорта. Учредителем этой компании с украинской стороны выступила харьковская страховая компания «Лемма» — одна из крупнейших в Украине. Стоимость реализации проекта оценивается примерно в 350 млн евро. Предполагается, что значительная часть необходимых средств будет привлечена в качестве иностранных инвестиций под залог земли. По словам Шишкова, именно эта схема заставила партнеров пересмотреть первоначальные планы. Аэропорт хотели строить прямо на границе рядом с Казачьей Лопанью. Однако так как в Украине законодательно не урегулированы вопросы ипотеки и залога земли, было решено построить его на российской территории рядом с международным автомобильным переходом «Гоптовка — Нехотеевка», а потом на компенсационной основе перенести вплотную к аэропорту участок украинско-российской границы с тем, чтобы он мог использоваться с обеих сторон. Конечно, это потребует специального межгосударственного соглашения, но в мировой практике это не новинка, и международные правовые нормы позволяют сделать это без проблем. Именно совместное использование — одна из главных «фишек» проекта. И пассажиры, и грузы смогут идти в аэропорт и из него в обе страны, проходя соответствующие пограничные и таможенные процедуры в службах той или иной страны. Близкое соседство с международной автомагистралью Москва-Харьков-Симферополь и железной дорогой, близкое расположение аэропортов Харькова и Белгорода дает возможность создать в районе аэропорта мощную транспортную инфраструктуру, позволяющую обеспечить доставку грузов и пассажиров не только авиационным, но также железнодорожным и автотранспортом.

Планируемый объем перевозок аэропорта «Харьков-Белгород» — до 8 млн чел. в год, объем грузов — до 400 тыс. тонн в год. Предполагается, что в аэропорту будет две взлетно-посадочные полосы — длиной 3000 и 3200 метров, с направлением взлета, параллельным направлению действующих Харьковского и Белгородского аэропортов. Первая из них будет построена за три года с момента начала строительства, вторая — за пять лет. По словам Шишкова, все будет «высшего мирового качества». Строить будет, возможно, итальянская компания «Бридж», которая входит в группу «Римини» и имеет большой опыт строительства на территории СССР различных объектов, в том числе авиационных и ВПК. Группа итальянских дизайнеров и архитекторов уже приезжала сюда и прорабатывала проект строительства. Архитектор, который будет проектировать аэропорт, имеет опыт проектирования 80 аэропортов мира. Для обеспечения полетов самолетов будут созданы хранилища керосина емкостью 50-100 тыс. тонн. Вокруг аэропорта по обе стороны границы предполагается создать мощную современную инфраструктуру — отели, деловой центр, автостоянки, станции автосервиса, сеть ресторанов автодрома «Формулы-1» — по словам Шишкова, «как в Монте-Карло, потому что президент Ferrari очень заинтересован в этом». Есть предложение также построить там международный ипподром. (Непонятно только, как лошади отнесутся к реву двигателей самолетов и болидов «Формулы-1», им ведь про прогресс не объяснишь...)

Как сказал Шишков, проект уже получил одобрение президента России Путина и правительства страны. Проект обсуждался с послом Германии в Украине Дитмаром Штюдеманном, на встречах деловых кругов в Ялте, во Франции, в Англии, Японии и Китае. «Большой интерес представляет этот аэропорт для юго-восточной Азии, для Китая и для Японии. Многие деловые круги на западе считают, что этот аэропорт будет являться воротами между Азией и Европой, третьими входными воротами в Россию после Москвы и Санкт-Петербурга, станут важным транспортным узлом для Украины. Эти объекты (зоны аэропорта — ред.) станут единым центром притяжения мирового бизнеса к нашим регионам, что позволит приграничным областям объединить свои возможности для создания такого потенциала, который поднимет уровень жизни и мировой интерес к нашим регионам на порядок», — сказал Шишков. По его словам, в ноябре в Белгороде планируется проведение международной конференции с участием мировых деловых кругов — президента Ferrari, президента Fiat, крупных итальянских концернов, министра внешней торговли Италии, президентов банков, которые будут финансировать проект, а также заинтересованных лиц со стороны Украины и России.

Янукович все это выслушал и «благословил». То есть вроде как и «добро» Украины на высшем уровне получено.

То есть там будет город заложен.

Когда читаешь или слышишь об этом впервые, тут же напрашивается параллель с «Нью-Васюками», контуры которых увлеченно рисовал перед васюковскими шахматистами Остап Бендер. Однако на самом деле ничего сверхординарного для мирового бизнеса нет. Место — сладчайшее, точка входа на один из наиболее перспективных мировых рынков с населением под 300 млн. человек. Создание эффективных транспортных коридоров «Европа-Азия» — сверхактуальная задача для мирового бизнеса. Транспортная инфраструктура Харькова еще в СССР считалась третьей по развитости после Москвы и Питера, и она вполне способна принять на себя необходимый пассажиро— и грузопоток. 350 млн. евро — не столь уж большие деньги для инфраструктурного проекта. Земля в отдалении от городов — дешевая, строить на пустом месте всегда дешевле, проще и быстрее, чем иметь головную боль с существующими коммуникациями. Перспектива развития комплекса при грамотном проектировании — неограниченная, вокруг — поля. Плюс перекресток международных транспортных коридоров. Плюс равноудаленность от Киева, Москвы и Крыма. Плюс абсолютное отсутствие конкуренции как минимум в радиусе 600 километров (а по большому счету, до Франкфурта...). В общем, проект вполне «вкусный», и капитаны мирового бизнеса вполне могут на него «повестись». И для Харькова это обернется неисчислимыми благами. Кстати, даже до того, как аэропорт будет построен. Ибо масштабные, амбициозные, хорошо проработанные проекты, заявленные в высших эшелонах мировой бизнес-элиты, сами по себе привлекают интерес к регионам, в которых их предполагается осуществлять. Хорошо бы только, чтобы этот процесс не слишком затянулся — а эта опасность есть всегда при осуществлении столь масштабных проектов, требующих содействия большого количества лиц и структур.

Сергей Бобок еженедельник "Объектив-Но"

Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.