Новости. «Горэлектротранс» бастует, или Как в Харькове остановились все трамваи и троллейбусы

Агентство Телебачення «Новини», 28.09.2009.

Сегодня пассажиры муниципального транспорта напрасно ждали на остановках. Все почти 500 трамваев и троллейбусов стояли как вкопанные. Сотрудники "Горэлектротранса" объявили акцию протеста, им задолжали заработную плату за пять месяцев этого года – это 30 миллионов гривен. Такая ситуация, по словам мэра города и чиновников-транспортников, возникла потому, что правительство несколько лет не компенсирует проезд льготников. Мнение экономистов и специалистов-правозащитников другое: проблемы транспортников можно остановить, но для этого не нужно устраивать забастовки. Нужно изменить менеджмент предприятия

Студент Артур Истомин – ждет трамвай "пятёрку". Этот маршрут соединяет спальные районы с центром Харькова. Прошло полчаса, а на рельсах – тишина, новость о том, что движение на сегодня приостановлено из-за забастовки, парень узнал от журналистов, и очень расстроился:

Артур Истомин, студент: «Не будет трамвая? Это плохо! Потому что мне надо в больницу ехать. А надолго забастовка? - Не знаете? Это очень плохо, пойду тогда на автобус сяду, извините».

Пенсионер Георгий Сластин – два часа провел в ожидании троллейбуса на Одесской. Георгий не верит, что такое возможно, – оставить город без коммунального транспорта. Денег на маршрутку у него хватит только в одну сторону, поэтому надеется дождаться:

Георгий Сластин, пенсионер: «Буду ждать! Буду ждать до победного!»

Кому горе, а кому двойная выручка. Остановка трамваев и троллейбусов в час пик совпала с интересами коммерческих перевозчиков. Чтобы вовремя попасть на рабочие места, харьковчане были вынуждены добираться попутками и потратить гораздо больше денег, чем стоит билет в трамвае и троллейбусе. По мнению пассажиров, сегодняшнего ажиотажа можно было избежать, если бы горе-чиновники правильно расставляли акценты:

Владимир Калашников, дворник: «Живые деньги, которые кондуктор собирает, отдайте в первую очередь в ХТТУ, а потом уже не платите за электричество, не платите за тепло, это ж государственное предприятие, люди дороже всего! Как они детей в школу отправили, я не понимаю».

У Александра Старикова – водителя троллейбуса Харьковского троллейбусного депо № 2, как и у других его коллег, – сегодня вынужденный выходной. Машину, за рулем которой провел 15 лет, называет кормилицей: работая один на маршруте, имел хорошую зарплату, примерно две с половиной тысячи гривен. Но уже полгода денег в глаза не видел, признается, домой стыдно возвращаться:

Александр Стариков, водитель троллейбуса: «Идешь на работу, и не знаешь, идти на нее или не идти. Работаешь, как раньше, за трудодни, пришел, путевку сдал – денег не видно».

Причину того, что предприятие по уши в долгах, генеральный директор "Горэлектротранса" Харькова Алексей Палант озвучивает на общем собрании предприятия. Он говорит: государство забыло о возмещении льготников в Харькове. Последний раз людей приглашали в бухгалтерию в мае этого года, с тех пор кассы не работают – сумма нынешнего долга составляет 30 миллионов гривен, говорят представители профсоюзов. Несмотря на то, что проезд за год в трамваях и троллейбусах подорожал в два с половиной раза, денег на зарплату нет. По словам Паланта, предприятие получает дотации взаимозачетами. То есть деньги из госбюджета сразу же идут на расчеты, например, за электроэнергию. От продажи билетов ежемесячно прибыль составляет 5,5 миллионов гривен, однако ни этих денег, ни средств от аренды и рекламы на зарплату не хватает. Не хватило их даже после продажи в этом году детского оздоровительного лагеря и базы отдыха в Старом Салтове.

Алексей Палант, гендиректор КП «Горэлектротранс»: «Фонд зарплаты сотрудникам "Горэлектротранса" на сегодняшний день составляет 9 миллионов 800 тысяч в месяц. То есть, мы собираем значительно меньше, чем тратим на зарплату. Вместе с тем, у нас еще есть коммунальные расходы, парк техники, которая рассыпается на глазах и которую нужно непрерывно ремонтировать».

Мэр города Михаил Добкин говорит, что это тот случай, когда он согласен с бастующими. В условиях «нуля» городского бюджета, функционирование "Горэлектротранса" должен обеспечивать Кабмин, чего тот, конечно, не делает.

Михаил Добкин, мэр Харькова: «Я в обязательном порядке, как городской голова, буду пытаться попасть на прием к ответственным людям, которые остались, они все на выборы ушли, и требовать положенные выплаты».

По словам Добкина, Харьков в отличие от всех других украинских городов, получил государственных денег меньше всех. Эксперт Михаил Гаевский в свою очередь считает, что причина этого – неверные расчеты самой власти, проверить которые пока невозможно. Проблему с государственными средствами чиновники могут решить и без забастовок, убежден Михаил Гаевский. По его словам, Законом о госбюджете предусмотрена четкая процедура получения городом средств.

Михаил Гаевский, эксперт Харьк. правозащитной группы: «Формируется комиссия территориальная, утверждаются, подписываются, подаются соответствующие документы, везутся в Киев, и тому подобное. И только по выполнению этой всей процедуры происходит компенсация, поэтому, прежде чем делать какие-то, я бы сказал, истерические заявления городской властью, им бы нужно было сначала отчитаться, выполнены ли все эти процедуры».

Экономист Владимир Соболев говорит, что такое согласие в действиях и взглядах городской власти и руководства "Горэлектротранса" вызывает у специалистов удивление. Подбивать людей на акции протеста – это значит, расписаться в своей некомпетентности как органа самоуправления. А упреки правительству – о безответственности – напоминают дешевый пиар-ход:

Владимир Соболев, экономист: «Здесь вопрос и правовой, и моральный, и политический. Ну, однозначно с этим надо что-то решать. Это не дело, что город будет парализован, но перекладывать за это вину на центральную власть, мягко говоря, несправедливо, местная власть должна разделить свою ответственность, потому что она прекрасно знает, об этой ситуации, и должна эти вопросы решать».

Несмотря на то, что по закону бастовать "Горэлектротрансу" запрещено, говорят специалисты Национальной службы примирения и пособничества, руководство предприятия называет сегодняшнюю забастовку акцией протеста. Что на самом деле сути не меняет. Сесть за руль водители муниципального транспорта обещают уже завтра. Но если долги не вернут – со следующего понедельника они снова будут бастовать – на этот раз бессрочно.

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.