Новости. Где купить трамвай?
Газета "Событие", 25.11.2004.
Изношенные трамваи и троллейбусы давно стали приметой нашего города. Специалисты считают, что иначе сегодня и быть не может, поскольку парк «Горэлектротранса» не обновлялся более десяти лет. На это просто не находилось денег.
Правда, в последнее время ситуация как будто начала налаживаться. С принятием в июне текущего года Закона Украины «О городском электрическом транспорте» соответствующие предприятия получили все основания требовать дополнительных средств для поддержания своей жизнедеятельности (в том числе и компенсации расходов, которые не окупает тариф) от местных властей. Заместитель генерального директора ХКП «Горэлектротранс» по эксплуатации Юрий Кость считает новое законодательство существенным подспорьем. Так, по его словам, с привлечением средств из городской казны, более 6 млн. грн., в этом году куплено восемь новых троллейбусов. В 2005-м к процессу закупки подвижного состава подключается и центральный бюджет — так что харьковские транспортники в общей сумме могут получить на обновление парка уже 30 млн. грн.
В предчувствии такой радужной перспективы мы и решили кое-что выяснить у Юрия Михайловича.
— Итак, вы уже решили, чьи машины будете закупать? Насколько я понимаю, это очень важный момент и просчитывать его лучше загодя...
— Разумеется. Здесь в первую очередь надо учитывать два компонента: цену и тот факт, что мы уже определенные типы подвижного состава эксплуатируем. То есть уже имеются в этом отношении определенные наработки: схема, практика, оснастка; с подвижным составом, который мы сегодня видим, также обучены работать наши специалисты, что тоже очень важно. Если сейчас купить 3—5 вагонов новой какой-то модификации, то для организации их эксплуатации потребуются новые виды затрат. Поэтому мы сторонники того, чтобы совместить эти два параметра: и цену, и тип подвижного состава, который у нас эксплуатируется. Сейчас неплохую продукцию выпускают луганские машиностроители, а также днепропетровские предприятия: «Южмаш», «Татра-ЮГ». Последнее собирает машины на чешской основе, и мы их уже эксплуатируем. Один такой вагон стоит до миллиона гривень.
— То есть уже сегодня ясно, что выделенных средств вам не хватит даже на то, чтобы закрыть самые «кричащие» места.
— Это, конечно, так. Вообще-то, мы еще рассматриваем подвижной состав российского производства, который несколько дешевле украинского. Выбор есть. Например троллейбусы «ЗИУ-10» — завода им. Урицкого, который длительные годы поставлял свой товар во все города СНГ, включая Харьков. Хотя если качество наших троллейбусов будет выше, чем у россиян, безусловно, лучше поддержать нашего производителя. Не исключено, что вопрос этот будет решаться и через тендер... Какое решение мы примем, сегодня сказать сложно, но в любом случае оно будет оптимальным.
— А как насчет подержанных вагонов? Слышала, что такой вариант вы тоже рассматриваете.
— Рассматриваем как один из возможных. Но в данном случае важно понимать, что означает слово «подержанные». Если тот состав, который полностью выработал свой ресурс, то это не совсем целесообразно, потому что влечет за собой большие дополнительные затраты. Поэтому, конечно, речь может идти только о тех вагонах, которые еще технически пригодны к эксплуатации — с заменой агрегатов такая машина может обойтись вдвое дешевле, чем новая, что, естественно, даст возможность приобрести большее количество подвижного состава. Только на такой основе. Это могут быть немецкие или чешские вагоны. Там уровень эксплуатации гораздо качественнее, чем у нас: в первую очередь, в нормальном состоянии находится путевое хозяйство. Потому и подвижной состав не приходит в такую негодность. У нас же 70 из 250 км путей фактически непригодны к эксплуатации, и, конечно, когда по таким рельсам идет трамвай, ничего хорошего с ним не происходит. В любом случае сейчас этот вопрос всесторонне изучается и просто так деньги никто не потратит. Потому что мы заинтересованы в том, чтобы на купленном возить людей, а не бесконечно ремонтироваться.
Справка. ХКП «Горэлектротранс» перевозит более 800 тысяч пассажиров в сутки. Это половина всех городских перевозок, которые осуществляются всеми видами транспорта за день. В работе находится 730 единиц подвижного состава: 338 троллейбусов и 392 трамвая. Отработали свой амортизационный срок (допустим, для трамвая он составляет 16 лет, а сегодня на маршрутах после соответствующей замены агрегатов ходят машины, которым уже исполнилось и по 30 лет) 80 парка. Средний возраст трамваев составляет более 20 лет, троллейбусов — более 11 лет.
Автор: Юлия АТОЯН
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.