Новости. Человек, который умел дарить радость

Газета "Время", 04.11.2004.

На днях в Харькове появилась ещё одна мемориальная доска. Её установили на стене дома №6 по Пушкинскому въезду, где более 20 лет работал один из основоположников искусства витража на Левобережной Украине Александр Пронин.

Руками и талантом этого человека создано более 50 работ монументального искусства в Киеве, Запорожье, Белгороде, Волгограде. Это благодаря ему четыре станции Харьковского метрополитена — «Проспект Гагарина», «Им. Александра Масельского» (бывшая «Индустриальная»), «Академика Барабашова» и «Архитектора Бекетова» — уже много лет радуют глаз сиянием красочных витражей, как и его работы во многих учебных заведениях и учреждениях культуры Харькова.

Прошло уже почти три года, как Александра Фёдоровича не стало, но те, кому хотя бы раз посчастливилось пообщаться с этим удивительно энергичным и жизнерадостным человеком, до сих пор не могут примириться с потерей. «Он был совсем не строгий, но требовательный», — свидетельствуют выпускники Харьковской государственной академии дизайна и искусств, которым Пронин преподавал едва ли не до последнего дня своей жизни. О его неизлечимой болезни не знал никто из коллег, впоследствии поразившихся мужеству Александра Фёдоровича, который всё это время находил в себе силы работать в мастерской со студентами, задумывать новые работы. Он прожил до обидного мало, всего 67 лет, и оставил после себя массу интересных идей и проектов. Болезнь не позволила завершить художнику и одну из последних больших работ — комплекс витражей в католическом костёле на улице Гоголя. Из 13-ти витражей он успел сделать 11. Ещё два по созданным Прониным эскизам сделала его жена и соавтор почти всех его работ — Галина Владимировна Тищенко.

— Мы были вместе более 40 лет, — рассказывает она. — Познакомились на вступительных экзаменах в Художественный институт и с тех пор не расставались. Первый свой витраж, вернее, эскиз к нему, мы сделали на третьем курсе для конкурса студенческих работ. Тогда витражами никто не занимался. Наша композиция называлась «Прогресс и искусство», и мы заняли с ней первое место. Позже была создана мастерская, Александр Фёдорович разработал методику преподавания дисциплины «Технология художественного витража», которая с тех пор включена в учебный процесс.

Создавая свои витражи (а каждый требует около одного года труда!), Пронин стремился от начала до конца делать их самостоятельно. Рисовал сюжет в натуральную величину на картоне, переносил на кальку, нарезал стекло, расписывал его, обжигал, собирал сотни стёклышек воедино и вставлял в панель. В среднем каждый из пронинских витражей состоит из 3 тысяч составляющих. А на «Сказочное дерево» в одном из домов отдыха на Старом Салтове пошло 7644 кусочка стекла! Титанический труд — ради того, чтобы человек задержал свой взгляд на сияющей картине и, как в детстве, ощутил мир ярким и красочным.

Увы, некоторые из удивительных работ Александра Пронина в Харькове уже уничтожены. Те, кто пользуется станцией метро «Академика Барабашова» с момента её появления, наверняка помнят оригинальные витражные «иллюминаторы» со знаками Зодиака, расположенные на стенах вдоль длинного подземного перехода. Технические условия не позволяли сделать этот коридор короче, и Пронин вместе с архитекторами Спивачуком и П. Чечельницким придумали этот приём и воплотили его в стекле и бетоне, благодаря чему пассажиры метро, спешащие домой или на работу, могли на несколько минут ощутить себя астронавтами огромного космического корабля. Пожалуй, мало кто хотя бы раз не останавливался перед «своим» знаком Зодиака, чтобы рассмотреть его получше. Что произошло с «иллюминаторами», в которые из-под земли были видны звёзды, известно всем. Их разбили и замуровали в стенах многочисленных торговых киосков, выстроившихся вдоль перехода. Родственники и друзья Пронина надеются, что он так и не узнал о судьбе своих творений. Во всяком случае, от него, уже тяжелобольного, это скрывали...

— Так получилось, что именно торговля вытеснила витражи Пронина и ещё в одном месте — в здании бывшего ресторана «Старе місто», где они в виде геральдических знаков харьковских уездов были вмонтированы в проёмы окон,— говорит Галина Владимировна. — Теперь там магазин, и окна освобождены для витрин. А куда исчезли витражи, неизвестно...

В доме, на стене которого отныне размещается мемориальная доска с именем Пронина, и сейчас работает мастерская, в которой трудятся его ученики. Но, несмотря на красивые речи, произнесенные во время открытия памятного знака, среди художников ходят слухи, что мастерской вскоре придётся съехать из помещения, которое в своё время посещали Чичибабин и Евтушенко, многие, ставшие всемирно известными, художники... Как бы ни сложилась судьба пронинской мастерской, его многочисленные ученики и последователи не затеряются в этом огромном мире — сегодня многие из них работают не только в Украине, России и Европе, но и в Канаде, США, многих других странах. А вот Харьков вполне может лишиться ещё одной достопримечательности, «разбрасываясь» которыми мы и так, кажется, уже переборщили...

Татьяна БУРЯКОВСКАЯ.

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро, Город и область
Станции и объекты метро:   "Проспект Гагаріна", "Імені О.С. Масельського", "Академіка Барабашова", "Архітектора Бекетова"

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.