Новости. С. Мусеев: "Пассажир, который находится в тоннеле - это ЧП государственного масштаба. Это абсурд"

Информационное агентство "Status Quo", 03.08.2009.

Вечером 29 июля в метро приостановили движение поездов на четырех станциях Холодногорско-Заводской линии в связи с пожаром на электроподстанции метрополитена. 30 июля начальник ГП "Харьковский метрополитен" Сергей Мусеев встретился с журналистами, которым рассказал, что же произошло в метро на самом деле, и ответил на их вопросы.

- Что произошло вечером 29 июля?

- Алгоритм событий следующий. На мониторах энергодиспетчера метрополитена появилось сообщение о том, что идет разрушение какой-то энергосистемы и есть падение напряжения. Согласно инструкциям и правилам энергодиспетчер направил к месту предполагаемой аварии дежурного, который находился на станции метро. Диспетчер также позвонил на подстанцию, которая не принадлежит АК "Харьковоблэнерго", а принадлежит Северным энергосетям. Ее напряжение - 330 кВ, и от нее питается наша подстанция. На подстанции Северных энергосетей заявили, что где-то имеется короткое замыкание, которое может быть на кабеле, на сетях метрополитена и т. д. Специалист, выехавший на место по поручению энергодиспетчера, увидел задымление на подстанции и огонь. Очаг совсем небольшой, около метра. Были даны указания отключить подстанцию от энергоснабжения. И самое главное для нас - были выполнены действия по обеспечению безопасности пассажирских перевозок. Все поезда были выведены на станции, пассажиры эвакуированы. Также были возвращена плата за проезд тем, кто не доехал до нужной станции. Всем, кто обращался, деньги вернули. Одновременно метрополитен оповестил МЧС, были оформлены документы, что напряжение снято. Пожарные приступили к тушению пожара и потушили его за две минуты.

И, к сожалению, мы в режиме телемеханики не смогли переключить питание с выключенной подстанции на другую, которая находится в районе станции метро "Пр.Гагарина" и питает следующий участок метро. Не смогли, потому что телемеханика была испорчена. Чтобы переключить питание, остановили движение поездов, работники энергослужбы были допущены в тоннель, и в течение часа они вручную переключили все сети и кабели на подстанцию "Т-2". После этого движение поездов было возобновлено. Расследовать происшествие будет специальная комиссия, все специалисты будут привлечены, так как нам самим интересно, почему произошел пожар и было обесточено метро.

Материальный ущерб незначительный, он, в основном, моральный, и я хочу принести извинения харьковчанам и всем пассажирам метрополитена, за то что в виду таких техногенных происшествий принесли им неудобства.

- При подорожании проезда в метро безопасность становится только хуже. Почему телемеханика не сработала?

- Я не имею возможности долго и со схемами объяснять это, хоть это и интересно пассажирам. Другое дело, что при тарифе в 1,5 грн. мы фактически получаем с него одну гривню, из-за того что нам недоплачивают за проезд льготников. А себестоимость перевозки одного пассажира уже превысила две гривни. Поэтому где-то приходится экономить.

Что касается Холодногорско-заводской линии, то харьковское метро начинали строить с нее. Соответственно, все коммуникации и энергооборудование имеют 35 лет стажа. Беспрерывного. Они требуют модернизации, обновления, и достаточно внимательного обслуживания. Что касается подстанции "Т-1", то все нормы обслуживания именно этой подстанции, на которой произошел пожар, выполнялись в срок и все делалось согласно правилам. Два дня назад там менялось оборудование, и было вынесено заключение, что подстанция работает нормально.

Что касается безопасности, то в ходе происшествия никто из пассажиров не пострадал. Все системы были включены своевременно, аварийное освещение работало. Все в спокойном режиме были эвакуированы. Станции работали на выход, не на вход. Метрополитен в целом оставался в рабочем положении. Вагоны разворачивались на ст."Пр.Гагарина", остальная ветка линии работала.

- После возгорания подстанцию обесточили, но МЧС утверждает, что им препятствовали работать?

- Есть процедура, которая была выполнена. Для того чтобы сотрудники МЧС начали тушить энергооборудование, где напряжение в 825 В, его необходимо отключить (если бы под напряжением начали тушить, а этого бы они никогда не сделали, то можете себе представить, что бы могло произойти). Поэтому, прежде чем приступить к тушению пожара, МЧС требуют подписанного уведомления о том, что напряжение снято. Энергодиспетчер и дежурный по метрополитену в течение пяти минут произвели нужные действия. Они вызвали МЧС, одновременно связался по телефону с питающей подстанцией и потребовали отключить нашу подстанцию от энергоснабжения. И, таким образом, в течение минуты-двух было выдано уведомление МЧС о том, что напряжение снято и разрешено тушить.

Что касается препятствованию тушения пожара работникам МЧС, скажу, что события начали развиваться в 19.30, в 19.32 -19.33 пожар был потушен. Все это время на подстанции находилось много сотрудников, в том числе и офицеров МЧС и милиции (заместители начальников городского и областного управлений милиции), работники СБУ, облгосадминистрации и горсовета. Людей было достаточно. И всем было любопытно посмотреть, в том числе и журналистам. Но передо мной, как начальником метро, стоит задача - как можно быстрее начать движение. Для этого нужно было переключиться на другую подстанцию и как можно быстрее начать работы на этой, отключенной, чтобы к 6.00 начать движение поездов.

Попутно скажу, что мы имеем право своими сотрудниками и своими силами, в том числе своим подразделением МЧС, в случае суицида и попадания человека на путь, убрать фрагменты и труп и начать движение поезда до приезда прокуратуры и "скорой помощи". В любых других случаях это не разрешено. Пока не будет произведена констатация смерти и акт прокуратуры, никакое предприятие или учреждение не имеет права такие действия производить. Кроме метрополитенов. Это понятно? Потому что на кону тысячи пассажиров, которые находятся в тоннелях (в поездах), на станциях, что может привести к ЧП. Поэтому я хочу сказать, что наша работа направлена в это русло.

Так что, коль уже случилось ЧП, то это вопрос МЧС и соответствующих комиссий. У нас же нет желания нанести ущерб оборудованию. Это была некая сила извне, которая привела к ЧП. Что это было, установит комиссия, а наша задача, за что я готов отвечать с утра до вечера, - обеспечить безопасность и как можно быстрее начать движение поездов.

До 24.00 все работавшие в метро сотрудники, в том числе МЧС, которым нужно было составить акты и протоколы, находились на подстанции. С 19.30 или с 19.45 достаточно было времени составить протоколы или написать акты. После чего я приказал освободить помещение, а аварийным бригадам, которые к этому времени были вызваны, приступить к работам, чтобы в 6.00 метрополитен мог работать. И никто этому не имеет право помешать. А сегодня, после 6.00, проводите анализ, давайте экспертные оценки и ищите причины возгорания. Мы больше, чем кто-либо, заинтересованы в том, чтобы эти причины были установлены.

- Были ли пассажиры в тоннеле?

- Что касается тоннелей, то в них попадает только работник метрополитена по предварительной записи, по нескольким сигналам, по приказам соответствующих начальников служб. Работники, прежде чем попасть в туннель, регистрируются на станции. Затем, выходя из тоннеля, выписываются. Данные состыковываются в едином центре. И только после этого, когда становится известно, что все покинули тоннель, подается напряжение и метро начинает работу. Если хоть одного человека не хватает, значит, метрополитен не начнет работу. Соответственно, полностью исключена возможность попадания человека в тоннель.

- Станции были обесточены, поезда остановились, и как пассажиры добирались до станций?

- Я еще раз повторяю, это невозможно (то, что пассажиры были в тоннеле – "SQ"). Этого не может быть. Во время вчерашнего пожара, и в будущем, и в прошлом невозможно попадание постороннего человека в тоннель.

Эвакуация пассажиров происходила так. Подъехал поезд, остановился. Сделали объявление: "Просим покинуть вагоны. Поезд дальше не пойдет". Все. И в спокойном порядке люди вышли. На вход станции заблокировали, станции работали только на выход.

- Есть снимки МЧС, на которых люди добираются до станций по тоннелю. Как это можно объяснить?

- Если вы мне покажете хоть одного человека постороннего, который был в тоннеле... В тоннеле было только 9 работников метро. Это работники энергослужбы, которые вручную перекидывали кабели. Так вот, если вы мне покажете и если бы прозвучало где-то, что в тоннеле были пассажиры, то я бы сидел не здесь перед вами, а на Холодной горе (следственный изолятор Госдепартамента исполнения наказаний - "SQ"). Понятно? Потому что там напряжение 825 В, и пассажир, который находится в тоннеле, - это ЧП на все государство. Как мне вам еще объяснить? Этого не может быть! Это абсурд!

- Какие уже есть версии причин пожара?

- Метрополитен – стратегическое и градообразующее предприятие, поэтому для него разработаны правила, которые в конечном итоге обеспечивают безопасность. Достаточно сказать, что вчера, как только остановили движение (в 19.30), мне по всем приказам и по распоряжениям предписано сообщить об этом ряду лиц в стране. Я могу начинать с министра транспорта и заканчивать местными членами комиссии по ЧС. Это около 15 человек, мобильные телефоны которых я набираю. А в это время звоните вы, журналисты (а я звоню министру) и задаете один вопрос: "А когда поедем?". А вот профессионалы задают другой вопрос: "Безопасность не нарушена? Никто не пострадал?". В любом случае главное - это люди. И только на втором этапе мы можем приступить к расследованию причин возгорания. Кто-то что-то бросил или что-то еще. Если вы видели эту подстанцию - там пять метров до забора, и сетка, и возле сетки лотки, арбузы продают. Молодые люди стоят с пивом. Станция не охраняется. Она работает в автоматическом режиме. В течение дня ее обслуживают дежурные. Кстати, все системы станции, в том числе пожаротушения, работали. И они остались рабочими до конца.

Комиссию метрополитена по расследованию причин пожара возглавляет заместитель начальника метро по эксплуатации Михаил Карамшук, он заслуженный железнодорожник Украины, имеющий огромный опыт работы. Он работал заместителем начальника Южной железной дороги. Привлекается специализированная лаборатория АК "Харьковоблэнерго". Я могу констатировать, что ни просадки, ни всплеска электроэнергии, что бывает по вине облэнерго, в это время не было. Приборы не записали этого. Мы пересматривали много раз диск, прослушивали все команды и переговоры. Вся городская энергосистема работала в нормальном режиме. Для нас это тоже загадка. Выводы будут в течение двух недель.

- Информирование харьковчан о происшествии, которое обросло слухами, - это второстепенно?

- Это второстепенно. Например, проходит команда о том, что произошло попадание человека на путь. Машинист, который выезжает из тоннеля, и видит, что человек на краю платформы, он же интуитивно чувствует, что человек сейчас прыгнет. Он включает тормоза, тормозит, человек прыгает, совершается наезд. По всем правилам, машинист должен выйти из кабины и приступить к его реабилитации. Половина состава в тоннеле, половина на станции. Поезд стоит. Но у нас же в метро круговое движение, если один стал, то станут все. И в этот момент - секунды или минуты, когда начинает усиленно работать вся диспетчерская служба... а диспетчеры должны связаться с 340 машинистами, поставить им команду, вывести пассажиров на платформы, для того чтобы люди не остались в тоннелях, эвакуировать всех людей, потом объявить приказ о снятии напряжения. Снимают напряжение. Потом в кабину совершившего наезд поезда приходит другой машинист, делает движение вперед, чтобы поезд заехал на станцию. Люди выходят из этого состава. Потом состав опять отъезжает, и мы видим, что там случилось. А потом нужно найти людей, которые это все соберут и помоют. А потом с такой же точностью, но наоборот, нужно запустить все движение в метрополитене. Людей запустить на станции, каждому машинисту дать команду. А у машиниста по секундам расписано, когда он должен прибыть на станцию, и это вдруг сломалось в один момент. И только в ручном управлении диспетчер, который на мониторе видит, где находятся поезда, может каждому дать команду. И все это обрастает приказами и распоряжениями начальника метрополитена. Включить напряжение или выключить, только я могу подписать этот приказ. И в этот момент, когда сотни тысяч людей находятся на улице у станций, звонит журналист и спрашивает: "А что у вас случилось?". И что же, я должен бросить все и сказать, давай я тебе 15 минут будут все рассказывать, а потом мы продолжим работу... Поэтому я говорю, что есть первостепенное, а есть второстепенное. И пусть это вас не обижает. У нас такая работа.

А для связей с общественностью у нас есть сайт и дежурный. Кто вчера звонил дежурному, тот дозвонился. А я могу показать, сколько у меня было звонков на телефоне. С одного информационного агентства звонят по пять человек, то есть, кто быстрей добежит. Вот у вас такая работа, а у нас такая, и давайте в этом плане друг на друга не обижаться.

- Так все таки, в чем были претензии к безопасности у МЧС?

- Я еще раз заявляю, что когда в полпервого ночи приходит представитель МЧС и требует опечатать подстанцию, то я взял на себя ответственность. Да, я сделал заявление, что никакого опечатывания не будет, нам нужно выполнить работы и в 6.00 начать возить харьковчан.

- А почему в МЧС заявили, что нарушалась безопасность в тоннелях?

- Задайте вопрос МЧС, какие жертвы могли быть. Все правила и нормы безопасности были соблюдены. Никто не пострадал. И априори не мог пострадать. А заявление о том, что по тоннелям люди ходили - это бред.

Есть градация серьезности происшествий в метро. О серьезных мы сообщаем во все органы - СБУ, МВД, Минтранс, комиссиям по ЧС. По градации, серьезным считается происшествие, в результате которого - от 10 минут простоя. Простой невозможно утаить и спрятать, все компьютер фиксирует. Каждый вагон. Каждый состав. Потом приезжает куча комиссий, и из Минтранса, и из других организаций. В Минтрансе есть департамент по безопасности, который возглавляет уже много лет Гиржот. Вот когда он приезжает на транспортное предприятие (железную дорогу, или метро, или аэропорт), то сотрудники от его пристрастия готовы в окна выпрыгивать.

А МЧС не имеет права говорить о вопросах, связанных с тоннелями. В тоннель МЧС не имеет права прохода. Для этого у нас заключены договоры (так устроено уже давно) с горноспасателями. Они имеют лицензии, оборудование и сертификаты и обучены работать в стесненных условиях. Поэтому заявления МЧС по поводу тоннеля не совсем корректны.

Алексей Грищенко

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро, Происшествия
Линии метро:   Холодногірсько-Заводська лінія

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.