Новости. Работа с огоньком. Зеленым
Газета "Время", 29.08.2009.
…Опаздывая на встречу с друзьями, вызываю такси одной из служб Харькова. Первое время едем молча. Вскоре, однако, мой профессиональный интерес взял верх.
Спрашиваю молодого водителя, нравится ли ему профессия, сколько сейчас зарабатывают таксисты. Парень оказался разговорчивым, за 40 минут езды много чего рассказал, да и другие таксистские были и байки мне вспомнились.
Слушатели
В таксомоторном парке Денис Шамрай работает сравнительно недавно — два года. За это время успел идеально изучить Харьков, каждую его улочку. Его рабочий день начинается в шесть часов вечера, когда обычно все разъезжаются по домам, и заканчивается в семь утра.
— И так всю неделю. Иногда работаю еще и днем, если ночью заказов было мало. Часто сплю прямо в машине. Но меня такой график устраивает. Ночью за рулем я чувствую себя увереннее, да и машин практически нет, никто не «подрежет» на дороге. После смены успеваю выспаться, если, конечно, личные дела отложить на вечер, — улыбается Денис.
Работа с людьми — еще одна причина, повлиявшая на выбор профессии. От пассажиров, считает Денис, можно узнать много нового и интересного. Хотя здесь имеется и обратная сторона — таксисту приходится выслушивать клиентов, многие из которых не прочь поделиться своими радостями и печалями, сочувствовать им, успокаивать и даже давать советы.
— Каждый второй говорит о проблемах. Молодые женщины жалуются на мужей. Всю дорогу у меня спрашивают, что им делать. Если хорошее настроение, что-нибудь им советую, но они, думаю, не совета хотят, а просто выговориться. Мужики в основном ездят подшофе. Любят поговорить о политике, дорогах, бензине и футболе. Я болельщик «Металлиста», поэтому у меня прямо в машине есть шарфик, вымпел, брелоки — вот сразу тема для разговора и находится.
Забытые в машине вещи, кстати, вовсе не подарок для водителя, как, возможно, кто-то думает. Однажды в машине у Дениса на заднем сидении пассажир забыл чемодан с документами и деньгами. Через пару часов вспомнил, нашел по телефону, договорились встретиться. Пока таксист ехал к назначенному месту, рассеянный клиент успел заявление в милицию написать — наверное, перестраховаться решил.
Невольные любовники
Профессия таксиста — одна из опаснейших, ведь в машину может сесть кто угодно.
— Что ни месяц, то новость об очередном нападении. В начале года водитель за город поехал, так ему удавку на шею накинули, избили и забрали машину, а через несколько дней ее нашли сгоревшей. У другого парня, который ехал в Хроли, тоже машину забрали, а он сам до сих пор лежит в реанимации, — перечисляет Денис. — Обезопасить же себя практически невозможно. Некоторые мои коллеги биты возят в багажнике, но когда ж ты успеешь ее достать, если у тебя уже удавка на шее? Лично я езжу с электрошокером.
Кроме крупных неприятностей, таксистов частенько подстерегают и более мелкие. В основном, в них виноваты не желающие расплачиваться пассажиры. Историй о плутоватых клиентах уйма: например, складывают в багажник автомобиля коробки из-под бытовой техники, набитые кирпичами или стеклом, потом выскакивают якобы за деньгами и — был таков. А что водитель? Подождет, поругается, да и поедет…
— А еще многие заказывают машину, но на месте говорят, что платить нечем, в кармане только 20 гривен. Вот два дня назад ехал на Салтовку, «накрутило» 60 грн., а у пассажира — только 40 грн. Ну что ты с ним будешь делать, не бить же, в самом деле?! В таких случаях сообщаем адрес диспетчеру, а они заносят его в черный список, — говорит Денис.
Зато некоторые пассажирки предлагают расплатиться «натурой», рассматривая таксистов как идеальных партнеров для случайных половых связей.
— Такое сплошь и рядом, но мне-то нужны не любовные утехи, а деньги зарабатывать! — возмущается Денис.
Не ангелы
Но и сами водители, надо сказать, далеко не ангелы. О том, как они «раскручивают клиента на деньги», ходят настоящие легенды. К примеру, если поняли, что приезжий, заломят заоблачную цену.
— Мне знакомый рассказывал, что возил иностранца из аэропорта в Песочин. Говорит ему цену — 100. Пассажир дает сто евро. А у нас закон: дают, значит бери, — говорит Денис.
В погоне за деньгами водители нередко пренебрегают правилами дорожного движения.
— Недавно был случай. На улице Коммунальной парень говорит, что у него поезд через 20 минут, нужно еще заехать домой за вещами, поэтому платит по двойному тарифу, если успеем. Естественно, пришлось слегка нарушить, — признался водитель.
Пожалуй, лучшая находка для таксиста — пассажир «со странностями». К примеру, девушке страшно ночью 20 метров пройти из первого подъезда в третий. Но плата — как за полноценную поездку. Или клиент заснул в машине — само собой, время «в объятиях Морфея» пересчитывается на километры.
Однако больше всего таксисты любят междугородные перевозки. Тариф изначально покрывает водителю всю дорогу в оба конца, но ведь и на обратном пути тоже можно взять пассажира.
— В любом городе приезжаешь на вокзал и просишь местных водителей, чтобы привели пассажира, которого они везти не хотят, потому как мало платит. А тебе дорога все равно уже оплачена, и полцены устроит, — рассказывают таксисты.
Самым лучшим заказом является аэропорт Борисполь в Киеве — 1,5 тыс. грн.
Но в кризис водители машин с «шашечками» хватаются за каждого клиента. Профессиональной этики (по неписаному правилу пассажира забирает та машина, которая раньше приехала на стоянку) сегодня практически никто не придерживается. Мало того, клиентов даже переманивают друг у друга. И все потому, считает Денис, что раньше в таксомоторный парк принимали только опытных водителей со стажем, а сейчас берут всех желающих.
Сказочники
У начинающего водителя есть два пути — идти «сдаваться» в фирму или на свой страх и риск караулить клиентов у остановок общественного транспорта, в людных местах и около баров-ресторанов. У каждого частника есть определенное место стоянки, но на «хлебные» новичка так просто не пустят.
— У частников цены раза в два выше, а у меня фиксированный тариф, и с каждого заказа я отдаю фирме 5,50 за предоставление информации, остальное себе. Но в конечном итоге разницы в заработке нет, так как сейчас стало меньше «бортов» (людей, которые останавливают такси на дороге). Клиенты чаще вызывают такси по телефону, ведь мобильный всегда под рукой, — объясняет водитель.
— Вступительный взнос в фирму в среднем 600 грн. Тебе выдают наклейки, «шашечку». Рацию покупаешь отдельно, в фирме она стоит 2,4 тыс. грн., если б/у — 1 — 1,5 тыс. грн. Каждую неделю выплачиваю деньги за заказы. Получается, не они мне зарплату платят, а я им, — шутит Денис. — Если машина своя, то месячный заработок в среднем получается «чистыми» от 4 до 5 тыс. грн. в месяц. Я же арендую, что влетает в копеечку — 110 грн. за сутки. В руки попадает в среднем 200 грн. в день, но деньги уходят на бензин, ремонт машины, оплату заказов, аренду и т. п. Остается около 2 тыс. грн.
В основном такси работают по такой схеме: минимальная поездка 20 грн., каждый следующий километр оплачивается по 2 — 3 грн. плюс 5 грн. «на чай» водителю (на «чаевые с горкой» щедры, в основном, граждане «под градусом», говорят таксисты). «Ходовыми» считаются пятница, суббота, воскресенье и, конечно же, праздники: народ отдыхает — пьет, гуляет, а потом домой-то все равно надо. Но в принципе для таксиста главное наработать «клиентский портфель» — 10 — 20 постоянных пассажиров, которые ездят каждый день или очень часто, тогда «служба» уже и не нужна…
Традиционно водители никогда не рассказывают о своих доходах. Они всегда уверяют, что мало зарабатывают — бензин дорогой, клиентов нет. Но когда таксисты общаются между собой, это напоминает разговоры рыбаков, кто больше рыбы наловил: «Я проехал три километра, а заплатили 300 грн.» Другой: «А мне позавчера еще и полный бак бензина залили». Сказочники! — смеется Денис.
Яна Тарасенко
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Разное |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.